Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение электродуговых покрытий из бронз и псевдосплавов для реновации и повышения ресурса узлов трения судовых машин и механизмов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подтверждена эффективность применения электродуговых антифрикционных покрытий для ремонта и изготовления деталей узлов трения снижением расхода цветного металла, уменьшением трудоемкости и повышением ресурса деталей судовых узлов трения в опытно-промышленной деятельности ОАО ННИИММ «Прометей». Научная работа позволила расширить номенклатуру восстанавливаемых деталей в ОАО «СК «Волжское… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ путей повышения работоспособности и ремонта узлов трения судовых энергетических машин
    • 1. 1. Оценка работоспособности типовых деталей судовых узлов 10 трения
    • 1. 2. Обзор традиционных технологий восстановления и повышения 15 ресурса
    • 1. 3. Нанесение электродуговых покрытий — эффективный способ 18 ресурсосбережения
    • 1. 4. Проблемы применения электродуговых покрытий в 30 судостроении
    • 1. 5. Выводы к первой главе
  • Глава 2. Материалы и методы исследований и испытаний 39 электродуговых покрытий
    • 2. 1. Алгоритм выбора материала покрытия
    • 2. 2. Разработка методики лабораторных испытаний 42 антифрикционных свойств покрытий
    • 2. 3. Методика измерения твердости покрытий
    • 2. 4. Методика определения пористости и плотности
    • 2. 5. Оценка методик испытания прочности сцепления
      • 2. 5. 1. Клеевой метод
      • 2. 5. 2. Штифтовой метод
      • 2. 5. 3. Метод сдвига кольцевого слоя
    • 2. 6. Методика металлографического исследования
    • 2. 7. Методы определения механических свойств покрытий и системы 55 «покрытие-основа»
    • 2. 8. Методы исследования влияния покрытий на механические свойства основного материала
    • 2. 9. Выводы по второй главе
  • Глава 3. Физико-механические свойства электродуговых покрытий 59 из бронз
    • 3. 1. Микроструктура, микротвердость, химический состав, 60 пористость и модуль упругости покрытий
    • 3. 2. Особенности прочностных свойств покрытий
      • 3. 2. 1. Разрушение покрытий при растяжении в системе «покрытие — 66 основа»
      • 3. 2. 2. Прочность сцепления в условиях растягивающей нагрузки
    • 3. 3. Антифрикционные свойства покрытий и компактных бронз в 82 сравнении
    • 3. 4. Влияние покрытий на механическую прочность основного 85 материала
      • 3. 4. 1. Влияние на временной предел прочности, предел текучести и 86 относительное сужение основного материала
      • 3. 4. 2. Влияние на ударную вязкость основного материала
      • 3. 4. 3. Влияние на усталостную прочность основного материала
    • 3. 5. Выводы к третьей главе
  • Глава 4. Экспериментальное исследование антифрикционных 101 свойств псевдосплавов в сравнении с баббитом Б
    • 4. 1. Антифрикционные свойства в условиях трения со смазкой
    • 4. 2. Трение и износ в экстремальных условиях эксплуатации
    • 4. 3. Прирабатываемость псевдосплавов относительно баббита Б
    • 4. 4. Выводы к четвертой главе
  • Глава5. Технология восстановления и изготовления вновь 121 подшипниковых деталей узлов трения с применением электродуговых антифрикционных покрытий
    • 5. 1. Общая схема технологического процесса нанесения покрытий
    • 5. 2. Особенности технологии электродугового напыления псевдосплавов
    • 5. 3. Электродуговое напыление бронз
    • 5. 4. Механическая обработка покрытий
      • 5. 4. 1. Технологические режимы механической обработки бронз
      • 5. 4. 2. Технологические режимы механической обработки 133 псевдосплавов
    • 5. 5. Особенности технологического процесса нанесения 134 электродуговых покрытий
    • 5. 6. Практическое применение электродуговых покрытий из бронз и псевдосплавов
    • 5. 7. Выводы к пятой главе

Применение электродуговых покрытий из бронз и псевдосплавов для реновации и повышения ресурса узлов трения судовых машин и механизмов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Развитие современного речного транспорта неразрывно связано с проблемой повышения долговечности деталей судового машиностроения. Ежегодно судоремонтные предприятия расходуют более 40% всего потребляемого металла на изготовление запасных деталей различных узлов трения, в шихту сдается до 300 тыс. деталей при износе сопрягаемых поверхностей 0,5.2,0 мм и потере массы 3.5%.

Способы повышения ресурса валов, как наиболее дорогостоящих деталей пары трения, достаточно изучены, отработаны и продолжают совершенствоваться. Втулки и вкладыши, образующие трибосопряжение с валами, как правило, изнашиваются быстрее. Но в большинстве случаев их не восстанавливают, а заменяют новыми. Традиционно рабочий слой втулок и вкладышей изготавливают из антифрикционных материалов на основе меди, олова, алюминия и их сплавов. Заготовками для них служат отливки, поковки, прокат. При этом нерационально расходуется дефицитный и дорогостоящий цветной металл. Повышение ресурса и снижение затрат на изготовление и ремонт деталей подшипниковых узлов трения судовых машин и механизмов — одна из важнейших задач научных работников, технологов, конструкторов.

Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение газотермических покрытий (ГТП). Внедрение ГТП в судостроении начало развиваться быстрыми темпами в конце 80-х прошлого столетия. Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, проведенными в те годы, было показано, что ГТП целесообразно применять для обеспечения износостойкости и антифрикционных свойств деталей узлов трения машин и механизмов. В целях внедрения ГТП в судостроительной отрасли в 80-е годы создавались участки по производству деталей и изделий с плазменными, детонационными и электродуговыми покрытиями. Однако в 90-е годы в связи с изменением экономического положения в стране внедрение ГТП при изготовлении деталей практически прекратилось. Плазменное и детонационное напыление, на которое делалась основная ставка в повышении ресурса деталей судового машиностроения, требовало больших затрат: высокая стоимость оборудования, применение дорогостоящих газов, отсутствие достаточного научно-технологического обеспечения и квалифицированных кадров, привело практически к остановке работ по ГТП. За рубежом в это время интенсивно проводились работы по применению ГТП, разрабатывалась новая техника напыления. Например, сверхзвуковые системы, с помощью которых получают плотные и с высокой прочностью покрытия. Стоимость этих систем в настоящее время превышает 2 млн. рублей, что примерно, в 5−10 раз выше стоимости серийного оборудования отечественного производства.

Электродуговое напыление серийными аппаратами отечественного производства, отличающееся простотой и дешевизной оборудования, высокой производительностью, не требующее дефицитных газов, изначально было сориентировано только на защиту от коррозии сварных металлоконструкций. Свойства электродуговых покрытий для других целей практически не исследовались.

К настоящему времени отсутствует необходимая и достаточная справочная и регламентирующая литература по эксплуатационным свойствам и технологии нанесения антифрикционных электродуговых покрытий.

В связи с этим внедрение электродугового напыления для повышения ресурса и восстановления деталей с целью обеспечения сменно-запасными частями судоремонтных предприятий остается проблематичным.

Работа автора по научному обоснованию применения электродуговых антифрикционных покрытий выполнялась по хоздоговорной тематике с предприятиями речного флота и ремонтными предприятиями ОАО Газпром.

Целью работы является повышение ресурса и реновация деталей узлов трения судовых машин и механизмов, снижение расхода цветного металла.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установить и обосновать на основании аналитического обзора эффективность применения электродугового нанесения покрытий при изготовлении и ремонте деталей.

2. Исследовать антифрикционные свойства и пределы работоспособности электродуговых бронзовых покрытий в сравнении с антифрикционными свойствами одноименных материалов, получаемых металлургическим путем.

3. Установить закономерности изменения антифрикционных свойств электродуговых покрытий из псевдосплавов в зависимости от величины контактного давления в различных условиях трения: со смазкой, прекращением подачи и обводнением смазки.

4. Разработать методику исследования характера разрушения покрытия в системе «покрытие — основа» и обосновать его работоспособность в пределах упругой деформации основного материала.

5. Исследовать влияние электродуговых покрытий на механические свойства основного материала.

6. На основе теоретических и экспериментальных исследований разработать технологию электродугового напыления антифрикционных материалов на детали судовых опор скольжения.

Материалами для исследований и испытаний выбраны электродуговые покрытия из бронз Бр АМц 9−2, Бр ОЦ 4−3, баббита марки Б83 и псевдосплавов системы Fe-Al, Fe-Cu, Cu-Al.

Объектом исследований являются детали судовых трибосопряженийподшипники скольжения. Научная новизна. Научная новизна полученных в диссертации результатов заключается в следующем:

1. Выполнено научное обоснование целесообразности применения электродуговых антифрикционных покрытий, как для ремонта, так и при изготовлении новых деталей узлов трения, включающее комплексное решение задач установления их прочностных и трибологических свойств и разработки технологического процесса нанесения.

2. Разработаны применительно к газотермическим покрытиям методики оценки прочностных и трибологических свойств.

3. Впервые экспериментально и теоретически доказана работоспособность электродуговых покрытий из бронз марок Бр АМц9−2 и Бр ОЦ4−3 в системе «покрытие — основа» при растяжении в области упругой деформации основного материала.

4. Разработана ресурсосберегающая технология нанесения антифрикционных электродуговых покрытий, устанавливающая оптимальные режимы напыления.

На защиту выносятся следующие основные результаты и положения:

1. Методики оценки износостойкости и прочностных свойств электродуговых покрытий.

2. Результаты испытаний антифрикционных и прочностных свойств покрытий, влияния покрытий на прочностные свойства основного материала при статическом, ударном и циклическом воздействии нагрузки.

3. Технологические основы процесса электродугового нанесения антифрикционных покрытий.

Личный вклад автора. При непосредственном участии автора сформулированы основные цели и задачи испытаний и исследований, выполнен анализ, разработка новых и уточнение действующих методик испытаний, выполнена большая часть экспериментальных работ и металлографических исследований, непосредственно автором разработана технология нанесения электродуговых покрытий, обобщенные результаты диссертационной работы внедрены в производство.

Практическая ценность работы в следующем: 1. Установлена взаимозаменяемость по антифрикционным свойствам электродуговых покрытий и компактных материалов из цветных сплавов на основе меди и олова, получаемых металлургическими способами.

2.Разработана ресурсосберегающая технология нанесения антифрикционных покрытий, позволяющая экономно использовать цветные металлы и сплавы при ремонте и изготовлении сменно-запасных частей.

3.Подтверждена эффективность применения электродуговых антифрикционных покрытий для ремонта и изготовления деталей узлов трения снижением расхода цветного металла, уменьшением трудоемкости и повышением ресурса деталей судовых узлов трения в опытно-промышленной деятельности ОАО ННИИММ «Прометей». Научная работа позволила расширить номенклатуру восстанавливаемых деталей в ОАО «СК «Волжское пароходство», организовать участок электродугового нанесения покрытий на ремонтном предприятии ДО АО «Центрэнергогаз ОАО «Газпром».

Достоверность полученных результатов обеспечена применением апробированных методов исследования микроструктуры, механических и антифрикционных свойств материалов и покрытий, подтверждена большим объемом экспериментальных данных, применением математических способов обработки. Результаты испытаний хорошо согласуются с полученными ранее другими исследователями результатами экспериментов. Достоверность результатов подтверждена промышленным апробированием разработанных технологических процессов и натурными испытаниями.

Апробация работы. Результаты исследований обсуждались и получили положительную оценку на Международном научно-промышленном форуме «Великие реки — 2007» (Нижний Новгород, 2007). Основные положения диссертации опубликованы в 11 печатных работах, одном авторском свидетельстве и представлены 5 научно-исследовательскими отчетами по хоздоговорной тематике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав и заключения. Основной текст диссертации изложен на 159 страницах машинописного текста, в том числе 64 рисунка и 36 таблиц. Список библиографических источников включает 157 наименований.

Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

1. Обоснована целесообразность применения электродуговых покрытий при изготовлении и реновации деталей узлов трения судовых машин и механизмов.

2. Экспериментально доказано, что антифрикционные свойства и пределы работоспособности по нагрузке схватывания электродуговых покрытий из бронз выше, чем у одноименных компактных материалов, получаемых металлургическим путем.

3. Установлены закономерности изменения антифрикционных свойств электродуговых покрытий из псевдосплавов от величины контактного напряжения в различных условиях трения: со смазкой, прекращением подачи и обводнением смазкипоказано, что электродуговые покрытия из псевдосплавов по антифрикционным свойствам и предельной нагрузке до схватывания превышают литой баббит Б83.

4. Исследован характер разрушения и получено обоснование сохранения целостности покрытия в пределах упругой деформации основного материала при растяжении в системе «покрытие — основа».

5. Показано, что электродуговые покрытия из бронз не снижают механических свойств основного материала при статическом, ударном и циклическом воздействии нагрузки.

6. На основе теоретических и экспериментальных исследований разработана технология электродугового напыления антифрикционных материалов на детали узлов трения судовых машин и механизмов.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.Matting, H.D.Steffens. Metall, 1963, V.17. № 6. Р.34
  2. Barbezat M., Keller S., Wuest G. Internal Plasma Spray Process for Celynder Bores in Automotive Industry/Proc. of the 15th Int. Thermal Spray Conf. 25−29 May, 1998. Nice, France. Vol. 2. P. 963−974.
  3. Delaet M. Thermally Sprayed Piston Ring Coatings for Use in Tomorrows Heavy Duty Engines/ Proc. of the lllh Int. Conf. On Surface Modification Ttchnologies. Sept/ 8−10, 1997/Paris, France. P.256−273
  4. Harris D.H., Lutz J. Thtrmal Barrier Coatings-Tecnology for Diesel Engines// SAE Technology for Diesel Engines//SAE Techn. Pap.Ser. 1998. N 880 437. P. 6.
  5. Makoto Aruma. Development of Surface Treatments for Marine diesel Engine cylinder liner/ Makoto Aruma and other // Kawasaki Heavy Industries, LTD, Cinak Congress 2004, Kyoto.
  6. A.c. 107 052 Способ нанесения на металлическую или иную основу антифрикционных и фрикционных покрытий (псевдосплавов)/ А. И. Пономарев. Заявл. 17.02. № 497/443 658
  7. А.с. 1 705 402 СССР, С23С4/08. Состав для напыления антифрикционных покрытий/ В. И. Лопухин и др. .№ 4 746 467/02. Заявл.27.07.89. Опубл. 15.01.92. Бюл.№ 2.
  8. , А.А. Авторское свидетельство № 49 706.
  9. Г. Всесторонний анализ минимальный износ/ Г. Абрамов, В. Хмелевская, А Кузьмин, Р. Хамзин, И. Зайцев.// Двигатель. — 1999. — № 3. -С.24−26.
  10. , А.Ф. Трение и изнашивание металлов в углеводородных жидкостях. /А.Ф. Аксенов. -М.: Машиностроение, 1977.- 152 с.
  11. Г. П. Справочник техника-конструктора по судовому машиностроению/Г.П. Алексеев. JL: Судостроение, 1967. — 436 с.
  12. Антифрикционные псевдосплавы/ A.M. Эдельсон. М.:Машгиз, 1960.
  13. , Е.В. Газотермическое напыление покрытий / Е. В. Антошин М.: Машиностроение, 1974.- 97 с.
  14. В.Н. Порошковая металлургия и напыленные покрытия: учебник для вузов. /В.Н. Анциферов, Г. В. Бобров, JI.K. Дружинин и др. М.: Металлургия, 1987. — 792 с.
  15. А.Е. Повышение прочностных и антифрикционных свойств газотермических покрытий на подшипниках скольжения: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.16.01: Балуев Алексей Евгеньевич. М., 1999. — 19 с.
  16. , O.K. Технология судоремонта/ O.K. Балякин, В. И. Седых, В.В. Тарасов
  17. В.А. Управление напряженным состоянием и свойства плазменных покрытий / В. А. Барвинок. М.: Машиностроение, 1990. — 384 с. — ISBN 5217−852−0.
  18. С.С. Детонационные покрытия в машиностроении. JL: Машиностроение, 1982.— 215 с.
  19. С.В. Пористые металлы в машиностроении / С. В. Белов. М.: Машиностроение, 1981.- 247 с.
  20. , М.А. Технология активированного газопламенного напыления антифрикционных покрытий/ М. А. Белоцерковский.- Минск.: Технопринт, 2004. 200 с.
  21. Е.К. Неразрушающий контроль качества газотермических покрытий / Е. К. Березин, М. А. Глебова, и др.// Контроль. Диагностика. 2003. № 8. -С.47−49.
  22. Е.К. Применение газотермического напыления в технологии изготовления защитных втулок узлов уплотнений с целью повышения их работоспособности: автореф. дисс. канд.техн. наук:05.03.01, 05.02.01 / Березин Евгений Кимович. Н. Новгород, 2003. — 24 с.
  23. , Ю.С. Газотермические покрытия из порошковых материалов / Ю. С. Борисов, Ю. А. Харламов, C.JI. Сидоренко, Е. Н. Ардатовская. Киев.: Наукова Думка, 1987.- 544 с.
  24. Ф.П. Трение и смазка / Ф. П. Боуден, Д. Тейбор. М.: Машиностроение, 1960.- 152 с.
  25. , А.С. Нанесение баббитов на поверхности трения электродуговой металлизацией/ А. С. Булгаков, Д.И. Фильченков// Строительные и дорожные машины.- 1984.-№ 7.
  26. Н.А. Триботехнические материалы / Н. А Буше//Практическая трибология. Мировой опыт. Т.1 М.: Наука и техника, 1994. — 451 е.- ISBN 5−900 359−07−7.
  27. , В.А. Дизели. Справочник/ В. А. Ваншейдт. — М.: Транспорт, 1964.
  28. П.А. Теория и практика газопламенного напыления / П. А. Витязь, B.C. Ивашко, Е. Д. Манойло и др. Наука и техника, Минск — 1993. 294 с.
  29. , В.М. Работоспособность упрочненных трущихся поверхностей / В. М. Власов. М.: Машиностроение, 1987.- 306 с.
  30. , B.C. Восстановление газотермическим напылением бандажных полок лопаток турбин ГТД, подверженных высокотемпературной фреттинг-коррозии/ В. С. Волков и др.//Теория и практика газотермического нанесения покрытий.- Дмитров, 1985- т.З.
  31. Д.Т. Подшипниковые опоры современных машин/ Д. Т. Гаевик М.: Машиностроение, 1985. — 248 с.
  32. Газотермическое напыление /Л.Х.Балдаев и др.- .: Маркет ДС, 2007. 344 c. ISBN 978−5-7958−0146−9/
  33. М.А. Расчет подшипниковых узлов / М. А. Галахов, А. Н. Бурмистров. М.: Машиностроение. 1988 — 272 с.
  34. , Н.Н. Исследование монометаллических подшипников из алюминиевых сплавов с целью применения при ремонте судовых дизелей: дис. кандидата тех. наук: защищена 1968. Ленинград, 1968 — 216 с.
  35. Д. Н. Триботехника. Конструирование, изготовление и эксплуатация машин/ Д. Н. Гаркунов. М.: Издательство МСХА, 2002.632 с.
  36. Д.Н. Виды трения и износа. Эксплуатационные повреждения деталей машин / Д. Н. Гаркунов, П. И. Корник М.: Изд-во МСХА, 2003. — 344 с.-ISBN5−94 327−171−6.
  37. Д.Н. Триботехника: Учебник для студентов втузов. — 2-у изд., перераб и доп. М.: Машиностроение, 1989. — 328 с. 5−217−348−0.
  38. .Т. Ремонт промышленного оборудования / Б. Т. Гельберг, Г. Д. Пекелис. М.: Высшая школа, 1988. — 304 с.
  39. М.А. Взаимовлияние газотермического покрытия и основного материала детали на их механические свойства/ М. А. Глебова, А.Б.Корнев// Упрочняющие технологии и покрытия — 2005. № 6. -С. 47−53.
  40. М.А. К вопросу о механических свойствах износостойких газотермических покрытий и композитов" «сталь — газотермическое покрытие» / М. А. Глебова, А. Б. Корнев, В. В. Глебов // Эффект безызносности и триботехнологии. — 2003. № 1. -С. 49−59.
  41. М.А. К вопросу о твердости газотермических покрытий / М. А. Глебова, А. Б. Корнев, Е.К. Березин// Контроль. Диагностика. 2003. № 6. — С.39−43.
  42. М.А. Контроль прочности сцепления газотермических покрытий. / М. А. Глебова, А. Б. Корнев, В. В. Глебов. //' Упрочняющие технологии и покрытия 2005. — № 2. -С. 45−50.
  43. М.А. Повышение качества газотермических покрытий при термической обработке токами высокой частоты и лазерным лучом / М. А. Глебова, А. Б. Корнев и др. // Сварочное производство. 2004. — № 6. С.43−46.
  44. М.А. Сравнительные свойства псевдосплавов и баббита Б83 в экстремальных условиях эксплуатации/ М.А. Глебова// докл. Международный научно-промышленный форум «Великие реки». Нижний Новгород, 2007, ISBN 5−87 941−359−4.
  45. М.А. Финишная обработка подшипниковых материалов, полученных электродуговой металлизацией. /М.А. Глебова, А. Б. Корнев // Новые технологии в машиностроении, металлургии, материаловедении и высшем образовании. Н. Новгород — 2001. — С.305−307
  46. Глебова М. А. Термическая обработка подшипниковых материалов, полученных электродуговой металлизацией. /М.А. Глебова, А. Б. Корнев // Новые технологии в машиностроении, металлургии, материаловедении и высшем образовании. — Н. Новгород — 2001. — С.271−275.
  47. ГОСТ 1497–73. Металлы. Методы испытаний на растяжение. — Введ.01.01.74.
  48. ГОСТ 25.502−79. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость. Введ. 01.01.81.
  49. ГОСТ 28 076 -89. Газотермическое напыление. Термины и определения.
  50. ГОСТ 28 302 89. Покрытия газотермические защитные из цинка и алюминия металлических конструкций.
  51. ГОСТ 28 844. Покрытия газотермические упрочняющие и восстанавливающие. Общие требования. — М.: Изд-во стандартов, 1991. — 15 с.
  52. ГОСТ 9.304 — 87. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля. -М.: Гос. комитет СССР по стандартам
  53. ГОСТ 9012–59. Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю. -Введ.01.016.60.
  54. ГОСТ 9013–59. Металлы и сплавы. Метод измерений твердости по Роквеллу. Шкалы А, В иС.-Введ. 01.01. 69.
  55. ГОСТ 9450. Метод испытания на микротвердость вдавливанием алмазной пирамиды.
  56. Л.И. Плазменное напыление/ Л. И. Готлиб. — М.:Центр.Институт • научн.-техн. информ. химнефтемаш, 1970. — вып.28. 72 с.
  57. А.Н. Судовые устройства / А. Н. Гурович, А. А. Родионов, В. И. Асиновский, Д.А. Гринберг- JL: Судостроение, 1967, 412 с.
  58. В.Д. Пути увеличения ресурса работы цилиндропоршневой группы в дизельных двигателях (плазменные технологии в восстановлении и упрочнении деталей)// Российские железные дороги. Партнер. 2004. № 6(70). С. 103.
  59. Э.Т. К вопросу об окислении пористых тел. / Денисенко Э. Т., Панфилов Ю.А.//Порошковая металлургия. 1966, № 10
  60. Н.Н. Применение активированной электродуговой металлизации для нанесения антикоррозионных покрытий/ Н. Н. Дорожкин, В. Э Барановский, А. П. Елистратов, А.С.Прядко//Морской транспорт. Серия «Судоремонт», Э.-И. вып.2(531).: 1985. С.9−12.
  61. B.C. Опыт Мурманского СРЗ по восстановлению деталей методами газотермического напыления./В.С. Дубчак. — В/О «Мортехинформреклама», серия «Судоремонт», вып.20, Москва, 1987 г. С. 1−10.
  62. С.Ю. Повышение ресурса поршневых компрессионных колец при изготовлении сменно-запасных частей в судоремонте: автореф. дисс.канд.техн. наук: 05.08.04/ Ефремов Сергей Юрьевич. Н. Новгород, 2005.- 19 с.
  63. И.А. Новый способ соединения меди и медных сплавов со сталью. / И. А, Закс. Л. ЛДНТП, 1969. — 28 с.
  64. Зильберг Ю. Я. Современные антифрикционные сплавы на алюминиевой основе /Ю.А. Зильберг, Хрущов К. М. М.: НАТИ, Вып. 12, 1960. — 28 с.
  65. , В.Е. Механические свойства металлов/ В. Е. Золоторевский.1. М.: МИСИС, 1998.- 400 с.
  66. В.П. Ремонтное производство и окружающая среда: проблемы и решения / В. П. Иванов, В. В. Доморацкий // Тяжелое машиностроение 2000. — № 2 -С.4−5.
  67. Иванова, В. С. Природа усталости металлов/ B.C. Иванова, B.C. Терентьев. — М. Металлургия. 1975. — С.
  68. , А.Ф. Перспективы развития газопламенного напыления высококачественных покрытий/ А. Ф. Ильюшенко, Е. Д. Манойло, Э.Н.Толстяк/ЛГяжелое машиностроение. — 2000. № 2. — С. 14−17. — ISSN 0131−1336.
  69. , А.Ф. Плазменное напыление гетерогенных антифрикционных покрытий/ А. Ф. Ильюшенко и др.// Газотермическое напыление в промышленности 93- Докл. Межд. Семинара — С.-Петербург, 1993. — С.78−83.
  70. В.П. Восстановление шеек осей вагонных колесных пар электродуговой металлизацией напылением /В.П. Казьмин, А. Н. Пурехов. //Вестник ВНИИЖД, 2002,№ 1.
  71. , В.П. Восстановление деталей подвижного состава / В. П. Казьмин, Г. К. Сидоров, А.Н.Хомутников//Сварочное производство 1999.- № 2.- 31−35
  72. Авторское свидетельство № 1 555 650 от 08.12.1989. Бюллетень № 13, 07.04.90. Рогинский В. Э., Глебова М. А., Назаров В. Г. Образец для определения прочности сцепления покрытия с основой на сдвиг.
  73. И.Н. Изготовление и ремонт деталей механизмов с применением технологии плазменного напыления. / И. Н. Катков, М. А. Глебова и др. // Морской транспорт, серия «Судоремонт». М.1985. — С.16−20.
  74. Коваленко B.C./ B.C. Коваленко. Металлографические реактивы. Справочник. М.: Металлургия, 1981.
  75. А.Б. Опыт применения газотермических покрытий при ремонте узлов трения крупногабаритного энергетического оборудования. / А. Б. Корнев, Е. К. Березин, М. А. Глебова. // Компрессорная техника и пневматика. 2002. -№ 11.-С. 24−29.
  76. А.Б. Разработка стратегии ремонта трибосопряжений крупногабартиных деталей с применением газотермического напыления в судоремонтном производстве: автореф. дисс.канд.техн. наук: 05.08.04/ Корнев Андрей Борисович. Н. Новгород, 2006. -23 с.
  77. Л.Г. Влияние скорости скольжения и условий смазки на износостойкость плазменного покрытия из бронзы Бр ОФ 6,5−0,5. / Л. Г. Коршунов, М. А. Глебова и др. // Порошковая металлургия, межвузовский сборник научных трудов. — Пермь, 1979. С. 67−73.
  78. .И. Качество поверхности и трение в машинах. / Б. И. Костецкий, Н. Ф. Колесниченко. Киев.: Техника, 1969. 216 с.
  79. Костецкий Б.И./Надежность и долговечность машин/Б.И. Костецкий, И. Г. Носовский, Л. И. Бершадский, А. К. Караулов. Техника, 1975. — 408 с.
  80. ИВ. Трение и износ. / И. В. Крагельский. М.: Машиностроение, 1968 —480 с.
  81. И.В. Трение, изнашивание и смазка. Справочник / И. В. Крагельский. — М.: Машиностроение, 1979, т. 1 — 358 с.
  82. JI.B. Трибологические свойства обратных пар трения. Вестник ДГТУ, 2003. т. 3, № 3(17). ISBN 5−7890−0277−3.
  83. , А.Н., Низкотемпературная плазма в металлургии / А. Н. Краснов,
  84. B.Г. Зильберберг, С. Ю. Шаривкер. -М.гМеталлургия, 1970. 216 с.
  85. Кращин М.Д./ Исследование точности определения износа методом вырезанных лунок. Сб-к: Определение износа деталей машин за короткие периоды работы. Под ред М. М. Хрущова, «Машиностроение». М., 1965 г.
  86. Э. Напыление металлов, керамики и пластмасс/ Э. Кречмар. — М.: Машиностроение, 1966. — 432 с.
  87. , Е.И. Совершенствование технической эксплуатации судовых дизелей/Е.И. Крылов М., Транспорт. — 1983.-215 с.
  88. И.Д. Упрочнение деталей автосцепки подвижного состава железных дорог металлизационными покрытиями /Кулагин И.Д. и др.//Теория и практика газотермического нанесения покрытий, т.З. — Дмитров, 1985.1. C.31−33.
  89. , А .Я. Газотермические покрытия в дизелестроении/ А .Я. Кулик. — JL: ЛДНТП, 1989.-23 с.
  90. , А.Я. Опыт применения кавитационностойких и износостойких газотермических покрытий в судовом машиностроении/А.Я. Кулик. — Л.: ЛДНТП, 1986, 24 с.
  91. ЮЗ.Кутьков А. А. Износостойкие и антифрикционные покрытия / А. А. Кутьков. -М.: Машиностроение, 1976. 152 с.
  92. , Ю.М. Материаловедение. ЯО.М.Лахтин, В. П. Леонтьева. М. Машиностроение, 1980. — С.384, 493 с.
  93. Е.С. Справочник механика и моториста теплохода. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Транспорт, 1981. — 1981. — 352 с.
  94. В.Н. Эффективные методы восстановления деталей/ В. Н. Лозинский.// Железнодорожный транспорт. 1998. — № 9. — С.36−41.
  95. , Г. Г. Физико-химические процессы при плазменном напылении и разрушении материалов с покрытиями/Г.Г. Максимович, В. Ф. Шатинский, В. И. Копылов. Киев: Наукова Думка, 1983.- 264 с.
  96. М.В. /М.В. Мальцев. Металлография промышленных цветных металлов и сплавов. — М.: Металлургия, 1970, 364 с.
  97. Ю.И. Разработка и использование технологий лазерного упрочнения и плазменного напыления при изготовлении и ремонте деталей судовых ДВС с целью повышения их ресурса: автореферат дис. д-ра техн.наук. Н. Новгород. 2002. 36 с.
  98. , Н.В. Восстановление деталей машин / Н. В. Молодык, А. С. Зенкин. М.: Машиностроение, 1989. — 480 с.
  99. , Г. В. Применение газотермического напыления для защиты от фреттинг-коррозии / Г. В. Мотовилин, М. И. Золотарь, П. Н. Тарасенко.// Теория и практика газотермического нанесения покрытий Дмитров, 1985 -т.З.
  100. А.Д. Пористые антифрикционные материалы / А. Д. Мошков. М.: Машиностроение, 1968, 207 с.
  101. Надежность и ремонт машин/В.В.Курчаткин, Н. Ф. Тельнов, К. А. Ачкасов и др. -М.:Колос, 2000. -776 с
  102. М.К. Судовые дизельные установки: Справочник. /М.К. Овсянников, В. А. Петухов. Л.: Судостроение, 1986. — 424 с.
  103. ОСТ 31.003.0−74 Подшипники скольжения судовые с антифрикционным слоем из баббита. Технические требования к материалам. Типовые технологические процессы. Общие технические требования.
  104. ОСТ 31.003.1−74. Заливка баббитом подшипников скольжения. Технические требования к материалам заготовок. Типовой технологический процесс.
  105. ОСТ 31.003.2−74. Деграфитизация поверхностей чугунных подшипников. Типовой технологический процесс.
  106. ОСТ 31.003.3−74. Приготовление флюсов для лужения подшипников. Типовой технологический процесс.
  107. OCT 31.003.4−74. Исправление дефектов из баббита подшипников. Типовой технологический процесс.
  108. ОСТ 31.003.5−74. Контроль качества соединения (приставания) баббита с основой подшипников.
  109. ОСТ 31.003.6−74. Нанесение приработочного покрытия. Типовой технологический процесс.
  110. ОСТ 5.4311 — 80 Подшипники скольжения промежуточных и упорных валов судовых валопроводов. Общие технические условия.
  111. ОСТ 5.5154 — 74 Подшипники скольжения и сальники гребных валов. Типы, основные размеры и технические требования.
  112. ОСТ. 9910 83. Покрытия антифрикционные, износостойкие, коррозионностойкие для деталей судового машиностроения. Нанесение покрытий методом плазменного напыления. Типовой технологический процесс.
  113. С.В. Восстановление металлизацией тяжело нагруженных дизельных коленвалов/ С.В. петров, А. Г. Саков, A.M. Бояджан// Автоматическая сварка. 1999. № 8. С.43−46.
  114. С.В. Газотермические покрытия для упрочнения тяжело нагруженных деталей мощных дизелей / С. В. Петров, В. Н. Коржик, В. Ф. Горбань, В. Д. Демидов, А.В. Новоселов// Упрочняющие технологии и покрытия 2005. — № 6. — С.20−30.
  115. , Д.В. Основы технологии износостойких и антифрикционных покрытий/ Д. В. Плетнев, В. Н. Брусенцова М.: Машиностроение, 1968.
  116. Л.И. Повышение надежности трибосопряжений / Л. И. Погодаев, В. Н. Кузьмин, П. П. Дудко, С-Пб.: Академия транспорта РФ, 2001. 304 с.
  117. М.С. Технология упрочнения/ С. С. Поляк т.1 — М.: «Л.В.М. -СКРИПТ» «Машиностроение», 1995, 832 c. ISBN-5−217−2 810−6.
  118. Г. А. и др. Сталь-молибденовые газотермические покрытия для поршневых колец форсированных дизелей. Сварочное производство.^ 1, 1977, стр. 20−22.
  119. Л.Ю. Исследование методов испытаний на изнашивание. М.: Наука. 1978.- 116 с
  120. В.Г. и др. Нанесение баббитов на поверхности трения электродуговой металлизацией. Строительные и дорожные машины.№ 7, 1984, стр.6−7.
  121. РД 5.9250−76. Материалы антифрикционные, применяемые в судостроении. Технические требования.
  122. Ремонт речных судов. Справочник/ Ю. К. Аристов, Ф. Ф. Бенуа, А. А. Вышеславцев и др.: под ред. А. Ф. Видецкого. — М.: «Транспорт», 1988. — 431 с.
  123. М.Б. Подшипники в судовой технике./М.Б. Рубин, В. Е. Бахарева. — Л.: Судостроение, 1987. 344 с.
  124. В.М. Наплавка антифрикционных бронз./ В. М. Сагалевич, Б. С. Денисов. НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1974, № 11, 41 с.
  125. , А.Г. Сопротивление усталости деталей с покрытиями из самофлюсующихся сплавов/ А. Г. Сбрижер // Сварочное производство -1986.- № 7.
  126. С.Н. Основы технологии судового машиностроения / С. Н. Соловьев С.Пб.: Судостроение. 1992. -352 с.
  127. Ю.Н. Ремонт судовых дизелей/Ю.Н.Спиридонов, Н. Ф. Рукавишников. М.: Транспорт, 1989. 288 с.
  128. , В.П. Восстановление деталей судовых технических средств/В.П. Сторожев// Серия «Судоремонт» 1990. — вып. 1(17) — С. 1−60.
  129. , Л.И. Методы исследований материалов: структура, свойства и процессы нанесения неорганических покрытий/Л.И. Тушинский и др.. — М.: Мир, 2004. 384 с. — ISBN 5−03−3 572−9/г'
  130. И.М. Защитные покрытия путь к экономии металлов/И.М. Федорченко//Защитные покрытия на металлах. — Киев, 1980.- Вып. 14. — С. З-6.
  131. Фильченков, Д. И. Напыление баббита на детали подшипников скольжения планетарных редукторов/ Д. И. Фильченков и др.//Сварочное производство. — 1985.- № 9.- с. 32.
  132. М. Структуры двойных сплавов/М.Хансен, К. Андерко. М.: Металлургиздат, 1962.- 345 с.
  133. , Ю.А. Газотермическое напыление покрытий и экологичность производства, эксплуатации и ремонта машин / Ю. А. Харламов //Тяжелое машиностроение-2000 № 2.-с. 10−13.
  134. А. Наплавка и напыление/ А. Хасуи, О. Моригаки.М.: Машиностроение, 1985. — 239 с.
  135. А. Техника напыления/ А. Хасуи.М.: Машиностроение, 1975. — 287 с.
  136. В.Б. Основы технологии восстановления деталей дизелей методом газотермического напыления.: Дис. д-ра техн. наук. СПб: СПГУВК, 1996, 334 с.
  137. , М. Металлические и керамические покрытия / М. Хонинг, В. Васантасри, П.Сидки.- М.: Мир, 2000.-517 с.
  138. М.М., Беркович Е. С. Определение износа деталей машин методом искусственных баз. Изд. АН СССР, М., 1959.
  139. B.C. Эксплуатация судовых дизельных установок/ B.C. Цветков, В. И. Горелкин, Ю. П. Шанин.- Нижний Новгород, 1995. — 524 с.
  140. , В.И. Ремонт деталей металлургических машин / В. И. Цеков. М.: Металлургия, 1987. 320 с.
  141. П.Г. Поры в твердом теле / П. Г. Черемской, В. В. Слезов, В. И. Бетехтин. М.: Энергоатомиздат, 1990. 376 с. — ISBN 5−283−3 781 -9.
  142. JI.A. Наплавка медных сплавов на сталь в судовом машиностроении. / Л. А. Чкалов, А. Е. Вайнерман. ЦНИИ «Румб», 1989. — 58 с.
  143. , Ю.Л. Развитие методов искусственных баз для оценки износа поверхностей/ Ю. Л. Шепельский //Трение и износ.- 1968.- Т.9, № 2 С.247−255.
  144. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (Г0СК0МИ30ВРЕТЕН ИЙ) I
Заполнить форму текущей работой