Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методов повышения достоверности и автоматизации наземного контроля бортовых систем и комплексов воздушного судна для обеспечения безопасности полетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен качественный анализ структуры решений системы дифференциальных уравнений ВС в целях диагностики и контроля. Получена структура диагностической пространственной матрицы, являющейся объединением (суммой) матрицы контролируемых параметров, матрицы воздействия внешней среды и матрицы рекомендаций или управляющих воздействий. Пространственная структура создается подобными матрицами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДОСТОВЕРНОСТИ НАЗЕМНОГО КОНТРОЛЯ И СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА
    • 1. Л. Анализ отказов бортовых систем и воздушного судна в целом
      • 1. 2. Методы повышения достоверности контроля
      • 1. 3. Обзор существующих автоматизированных систем контроля
      • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ И АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    • 2. 1. Влияние на безопасность полетов достоверности контроля
    • 2. 2. Оценка уровня безопасности полетов, обусловленного достоверностью контроля
    • 2. 3. Выводы
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ НАЗЕМНОГО КОНТРОЛЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА
    • 3. 1. Анализ контролируемых параметров и дефекта назначения допусков на бортовые системы и комплексы воздушного судна
      • 3. 1. 1. Математическая модель системы контролируемых параметров бортовых систем и комплексов воздушного судна
      • 3. 1. 2. Достоверность допускового контроля
      • 3. 1. 3. Анализ вероятностей рисков заказчика и изготовителя, порожденных дефектом назначения допусков, и разработка математической модели
        • 3. 1. 3. 1. Анализ величины дефекта назначения допусков и его зависимость от числа контролируемых параметров для случая равной плотности вероятности
        • 3. 1. 3. 2. Анализ величины дефекта назначения допусков и его зависимость от числа контролируемых параметров при их распределении по нормальному закону
        • 3. 1. 3. 3. Вывод формулы вероятности риска изготовителя
      • 3. 1. 4. Вывод формул вероятностей рисков заказчика и изготовителя в области их одновременного существования
      • 3. 1. 5. Исследование функций вероятностей рисков изготовителя и заказчика в зависимости от числа контролируемых параметров
      • 3. 1. 6. Достоверность допускового контроля с учетом дефекта назначения допусков
    • 3. 2. Разработка критериев качества бортовых систем и воздушного судна в целом, реализуемых средствами автоматизированного контроля

    3.2.1. Анализ структуры решения системы дифференциальных уравнений воздушного судна для диагностики и контроля. Диаграмма ' «Воздушное судно — среда» в «-мерном пространстве контролируемых и управляющих параметров.

    3.2.2. Разработка критерия качества бортовых систем и воздушного судна в целом, основанного на нахождении выходного сигнала канала управления в пределах допуска в статическом режиме. Возможность автоматизированного проведения регулировочных работ.

    3.2.3. Разработка критерия качества бортовой системы, реализующей минимальное отклонение переходного процесса реальной системы от расчетного переходного процесса.

    3.2.4. Исследование гиперповерхности качества.

    3.2.5. Ошибки контроля, возникающие за счет представления функции показателя качества в виде ряда Тейлора.

    3.2.6. Свойства «-мерного пространства контролируемых и управляющих параметров.

    3.2.6.1. Влияние «-мерности пространства контролируемых параметров на ком-плексирование бортовых комплексов воздушного судна.

    3.2.6.2. Получение оптимального по минимуму времени тренда в «-мерном пространстве управляющих и контролируемых параметров для предотвращения авиационного происшествия.

    3.2.6.3. Диаграмма «Воздушное судно — среда» в «-мерном пространстве контролируемых и управляющих параметров.

    3.3. Разработка метода бездефектного допускового кон- троля.

    3.3.1. Метод бездефектного допускового контроля с использованием уравнения гиперповерхности качества.

    3.3.2. Метод бездефектного допускового контроля.

    3.3.2.1. Постановка задачи и нахождение отображающих функций.

    3.3.2.2. Преобразование гиперповерхности качества, имеющий вид произвольной функции, представленной разложением в ряд Тейлора.

    3.3.2.3. Метод бездефектного допускового контроля.

    3.4. Выводы.

    ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ И

    ИСПЫТАНИЙ.

    4.1. Этап предпроектных работ и выбор соисполнителей.

    4.2. Направление работ по автоматизации окончательных стадий производства самолетостроительного предприятия.

    4.3. Курирование работ по проектированию и изготовлению. Приемка техдокументации.

    4.4. Вопросы отраслевого внедрения.

    4.5. Этап внедрения автоматизированных систем контроля, САПР и программных комплексов и испытательных задач в цехах окончательного производства.

    4.5.1. Средства автоматизации входного контроля.

    4.5.2. Средства автоматизации изготовления и контроля электротехнического оборудования.

    4.5.3. Средства автоматизации испытаний бортовых систем в цехе окончательной сборки и на контрольно-испытательной станции.

    4.5.4. Направления, работ по автоматизации летно-испытательной станции.

    4.5.5. Средства автоматизации испытаний универсального назначения.

    4.5.6. Автоматизированная система проведения испытаний

    4.6. Выводы.

    ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА.

    5.1. Экономический эффект от внедрения автоматизированных систем контроля.

    5.2. Расчет ожидаемого предотвращенного ущерба за счет повышения уровня безопасности полетов.

    5.3. Определение срока опытной эксплуатации для различных типов автоматизированных систем.

    5.4. Взаимосвязи технико-экономических показателей результатов внедрения автоматизированных систем контроля, САПР и программных комплексов.

    5.5. Определение зависимости коэффициента автоматизации от капитальных затрат на создание автоматизированных систем контроля.

    5.6. Определение оптимального коэффициента автоматизации контрольно-испытательных работ.

    5.7. Тенденции развития массогабаритных, энергоемкостных характеристик и коммутационной емкости наземных автоматизированных систем контроля.

    5.8. Достоверность, объективность и субъективность контроля.

    5.9. Доработка автоматизированных систем контроля и программных комплексов в процессе эксплуатации.

    5.10. Конструктивные и технологические особенности воздушного судна, сдерживающие внедрение автоматизированного контроля.

    5.11. Повышение производительности ИСАК-ЭЖ при недостаточных объемах коммутационного поля.

    5.12. Использование автоматизированных систем контроля в процессе обучения.:.

    5.13. Роль и место этапа разработки технических требований к автоматизированным системам контроля.

    5.14. Технические требования к автоматизированным системам контроля.

    5.15. Методы проектирования автоматизированных систем контроля.

    5.16. Технические требования к бортовым системам и комплексам воздушного судна.

    5.17. Организационно-технические мероприятия.

    5.18. Перечень перспективных работ по разработке и внедрению автоматизированных систем контроля.

    5.19. Выводы.

Разработка методов повышения достоверности и автоматизации наземного контроля бортовых систем и комплексов воздушного судна для обеспечения безопасности полетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безопасность полетов — актуальная проблема современной авиации, решение которой требует системного подхода. На безопасность функционирования авиационно-транспортной системы влияет огромное количество факторов. Поэтому большое значение имеет исследование любых причин, влияющих на безопасность полетов.

Учет неблагоприятных факторов, исследование причинно-следственных связей и разработка мероприятий по снижению роли неблагоприятных факторов позволят повысить показатель безопасности полетов.

В' результате анализа отказов бортовых систем и воздушного судна (ВС) в целом было выявлено влияние нового неблагоприятного фактора, получившего название дефекта допусков и субъективных ошибок операторов при проведении контроля, испытаний и отработки ВС, заключающихся в" снижении достоверности наземного контроля. Исследования" показали, что оба эти фактора могут быть парированы, внедрением автоматизированного контроля.

Известно, что повышение достоверности обнаружения отказов и неисправностей при испытаниях воздушного судна и его бортовых систем представляет собой один из основных путей обеспечениякачества и предотвращения проникновения отказов, и дефектов производства в эксплуатациючто напрямую связано с безопасностью полетов.

Решению этих проблем посвящены работы многих авторов: Е.Ю. Бар-зиловича, Ю. К. Беляева, В. Г. Воробьева, Б. В. Зубкова, Л. Г. Евланова, Ю. В. Кожевникова, Е. И. Кринецкого, А. Н. Коптева, А. В. Мозгалевского, П. П. Пархоменко, Р. В. Сакач, И. Ю. Юсупова и других.

В разработанной Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности Программе развития авиационной техники России на 2001;2010 гг. и на период до 2015 г., одобренной Правительством Российской Федерации [184], предусмотрен серийный выпуск современных комфортабельных самолетов и вертолетов, не уступающих лучшим мировым разработкам. Такую авиационную технику невозможно создать без развитой испытательной базы, совершенной технологии испытаний и объективного испытательного оборудования. Одним из основных направлений является создание автоматизированных систем контроля. Эти системы увеличивают производительность труда, достоверность и объективность контроля, исключают субъективный фактор. Все это повышает качество изделий авиационной техники и является производственной компонентой безопасности полетов.

Диссертационная работа основывается на материалах теоретических экспериментальных исследований, выполненных автором в НПО Прикладной механики им. М. Ф. Решетнева г. Красноярска-26, на Ульяновском авиационном промышленном комплексе (УАПК) и в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (УВАУ ГА) в период с 1975 по 2007 гг. Автор принял участие в проведении работ по разработке и внедрению автоматизированных систем контроля (АСК), системавтоматизированного проектирования (САПР), программ контроля и программных комплексов (ПК) испытательных задач.

Большая часть работ по созданию АСК завершилась их успешным внедрением в промышленную эксплуатацию. Тем не менее опыт внедрения и эксплуатации показал необходимость уточнения теории контроля и испытаний бортовых систем, расширения области применения автоматизированных систем контроля от серийного производства до этапа эксплуатации. Возникает необходимость применения бортовых АСК при наземных испытаниях. В-функции бортовых АСК следует ввести режим «подсказки» экипажу или авиадиспетчерам при возникновении усложненных ситуаций. Такие системы получили название систем интеллектуальной поддержки.

Объект исследования.

Обеспечение безопасности полетов.

Предмет исследования.

Методы повышения достоверности и автоматизации наземного контроля бортовых систем и комплексов ВС.

Цель работы.

Разработка методов повышения достоверности и автоматизации наземного контроля бортовых систем и комплексов воздушного судна для обеспечения безопасности полетов.

Задачи работы.

1. Анализ отказов бортовых систем и воздушного судна (ВС), достаточности уровня достоверности контроля и методы его повышения.

2. Оценка влияния повышения достоверности и автоматизации контроля на уровень безопасности полетов.

3. Создание математической модели контролируемых параметров при многоуровневой организации допускового контроля.

4. Разработка математической модели достоверности допускового контроля при наличии дефекта допусков, порождающего вероятности рисков изготовителя и заказчика и исследование дефекта допусков.

5. Создание математической модели, описывающей комбинации контролируемых параметров, параметры внешней среды и рекомендации для экипажа на всех этапах полета.

6. Разработка критериев качества, обеспечивающих требования к отклонению выходного сигнала бортовой системы или ВС в целом, исключающих дефект допусков. Исследование гиперповерхности качества.

7. Разработка метода бездефектного допускового контроля.

8. Анализ методологии создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем контроля для окончательного производства самолетостроительного предприятия.

9. Обобщение результатов внедрения автоматизированных систем контроля и САПР программ контроля.

10. Разработка технических требований к автоматизированным системам контроля, требований к бортовым системам и комплексам ВС. Проработка технических характеристик АСК для применения на ремонтных заводах.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач в работе используются математический анализ, аналитическая геометрия, элементы тензорного анализа, теория вероятностей и математическая статистика, теория автоматического управления, теория контроля и испытаний, теория проектирования автоматизированных систем управления техническими процессами (АСУ ТП), автоматизированных систем контроля (АСК), САПР.

Научная новизна.

1. Проведен анализ отказов ВС, порожденных дефектом допусков. В рамках модели Л. Г. Евланова получены аналитические зависимости вероятностей риска изготовителя и риска заказчика путем интегрирования в «-мерном пространстве при распределении контролируемых параметров по закону равной плотности и по нормальному закону. Получены аналитические выражения условных вероятностей признания годного изделия годным, негодного негодным, негодного годным и годного негодным и общей достоверности контроля при наличии дефекта допусков. Исследованы зависимости вероятностей рисков заказчика и изготовителя, условных вероятностей от числа контролируемых параметров и взаимного расположения зон контрольных допусков и гиперповерхности качества.

2. Разработана математическая модель контролируемых параметров для многоуровневой организации допускового контроля, которая позволяет представить функцию критерия качества как функцию критерия качества от контролируемых параметров, представленной в виде разложения в степенной ряд.

3. Выполнена оценка влияния дефекта допусков и субъективного фактора при наземном контроле на уровень безопасности полетов. Технико-экономический эффект, полученный за счет повышения достоверности контроля, позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшей автоматизации испытательных работ.

4. Из качественного анализа структуры решения системы линейных дифференциальных уравнений для различных этапов полета получена трехмерная диагностическая матрица, описывающая ситуации отказов (по комбинациям контролируемых параметров) и параметров внешней среды для этапов полета.

5. Разработаны критерии качества, обеспечивающие отклонения выходного сигнала от заданного уровня или от расчетного переходного процесса бортовой системы или BG в целом. Исследована гиперповерхность качества и получено ее более точное представление в виде гиперламеоида вместо принятого ранее в теории гиперэллипсоида.

Гиперовалоид качества применен к техническим вопросам: комплекси-рования'бортовых систем и комплексов ВС, представления диаграммы «ВС — внешняя среда» в «-мерном пространстве.

6. Разработан метод бездефектного допускового контроля, который позволяет исключить влияние вероятностей рисков изготовителя и заказчика с точностью, определяемой количеством членов ряда Тейлора.

7. Проанализирован опыт внедрения автоматизированных систем контроля, САПР программ контроля и программных комплексов для испытанийразработаны технические требования к новому поколению АСК и требования к бортовым системам ВС.

Практическая значимость работы.

1. В промышленную эксплуатацию в цехах окончательного производства самолетостроительного предприятия внедрено: автоматизированных систем контроля на базе ЭВМ — 9, САПР программ контроля — 5, программных комплексов для решения испытательных задач — 12 — с общим экономическим эффектом в 1 531 313 рублей в ценах 1985 г. Проведенные работы позволили повысить достоверность и объективность контроля, снизить влияние субъективного фактора, снизить трудоемкость контроля.

2. Разработаны методы повышения достоверности наземного контроля путем разработки АСК для обеспечения безопасности полетов. Оценено влияние повышения достоверности и автоматизации контроля на уровень безопасности полетов. Повышение уровня безопасности полетов составит от 4,91 до 7,85%, экономическая прибыль от повышения достоверности и автоматизации наземного контроля за счет исключения ущерба от дефекта допусков и субъективных ошибок оператора составит от 5,6 до 9,1 млрд рублей.

3. Разработаны комплекты конструкторской, технологической и эксплуатационной документации для развертывания отраслевого внедрения. Документация сдана в архив Министерства авиационной промышленности.

4. Разработана математическая модель контролируемых параметров для многоуровневой организации допускового контроля.

5. Разработана математическая модель достоверности допускового контроля при наличии дефекта допусков. Исследован дефект допусков, получены формулы вероятностей рисков изготовителя и заказчика в зависимости от числа контролируемых параметров.

6. Разработаны критерии качества, которые можно применить для* реальных бортовых систем. Исследована гиперповерхность качества и установлено, что она является гиперламеоидом, ранее принимаемая гиперэллипсоидом.

7. Разработан метод бездефектного допускового контроля.

8. Проанализированы методология проектирования-, внедренияи эксплуатации, а также обобщенные результаты внедрения АСК и САПР’программ контроля.

9. Разработаны технические требования к АСК, требования к бортовым системам и комплексам, которые можно использовать при составлении тактико-технических требований (ТТТ), общих технических требований (ОТТ), тактико-технических заданий (ТТЗ).

10. Обобщенные результаты внедрения могут быть применены при составлении ТЗ на новые образцы указанных систем.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: верификацией полученных формул путем проверки их логического непротиворечия, проверкой теоретических положений на экспериментальных данных, практической эксплуатацией автоматизированных систем контроля и САПР программ контроля в окончательном производстве УАПК в течение нескольких лет.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Математическая модель контролируемых параметров при многоуровневой организации допускового контроля, позволяющая выразить критерии качества как функции контролируемых параметров, при представлении критерия качества в виде ряда Тейлора.

1 2. Оценка влияния повышения достоверности контроля за счет исключения дефекта допусков и субъективных ошибок оператора при наземном контроле на уровень безопасности полетов.

3. Математическая модель дефекта допусков и метод расчета по полученным аналитическим зависимостям величины вероятности признания годного изделия негодным и наоборот. Результаты исследования зависимости вероятностей рисков изготовителя и заказчика от числа контролируемых параметров и от взаимного расположения гиперпараллелепипеда допусков и гиперповерхности качества. г 4. Метод бездефектного допускового контроля, применение которого позволяет исключить влияние рисков изготовителя и заказчика на результаты контроля.

5. Критерии качества, обеспечивающие отклонения выходного сигнала бортовых систем от заданного уровня или от расчетного переходного процесса. Представление критерия качества в виде гиперповерхности качества, имеющей форму гиперовалоида, вместо принятого ранее в теории контроля и испытаний гиперэллипсоида. Применение гиперовалоида качества к следующим техническим вопросам: комплексирование бортовых систем и комплексов ВС, представление диаграммы «ВС — внешняя среда» в л-мерном пространстве.

6. Диагностическая трехмерная матрица как модель представления состояния ВС, описывающая ситуации отказов (по комбинациям контролируемых параметров) и параметров внешней среды для этапов полета.

7. Технические требования к проектированию нового поколения АСК и САПР программ контроля.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 18 научно-технических конференциях и семинарах: на отраслевом семинаре «Состояние и перспективы развития автоматизированного технологического оборудования в области контроля и испытаний бортовых систем» (г. Москва, НИАТ) в 1984 г.- на республиканской конференции «Практика и проблемы создания гибких автоматизированных производств на предприятиях республики» (г. Казань) в 1984 г.- на отраслевом совещании «Состояние и перспективы развития производства автоматизированного технологического оборудования для контроля и испытаний бортовых систем» (г. Москва, НИАТ, ДСП) в 1987 г.- на отраслевой конференции «Проблемы комплексной ав-' томатизации функциональных испытаний изделий в машиностроении» г. Москва, НИАТ, ДСП) в 1988 г.- на НТС предприятия п/я А-1046 в 1988 г.- на научно-методической конференции Казанского авиационного института в 1990 г.- на межотраслевом семинаре «Автоматизация отработки и испытаний систем автоматики с цифровым обменом информации» (Москва — Куйбышев, НИАТ) в 1990 г.- на международной конференции «Современные научно-технические проблемы гражданской авиации» (г. Москва, МГТУ) в 1996 г.- на научно-практической конференции «Проблемы совершенствования, подготовки авиационных специалистов» (г. Ульяновск, УВАУ ГА) в 1997 и 1999 гг.- на международной конференции «Современные научно-технические проблемы транспорта России» (г. Ульяновск, УВАУ ГА) в 1999 и 2000 гг.- на международной конференции The Problem of Human-Computer Interaction (г. Ульяновск) в 1999 г.- на научно-практической конференции «Подготовка специалистов гражданской авиации» (г. Ульяновск, УВАУ ГА) в 2001 г.- на международной конференции «Гражданская авиация на рубеже веков» (г. Москва, МГТУ ГА) в 2001 г.- на международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию гражданской авиации России, «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» (г. Москва, МГТУ ГА) в 2003 г.- на пятой международной научно-технической конференции «Чкаловские чтения» (г. Егорьевск, ЕАТК ГА им. В.П. Чкалова) в 2004 г.- на международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки техники и общества» (Москва, МГТУ ГА) в 2006 г.

Публикации.

Основные результаты исследований изложены в 62 печатных работах, из них 11 статей опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных результатов работы, библиографического списка (207 наименований) и содержит 303 страниц основного текста, 68 рисунков, 12 таблиц.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. В результате проведенного анализа статистических данных по дефектам бортовых систем ЛА выделен типичный вид дефектов, не выявляемых в процессе приемо-сдаточных испытаний и при входном контроле, как это показали теоретические расчеты и полученные экспериментальные данные, в подавляющем большинстве случаев являются* проявлением дефекта допусков.

2. Выполнена количественная оценка повышения уровня безопасности полетов за счет повышения достоверности (исключения дефекта допусков и субъективных ошибок) при автоматизации наземного контроля бортовых систем и комплексов ВС. 1.

Повышение УБП составит:

— за счет исключения дефекта допусков — 3,75% (3,75 • 109л. ч" 1);

— за счет исключения субъективных ошибок — (1,16-^-4,1) %.

Общий уровень повышения УБП от прогнозируемого уровня 2010 г. составит (4,91-^-7,85) %. Средняя величина повышения УБП — 6,38%.

3. Уточнена классификация контролируемых параметров, соответствующая современному уровню развития летательных аппаратов. Разработана математическая модель системы контролируемых параметров бортовых систем и комплексов воздушного судна. Получена формула перехода от функции, в которой аргументами являются элементы бортовых систем, к функции, в которой аргументами являются контролируемые параметры, если исходная функция представлена в виде разложения в степенной ряд Тейлора. Этот подход расширен до многоуровневой системы организации допускового контроля.

4. Путем интегрирования в я-мерном пространстве контролируемых параметров получены аналитические формулы для количественной оценки дефекта допусков — вероятности признания негодного изделия годным (риск заказчика), годного изделия негодным (риск изготовителя) и достоверности допускового контроля в зависимости от величин контролируемых допусков и числа контролируемых параметров при условии распределения контролируемых параметров по законам равной плотности вероятности и по нормальному закону. Исследован вид этих функциональных зависимостей. Выявлено наличие линейной зависимости между риском заказчика и риском изготовителя, порожденных дефектом допусков.

5. Проведен качественный анализ структуры решений системы дифференциальных уравнений ВС в целях диагностики и контроля. Получена структура диагностической пространственной матрицы, являющейся объединением (суммой) матрицы контролируемых параметров, матрицы воздействия внешней среды и матрицы рекомендаций или управляющих воздействий. Пространственная структура создается подобными матрицами, образующими ее слой, записанными для каждого этапа полета. Оценен общий объем информации. Определены пути сокращения информации до приемлемых объемов, реализуемых бортовыми ЭВМ. Предложена клеточная матрица, описывающая ВС отдельно по бортовым системам. Эти матрицы являются теоретическим основанием для реализации бортовых АСК и бортовых систем «подсказки» экипажу в усложненных ситуациях. В качестве основного носителя информации выбрана матрица, а не «дерево» отказов или дендрит.

6. Разработан критерий качества бортовых систем и ВС в целом, основанный на нахождении выходного сигнала канала управления в пределах. до-пуска в статическом режиме. Определена возможность автоматизированного выполнения регулировочных работ.

7. Разработан критерий качества бортовой системы, реализующий минимальное отклонение переходного процесса реальной системы от расчетного переходного процесса.

8. Проведено исследование на экстремум гиперповерхности качества, с помощью определителя Гессе показана выпуклая форма этой гиперповерхности. Проведен анализ формы гиперповерхности, имеющей члены выше второго порядка малости. Расчетным путем показан переход от гиперэллипсоида к гиперовалоиду. Определены ошибки, возникающие за счет представления функции показателя качества в виде ряда Тейлора.

9. Рассмотрено влияние «-мерности пространства контролируемых параметров и управляющих воздействий на проведение работ по комплекси-рованию бортового оборудования и на диаграмму «Воздушное судновнешняя среда».

10. Разработан метод бездефектного допускового контроля, что позволяет обеспечить проведение допускового контроля, свободного от проявления дефекта допусков. Проведена оценка точности метода. Разработаны алгоритмы и программное обеспечение вычисления риска заказчика и риска изготовителя, порожденных дефектом допусков (прямая и обратная задачи) в вариантах САПР и программах обработки результатов измерений в автоматизированных системах контроля.

11. Определены направления работ по автоматизации окончательных стадий производства самолетостроительного предприятия: цеха входного контроля, цехов электрожгутов и электросборок (включая средства механизации изготовления электротехнического оборудования), цеха окончательной сборки,.контрольно-испытательной станции.

12. Выполнен расчет ожидаемого предотвращенного ущерба, который составит от 5,656 до 9,141 млрд рублей. Рассмотрен процесс внедрения в промышленную эксплуатацию девяти автоматизированных систем контроля на базе ЭВМ, пяти САПР программ контроля и двенадцати программных комплексов для решения испытательных задач с общим экономическим эффектом 1 53 Г 313 рублей в ценах 1985 г. Оценены затраты на автоматизацию контроля бортовых систем. 13. Рассмотрена организация: работ по курированию,. проектированию-. изготовлению— приемке техдокументации для-дальнейшего отраслевого вне. дрения. Получены сводные данные, по стоимости работ, технико-экономическим эффектам, коэффициентам автоматизации, повышению^ достоверности контроля, по сокращению времени и трудоемкости испытаний.

14. Построена и аппроксимирована зависимость коэффициента: автоматизации от капитальных вложений, определен оптимальный по затратам коэффициент автоматизации. Проанализированы тенденции развития массо-габаритных, энергоемких, объемных характеристик и коммутационной емкости погодам.

15. Рассмотрена достоверность, объективность и субъективность контроля и уточнена их классификация для самолетостроительного завода.

16. Рассмотрен вопрос повышения производительности АСК при недостаточных объемах коммутационного поля. Решена задача условного экстремума.

17. В целях дальнейшего развития работ по созданию автоматизированных систем контроля разработаны:

— технические требования к автоматизированным системам контроля на основании опыта внедрения и эксплуатации АСК, САПР, ПК;

— технические требования к бортовым системам и комплексам, упрощающие создание автоматизированных систем контроля;

— организационно-технические мероприятия дальнейшего развития этих работ;

— составлен перечень перспективных работ в. области автоматизации на основании опыта внедрения АСК, САПР, ПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В завершение проведенных исследований приведем общие выводы по работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационные цифровые системы контроля и управления / под ред. д В. А. Мясникова, В. П. Петрова. Л.: Машиностроение, 1976. — 608 с.
  2. Автоматизированное проектирование узлов и блоков РЭС средствами современных САПР: учебник для вузов / под ред. И. Г. Мироненко. М.: Высшая школа, 2002. — 391 с.
  3. Автоматизированные испытания в авиастроении / Р. И. Адгамов и др. — М.: Машиностроение. 1989. 232 с.
  4. Автоматизированный стенд контроля комплексной системы кондиционирования воздуха (АСК КСКВ) изделия 400: отчет о НИР: 72 613.115.00.00.000 ГО. Москва: НИАТ, 1984. — 77 с.
  5. , Л.Н. Теоретические основы испытаний и экспериментальная обработка сложных технических систем / Л. Н. Александровская, В. И. Круглов, А. Г. Кузнецов. М.: Высшая школа, 2002. — 463 с.
  6. , О.В. Автоматизация проектирования радиоэлектронных средств / О. В. Алексеев М.: Высшая школа, 2000. — 479 с.
  7. Анализ применения’в АСК микроЭВМ: техническая справка: M-I-I7, № ГР 80 068 451 / A.M. Лебедев, А. Е. Бирюков, Е. М. Мазур, B.C. Моисеев, И. Н. Урахчинский. Казань: КАИ, 1983. — 56 с.
  8. Аналитическое и машинное проектирование автоматизированных систем испытаний авиационных двигателей / Ю. И. Кожевников, B.C. Моисеев, Ю. В. Мелузов, А. Х. Хайруллин. -М.: Машиностроение, 1980.-216 с.
  9. , Ю.Н. Дифференциально-геометрические методы в теории управления (обзор) / Ю. Н. Андреев // Автоматика и телемеханика: журн. АН СССР. 1982.-№ 10.-С. 5−47.
  10. , Ю.П. Новая техника- повышение эффективности создания и освоения / Ю. П. Анискин, Н. К. Моисеева, А. В. Проскуряков. М.: Машиностроение, 1984. — 192 с.
  11. , Ю.Х. Исследование стохастической связи результатов приемосдаточных испытаний и эксплуатации изделия / Ю. Х. Ахохов, В. Г. Степанов // Авиационная промышленность. 1983. — № 4.
  12. , Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем / Е. Ю. Барзилович. М.: Высшая. школа, 1982. — 231 с.
  13. Безопасность полетов / Р. В. Сакач и др. М.: Транспорт, 1989.239 с.
  14. Безопасность полетов летательных аппаратов / под ред. B.C. Иванова. М.: Изд-во ВВИА им. Жуковского, 2003. — 365 с.
  15. , Ю.К. Оптимальные границы для контрольных допусков / Ю. К. Беляев, И. А. Ушаков // О надежности сложных технических систем. — М.: Сов. радио, 1966.
  16. , П.Н. Производство широкофюзеляжных самолетов / П. Н. Белянин. -М.: Машиностроение, 1979. 360 с.
  17. , П.Н. Технология и оборудование для производства широкофюзеляжных самолетов в США / П. Н. Белянин. М.: Машиностроение, 1979.-256 с.
  18. , И.А. Техническая диагностика / И. А. Биргер. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
  19. , А.Е. Анализ применения в автоматизированных системах контроля микроЭВМ: техническая справка № госрегистрации 80 068 451, шифр 1−17 / А. Е. Бирюков, A.M. Лебедев, Е. М. Мазур, B.C. Моисеев, И. Н: Урахчинский. — Казань: КАИ, 1983 56 с.
  20. , В.Г. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов / В. Г. Блохин. М.: Радио и связь, 1997 — 232 с.
  21. , Н.А. Основные вопросы теории точности производства* / Н. А. Бородачев. М.: Изд-во АН СССР, I960. — 416 с.
  22. , В.Б. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / В. Б. Бочкарев, Г. А. Крыжановский, Н. Н. Сухих. М.: Транспорт, 1999. — 319 с.
  23. , И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов / И. Н. Бронштейн, К. А. Семендяев. М.: Наука, 1965. -608 с.
  24. , Г. И. Оценка характеристик систем управления летательными аппаратами / Г. И. Бутко, В. А. Иваницкий, Ю. П. Порывкин. М.: Машиностроение, 1983. — 272 с.
  25. , В. Вариационное исчисление и оптимальное управление: учебник для вузов / В. Ванько. М.: МГТУ им. Баумана, 2001. — 488 с.
  26. , Б.В. Прогнозирование надежности и эффективности радиоэлектронных устройств / Б. В*. Васильев. М.: Сов. радио, 1970: — 334 с.
  27. , Е.С. Теория вероятностей / Е. С. Вентцель. М*.: Наука, 1964.-576 с.
  28. , В.А. Определение точности допусковых контрольно-измерительных устройств / В. А. Вигман, Б. Б. Дунаев // Измерительная техника. 1963. — № 1.-С. 11−14.
  29. , Б.Н. Характеристики надежности автоматизированной предрабочей проверки / Б. Н. Волгин // О надежности сложных технических систем. — М.: Сов. радио, 1966.
  30. , Л.И. Автоматизация производственных процессов : учеб. пособие / Л. И. Волчкевич. М.: Машиностроение, 2004. — 320 с.
  31. , А.В. Контроль исправности модулей с помощью, микроЭВМ/ А. В. Вульфсон // Приборы и системы управления. 1984. — № 9: — С. 26.
  32. , М.Я. Справочник по высшей математике / М.Я. Вы-гдский. -М.: Наука, 1977 870 с.
  33. , Ю.С. Об особенностях регулировки радиоизмерительных приборов / Ю. С. Гаврилов, А. В. Келин, В. М. Криксунов // Измерительная техника. 1969. — № 6.
  34. , Д.В. Малая выборка / Д. В. Гаскаров, В. И. Шаповалов. -М.: Статистика, 1979.-248 с.
  35. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 6-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 1998.-479 с.
  36. , Л.С. Математические основы теории управления систем / Л. С. Гноенский, Г. А. Каменский, Л. Э. Эльсгольц. М.: Наука, 1969. -512 с.
  37. , Л.И. Линейная алгебра и некоторые ее приложения / Л. И. Головина. М.: Наука, 1971.-288 с.
  38. , Б.И. Автоматическое управление : учебник / Б. И. Горошков. М.: Академия, 2003. — 304 с.
  39. Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдения. Основные положения: ГОСТ 8.207−76. Введ. 01.01.77.
  40. , Р.С. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта / Р. С. Гутер, Б. В. Овчинский. М.: Наука, 1970.
  41. , К.Я. Возможности повышения производительности труда при создании АСУ-ТП путем автоматизации проектирования / К. Я. Давиденко // Приборы и системы управления. 1985. — № 9. — С. 3−6.
  42. , П.С. Техническая диагностика радиотехнических устройств и систем / П. С. Давыдов. М.: Радио и связь, 1986. — 256 с.
  43. , Ю.Т. Основы автоматизации и комплексирования бортовых информационных систем / Ю. Т. Давыдов, А. И. Репнин. М.: Изд-во МАИ, 1996.- 172 с.
  44. , О. Аффинная геометрия / О. Делонье. М.: Гостехиздат, 1939.-90 с.
  45. Диагностические комплексы систем автоматического самолетовождения / В. А. Игнатов и др. М.: Транспорт, 1975. — 272 с.
  46. Диалектический материализм и техникознание / под общ. ред. проф. В. И. Белозерцева. Воронеж, 1980. — 150 с.
  47. , В.А. Определение оптимального объема контроля бортовой РЭА по критерию максимальной достоверности контроля / В. А. Дойников, П. Ф. Баркан // Авиационная промышленность. 1980. — № 4.
  48. , Т.В. Инженерный метод определения вероятностей ошибок первого и второго рода при допусковом контроле параметров / Т. В. Донецкая, А. И. Сиднев // Метрология. 1983. — № 8.
  49. Допуски и посадки: справочник: Ч. 1 / под. ред. В. Д. Мягкова. -JI.: Машиностроение, 1979.
  50. , Б.Б. Обеспечение гарантированного допуска и определение допустимых систематических ошибок измерения / Б. Б. Дунаев, В. А. Вигман. Киев: Наукова думка, 1965. — 13 с.
  51. , Л.Г. Контроль динамических систем / Л. Г. Евланов. — М.: Наука, 1982.-423 с.
  52. , С.В. Системы автоматического управления с переменной структурой / С. В. Емельянов. М.: Наука, 1967. — 336 с.
  53. , В.И. Безопасность полетов летательных аппаратов / В.И.
  54. , B.C. Иванов. М.: Транспорт, 1986.
  55. , О.А. Автоматизированная система проверки фидерных схем самолета ТУ-204 (АСПФС-204, ТП): технический проект 204.00. 00. 00. ИЗ / О. А. Зуев, Ю. В. Пшеничников, Э. Д. Крылова, A.M. Лебедев. Москва: НИАТ, 1991 г. — 90 с. с приложениями.
  56. , О.А. Автоматизированная система проверки фидерных схем самолета ТУ-204 (АСПФС-204, ЭП): технический проект 204.00. 00. 00. ЭИ / О. А. Зуев, Ю. В. Пшеничников, Э. Д. Крылова, A.M. Лебедев. Москва: НИАТ, 1991 г. — 86 с. с приложениями
  57. , В.М. Системы контроля авиационных силовых установок / В. М. Ильинский. М.: Транспорт, 1980. — 87 с.
  58. , В.Н. Сценка технической эффективности мероприятий по повышению надежности выпускаемой продукции последовательным анализом / В. Н. Индосов // Авиационная промышленность. 1984. — № 8.,-С. 71−73.
  59. Испытания радиоэлектронного оборудования / В. П. Щепкин и др. -М.: Машиностроение, 1984. 128 с.
  60. , А.С. Оценка эффективности автоматизированных систем контроля / А. С. Касаткин, И. В. Кузьмин. М.: Энергия, 1967. — 79 с.
  61. , А.С. Эффективность автоматизированных систем контроля / А. С. Касаткин. М.: Энергия, 1975.
  62. Ким, Н. В. Формирование структуры интеллектуальной системы «помощник летчика» / Н. В. Ким // Известия академии наук. Теория и системы управления. 1996. — № 3. — С. 133−137.
  63. , В.И. Пакет программ расчета оптимальных градуиро-вочных полиномов БДО: отчет о НИР: 071.001−01 3101−1 / В. И. Кириллов,
  64. B.C. Моисеев Казань: КАИ, ОНИЛ МО АСУ-ТП, 1986. — 15 с.
  65. , Л.Г. Бортовые информационные системы обеспечения безопасности пилотируемых летательных аппаратов: учеб. пособие / Л. Г. Кирпичникова, Л. С. Матвиенко. М.: Изд-во МАИ, 1994. — 68 с.
  66. , Ю.В. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов / Ю. В. Кожевников. М.: Машиностроение, 2002.-416 с.
  67. , Г. Н. Методика сопровождения инженерных алгоритмов контроля: отчет о НИР: 5. 5642. 4201. 373. Методика 2. 0383. 231 / Г. Н. Колманович, И. С. Корнеичев, Э. Д. Крылова, А. М: Лебедев, А. А. Афанасьев. М.: НИАТ, 1986.-Юс.
  68. Контроль функционирования больших систем / Г. П. Шибанов и др. -М.: Машиностроение, 1977. 360 с.
  69. , А.Н. Интегрированная система автоматического контроля электрожгутов (ИСАК-ЭЖ): отчет о НИР: ОЛ 13.06.00.00.000 ГО / А. Н. Коптев, В. А. Прилепский. Куйбышев: КуАИ, ОНИЛ-13, 1985. — 27 с.
  70. , А.Н. Программное обеспечение ИСАК-ЭС: отчет о НИР: ОЛ-13.07−13 101 / А. Н. Коптев, В. А. Прилепский. Куйбышев: ОНИЛ-13, 1987.- Юс.
  71. , А.Н. Техническое задание на исследование и разработку системы автоматизированного технологического контроля и управления монтажом «Текум» / А. Н. Коптев, В. А. Прилепский. Куйбышев: КуАИ, ОНИЛ-13, 1973.-12 с.
  72. , Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн, М.: Наука, 1968 — 720 с.
  73. , И.А. Применение компьютерной технологии в обучении / И. А. Корниенко, A.M. Лебедев, А. Ю. Александров // Материалы научно-методической конференции Казанского авиационного института. Казань, 1990.-С. 19.
  74. , А.А. Телеметрические комплексы летательных аппаратов / А. А. Кошевой. — М.: Машиностроение, 1975. — 253 с.
  75. , Г. Тензорный анализ сетей / Г. Крон. М.: Сов. радио, 1978.719 с.
  76. , Е.И. Летные испытания систем управления летательными аппаратами / Е. И. Кринецкий, Л. Н. Александровская. М.: Машиностроение, 1975. — 193 с.
  77. , П.Д. Обратные задачи динамики в теории автоматического управления: цикл лекций: учеб. пособие / П. Д. Крутько. М.: Машиностроение, 2004. — 576 с.
  78. , Э.Д. Авторский надзор и технологическое сопровождение опытной эксплуатации АСК КСКВ. 5. 5642. 4201. 373: технический отчет 2. 0383. 634 / Э. Д. Крылова, В. Ф. Королев, A.M. Лебедев, Т. В. Уткина. М.: НИАТ, 1986.- 12 с.
  79. , Г. Т. Анализ и синтез систем автоматического регулирования / Г. Т. Кулаков. М.: Технопринт, 2003. — 134 с.
  80. , Б.И. К определению допусков элементов по заданным допускам выходных характеристик контрольно-измерительных систем / Б. И. Курилин // Автометрия. 1969. — № 4.
  81. , С.П. Компания «Авиаприбор-холдинг» сегодня, ее место в производстве авионики и перспективы развития / С. П. Крюков // Мир авио-ники. 2004. — № ю. — С. 7−8.
  82. , A.M. Исследование достоверности допускового контроля / A.M. Лебедев // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. № 86(4). — М.: МГТУ ГА, 2005.-С. 65−70.
  83. , A.M. Метод расчета ожидаемого предотвращенного ущерба от авиационных происшествий : монография / A.M. Лебедев. Ульяновск: УВАУ ГА, 2007. — 155 с.
  84. , A.M. Моделирование на различных этапах производственных испытаний авиационной техники / A.M. Лебедев // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. «Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники». -№ 108.-М.: МГТУ ГА, 2007. С. 125−127.
  85. , A.M. Оценка мероприятий по повышению уровня безопасности полетов величиной предотвращенного ущерба от авиационных происшествий / A.M. Лебедев // Научный вестник УВАУ ГА (И). № 1— Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. — С. 36 — 42.
  86. , A.M. Повышение достоверности обнаружения неисправностей при испытаниях бортовых систем самолетов за счет дефекта допусков : автореферат дис.. канд. техн. наук: 05.07.07 / Лебедев Алексей Михайлович. -Куйбышев: КуАИ, 1988. 16 с.
  87. , A.M. Повышение достоверности обнаружения неисправностей при испытаниях бортовых систем самолетов за счет дефекта допусков : дис.. канд. техн. наук: 05.07.07 / Лебедев Алексей Михайлович. -Куйбышев: КуАИ, 1988. 188 с.
  88. , A.M. Применение математического моделирования для решения задач эксплуатации воздушного транспорта / A.M. Лебедев // Научный вестник УВАУ ГА (И). № 1 — Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. — С. 42 — 45.
  89. , A.M. Создание программного тренажера для обучения летного состава посадке ВПП, расположенной на неровном рельефе при сложных метеоусловиях / A.M. Лебедев, С. Ю. Кадышев // Научный вестник
  90. МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. № Ю8. — М.: МГТУ ГА, 2007. — С. 129−131.
  91. , A.M. Рукопись инв. № 10 256 представлена предприятием и/я Г-4805. Деп. В ЦНТИ «Поиск» № 035−1100-СИП, сер. «Б», 1975, № 11 (95)./ A.M. Лебедев, Б. Н. Князев, Ю. М. Князькин. Красноярск, 1975.
  92. , A.M. К вопросу создания системы риск менеджмента на авиапредприятии / A.M. Лебедев, С. Д. Лобанов, B.C. Мехоношин // Научный вестник УВАУ ГА (И). № 1. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. — С. 145 — 150.
  93. , A.M. Представление процесса обучения как системы с переменой структурой / A.M. Лебедев, B.C. Мехоношин, С. М. Степанов, Н. А. Юганова // Пятая международная НТК «Чкаловские чтения». Егорьевск: ЕФЕЛ ГА им. В. П. Чкалова, 2004. — С. 262.
  94. , A.M. Компьютерные технологии обучения / A.M. Лебедев, Ю. В. Пугачев, Т. Н. Кодратова // Современные научно-технические проблемы гражданской авиации: сб. материалов междунар. научн.-техн. конф. — М.: МГТУ, 1996. С. 247 — 248.
  95. , A.M. Применение ролевой игры в методике преподавания управляющих вычислительных комплексов / A.M. Лебедев, Н. А. Юганова //Подготовка специалистов гражданской авиации: сб. науч. тр. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2001. С. 242.
  96. Летные испытания ракет и космических аппаратов / под ред. Е. И. Кринецкого. М.: Машиностроение, 1979. — 464 с.
  97. , А.В. Комплексная система пилотажно-навигационного оборудования самолета Ту-204 : учеб. пособие. Ч. 2 / А. В. Липин. СПб.: ОЛАГА, 1992.-109 с.
  98. , Б.Н. Бортовая автоматизированная система контроля Ан-124−100 (БАСК-124): учеб. пособие / Б. Н. Ломанцов, A.M. Лебедев, B.C. Мехоношин. Ульяновск: УВАУ ГА, 2003. — 113 с.
  99. , В.А. Автоматизация и оптимизация контроля в производстве радиодеталей / В. А. Лопухин, В. Н. Щафранский. Л.: Энергия, 1980.- 160 с.
  100. , В.А. Обеспечение точности электронной аппаратуры (конструктивно-технологические методы) / В. А. Лопухин. Л.: Энергия., 1980.
  101. , Д. Алгебраическая геометрия. Часть 1. Комплексные проективные многообразия / Д. Мамфорд. М.: Мир, 1979 — 256 с.
  102. Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю. В. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1995. — 847 с.
  103. , Ю.Е. Автоматизированная обработка результатов измерений при летных испытаниях / Ю. Е. Махонькин, З. А. Павлова, А. И. Фальков. — М.: Машиностроение, 1983.
  104. Методы и средства испытаний бортовых систем (опыт передовых предприятий) / В. Г. Подколзин, И. С. Карнеичев, Е. Р. Макаровой др. — М:: НИАТ, 1984.
  105. Методы допускового контроля и диагностики при натурных испытаниях изделия: отчет о НИР' M-I-30, № ГР 80 068 451 / В. А. Талызин, O.K. Мурга, Л. Ю. Александров, A.M. Лебедев-Казань: КАИ, 1984.-48 с.
  106. , B.C. Концепция прогнозирования* состояния авиатранспортной системы /B.C. Мехоношин, А. М1: Лебедев // Современные проблемы машиностроения и транспорта: сб. материалов всеросс. конф. Ульяновск: УлГТУ, 2003. — С. 315−317.
  107. , Е.А. Теория автоматического управления / Е. А. Микрин. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 335 с.
  108. Надежность авиационной техники и безопасность полетов / А. Ф: Аксенов и др.- под ред. И. Ф. Васина // Итоги науки и техники. Т. 10. — М.: ВИНИТИ, 1982.
  109. , В.Г. Стенд контроля системы управления СКСУ-400 : отчет о НИР 72 616.187.00.000. ПЗ ЭП. Воронеж, НИАТ, 1980.-20 с.
  110. , П.П. Принятие решений человеком в авиационных системах управления / П. П. Новиков. М.: Воздушный транспорт, 1980. — 348 с.
  111. , Г. В. Безопасность полета самолета: концепция и технология / Г. В. Новожилов, М. С. Неймарк, Л. Г. Цесаркий. М.: Машиностроение, 2003. — 144 с.
  112. , В.И. Ошибки членов экипажа воздушного судна — признак несовместимости действий экипажа, условий полета и реакции воздушного судна / В. И. Ноздрин // Проблемы безопасности полетов. Вып. 9 — М.: ВИНИТИ, 1997.-С. 3−6.
  113. Обработка и анализ информации при автоматизированных испытаниях ГТД / Р. И. Адгамов и др. М.: Машиностроение, 1987. — 216 с.
  114. Основы синтеза систем летательных аппаратов / А. А. Лебедев и др.- под ред. А. А. Лебедева. М.: МАИ, 1996. — 446 с. 1
  115. ОСТ 1.30−72. Автоматизированный контроль. Методика опре- ' деления требований к точности измерений контролируемых параметров. -Введ. 01.07.1973.-М.: Изд-во стандартов. 1972. — 100 с.
  116. ОСТ 4. Г0.091.034−71. Аппаратура контрольно-измерительная автоматическая. Методы проектирования. Оценка достоверности. — Введ. 01.07.1972. -М.: Изд-во стандартов, 1971.
  117. , В.А. Теория надежности : учебник для вузов / В. А. Острейковский. -М.: Высшая школа, 2003. -463 с.
  118. Перспективные средства СМ ЭВМ для применения в автоматизированных системах контроля: техническая справка М1−18, № ГР 80 068 451 / B.C. Моисеев, В. И. Кириллов, В. Н. Савинов, A.M. Лебедев. Казань: КАИ, 1984.-32 с.
  119. Положение о системе контроля и диагностирования технического состояния авиационной техники в гражданской авиации (структура системыкомплексной диагностики) / Н. И. Белоконь и др. М.: ГосНИИГА, 1984 — 55 с.
  120. , В.А. Безопасность полетов и методы ее обеспечения: учеб. пособие / В. А. Полтавец. М.: Изд-во МАИ, 1996. — 76 с.
  121. , Г. Е. Методы анализа и синтеза квазианалоговых электронных цепей / Г. Е. Пухов. Киев: Наукова думка, 1967.
  122. , В.Ф. О некоторых аспектах автоматизации производства / В. Ф. Пширков // Авиационная промышленность. 1983. — № 1.
  123. , В.М. Оценка параметров автоматического* контроля^ / В. М. Разумный. М .: Энергия, 1975. — 79 с.
  124. , A.M. О возможности формализации концептуальной модели принятия решений при особых ситуациях в полете / A.M. Рогонов,
  125. B.C. Мехоношин, A.M. Лебедев // Современные научно-технические проблемы транспорта России: сб. материалов междунар. научн.-техн. конф. Ульяновск: УВАУ ГА, 1999. — С. 15−19.
  126. , С.К. Достоверность контроля сложных радиоэлектронных систем летательных аппаратов / С. К. Савин, А. А. Никитин, В. И. Кравченко. -М.: Машиностроение, 1984. 167 с.
  127. В.М. Монтаж и испытание гидравлических и пневмаIтических летательных аппаратов / В. М. Сапожников. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1979. — 256 с.
  128. , B.C. Автоматизированная система ресурсных испытаний и входного контроля агрегатов гидрогазовых и топливных систем : эскизный проект / B.C. Свиридов, К. Г. Герман, В. К. Лошаков, A.M. Лебедев. -Горький: НИАТ, 1984. 19 с.
  129. , Т.Ф. Производственные основы надежности самолетов / Т. Ф. Сейфи и др. М.: Машиностроение, 1972. — 284 с.
  130. , А.В. Проектирование автоматизированных систем контроля бортового оборудования летательных аппаратов / А. В. Селезнев, Б. Т. Добрица, P.P." Убар. М.: Машиностроение, 1983. — 224 с.
  131. , В.П. Математический аппарат инженера / В.П. Сигор-ский. Киев: Техника, 1977. — 768 с.
  132. Системы цифрового управления самолетом / А. Д. Александров и др.- под ред. А. Д. Александрова, С. М. Федорова М.: Машиностроение, 1983.-233 с.
  133. , А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения : учеб. пособие / А. В. Соловов. Самара: ОГАУ, 1995. — 138 с.
  134. , Ю.М. Теория автоматического управления* / Ю. М. Соломенцев. М.: Высшая школа, 2003. — 268 с.
  135. , Ю.М. Технологические основы гибких производственных систем / Ю. М. Соломенцев. М.: Высшая школа, 2000. — 255 с.
  136. , П.А. Безотказность авиационной техники и безопасность полетов / П. А. Соломонов. М.: Транспорт, 1977.
  137. , П.А. Технические вопросы обеспечения безопасности полетов / П. А. Соломонов. М.: Воениздат, 1975 — 118 с.
  138. , В.Н. Основы системного анализа / В.Н. Спицна-дель. М.: Бизнес-пресса, 2003. — 326 с.
  139. Статистика: курс лекций / Л. П. Харченок и др.- под ред. В.Г. Ио-нина. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: Инфра-М, 1977. — 310 с.
  140. Статистические методы анализа безопасности сложных технических систем. / Л. Н. Александровская и др.- под ред. В. П. Соколова. М.: Логос, 2001.-232 с.
  141. , А.Ф. Автоматизированные измерительные комплексы /
  142. A.Ф. Страхов. М.: Энергоиздат, 1982. — 216 с.
  143. , С.А. Оценка уровня безопасности полетов на основе оценивания4 рисков столкновений при опасных сближениях воздушных судов / С. А. Сулаев. М.: Транспорт, 1996. — 111 с.
  144. Талызин, В: А. Алгоритмы допускового контроля по оценке характеристики объекта испытаний: отчет о НИР: M-I-53 № ГР 80 060 451 /
  145. B.А. Талызин, АЛО. Александров, A.M. Лебедев. Казань: КАИ, 1985 — 32 с.
  146. Технический отчет по анализу отказов, и неисправностей изделия-«100» как аналога изделия «400». предприятие п/я A-I046: Руководитель работы А. В. Быданов, — инв. 320/231 ДСП от 17.05.1982 г. — Ульяновск, 1982. -305 с.
  147. Технология самолетостроения / под ред. А. А. Абибова. М.: Машиностроение, .1982. — 765-с.
  148. Труханов, В. М:. Надежность технических систем типа подвижных установок- на этапе проектирования- и испытаний опытных образцов / В. М: Труханов. М.: Машиностроение, 2003 — 320 с.
  149. , Е.Т. Проблемы и программа, создания гибких автоматизированных испытательных систем / Е. Т. Удовиченко, Ю. И. Койфман, И: Г. Кольман // Стандарты’и качество. 1985. — № 9. — С. 43−47.
  150. Управляющие вычислительные машины в АСУ технологическими процессами / под ред. Т. Харрисона. М.: Мир, 1975. — 530 с.
  151. Развитие гражданской авиационной техники России на 2002−2010 гг. и на период до 2015 г.: федеральная целевая программа: утв. Пост. Правительства от 15.10.01 № 728.
  152. , М.А. Промышленный эксперимент, его место и роль в познании / М. А. Храмович. Минск, 1972.
  153. , А.Г. Справочник по математике / А. Г. Цыпкин. М.: Наука, 1983.-480 с.
  154. , А.В. Проектирование стендов, для испытаний и кон-, троля* бортовых систем летательных аппаратов / А. В. Чернышев: М.: Машиностроение,. 91 т. — 384 с.
  155. , А.В. Технология монтажа и испытаний бортовых систем летательных аппаратов / А. В. Чернышев. М.: Машиностроение, 1977. -336 с.
  156. , Б.И. Автоматизация и механизация производства / Б. И. Черпаков, Л. И. Вереина. М.: Академия, 2004. — 375 с.
  157. , A.M. Бортовые вычислительные системы / A.M. Шевченко, Э. М. Мамедли, Ю.П. Струков- под ред. Петрова // Итоги науки и техники. Т. 6. Авиастроение. — М.: ВИНИТИ, АН СССР, 1978. — 239 с.
  158. , Г. Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г. Е. Шилов. М.: Наука, 1969. — 352 с.
  159. , Г. Е. Математический анализ (функции нескольких вещественных переменных) Ч. 1,2/ Г. Е. Шилов. М.: Наука, 1972. — 622 с.
  160. , Г. Е. Математический анализ (функции одного переменного) Ч. 1, 2, 3 / Г. Е. Шилов. М.: Наука, 1969. — 880 с.
  161. Элементы теории испытаний и контроля технических систем / В.И. Городецкий"и др.- под ред. Р. М1 Юсупова. Л.: Энергия, 1978.-256 с.
  162. Машиностроение: энциклопедия. Том IV-3. Надежность машин. / под ред. В^В. Клюева. М.: Машиностроение, 2001 — 592 с.
  163. Эффективности и надежность сложных систем / И. Л. Плетнев, А. И. Рембеза, Ю. А. Соколов, В.А. Чалый-Прилуцкий. М.: Машинострение, 1977.
  164. Avionics Test Procedures Bolstered // Aviation Week and Space Technology. 1979. — № 20. — p. 18−190.
  165. Gearhard, L. Design and Implementation of a canned scenario function for the F-16 dynamic system simulator / L. Gearhard, D.L. Dresel // Nat. Aerospace and Electron. Conf. NAECON: proceeding, Dayton, 1981. -N.Y., 1981. p. 10−17.
  166. Jones, H.T. A programmable controller for wind tunnel spin modeles / H.T. Jones // Proceedings of the 25th International Instrumentation Symposium. — Anaheim, 1979. pp. 673−678.
  167. Loesch, R.L. Jiffy years of flight simulation / R.L. Loesch, J. Waddel //V
  168. Conference Proceedings. London, 19 797- p. 90−94.
  169. Long, J.a. Increasing Management Effectiveness / j.a. Long // Quality Progress. 1980. — May. — p. 28−32.
  170. Mills, R.S. The use of minicomputers for control and data handling in dynamics test / R.S. Mills, H. Krawinkler // Proceedings of the 25th International Instrumentation Symposium. Anaheim, 1979. — p. 537−544.
  171. Pouwels, H. Instrumentation for the determination of aircraft performance from dynamic maneuvers / H. Pouwels // Proceedings of the 25th International Instrumentation Symposium. Anaheim, 1979. — p. 611−621.
  172. Redifon to build flight simulators for 757 and 767 // Aircraft Engineering. 1980. — February. — p. 26−27.
  173. Staples, K.J. Current problems of flight simulators for research / K.J. Staples // Aeronautical Journal. 1978. — January. — p. 12−32.
Заполнить форму текущей работой