Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической науке накоплены знания о культуротворческом воздействии образовательной среды профессионального учебного заведения на личность учащегося (Гейжан Н.Ф., Патралов Б.С.), о формировании образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования (Катунова М.Р.), об образовательной среде как системообразующем факторе системы повышения квалификации педагога (Воронцова В. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Образовательная среда педагогического колледжа как объект исследования
    • 1. 2. Образовательная среда педагогического колледжа как источник профессионального самоопределения студентов
    • 1. 3. Ценностные ориентации как ядро профессионального самоопределения студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа
    • 1. 4. Поэтапное освоение студентами образовательной среды педагогического колледжа как путь их профессионального самоопределения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЭТАПНОГО ОСВОЕНИЯ ИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Возможности образовательной среды экспериментального педагогического колледжа для профессионального самоопределения студентов
    • 2. 2. Профессиональное самоопределение студентов на этапах осознания себя в среде и использования среды
    • 2. 3. Профессиональное самоопределение студентов на этапе преобразования среды
  • Выводы по второй главе

Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация отечественного образования ориентирована прежде всего на качество образования человека на различных этапах его жизненного пути. Важным фактором обеспечения такого качества выступает образовательная среда, как макросреда страны, региона, города, так и микросреда конкретного образовательного учреждения. Однако, анализ массовой практики показывает, что этот фактор явно не дооцени-вается в различных образовательных учреждениях, в том числе и в педагогических колледжах, которые призваны содействовать профессиональному становлению будущих педагогов, способных проектировать и использовать возможности различных сред. В одних случаях чрезвычайно бедными оказываются возможности образовательной среды, в других — возможности среды обогащаются, но сами обучающиеся оказываются только потребителями этих возможностей. Более того, иногда и весьма пассивными потребителями.

Таким образом, в современной образовательной ситуации достаточно четко вырисовывается противоречие между требованиями к образовательной среде как фактору личностного и профессионального развития человека и реальным состоянием этой среды, отношением к ней субъектов образования.

В педагогической науке накоплены знания о культуротворческом воздействии образовательной среды профессионального учебного заведения на личность учащегося (Гейжан Н.Ф., Патралов Б.С.), о формировании образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования (Катунова М.Р.), об образовательной среде как системообразующем факторе системы повышения квалификации педагога (Воронцова В.Г.) — о возможностях прогимназии как образовательного пространства развития личности ребенка (Корнева М.И.). В последние годы проблема создания и освоения образовательной среды школы и вузов нашла отражение в диссертационных исследованиях Аникаевой Т. В., Менг Т. М., Полуйковой С. Ю. и др. Однако, в этих работах не исследовались возможности образовательной среды педагогического колледжа.

Имеются исследования, посвященные педагогическим колледжам как образовательным учреждениям, содействующим профессиональному становлению будущих педагогов (Галактионова Т.Г., Дюжакова М. В., Зинкевич Е. Р., Есаулова М. Б., Лобанова Н. П., Редько Л. И. и др.), но и в них образовательная среда не рассматривается как предмет специального изучения.

В педагогической науке достаточно исследований, раскрывающих сущностные характеристики самоопределения (Абульханова-Славская К.А., Бо-жович Л.И., Валеев Д. Ж., Дробницкий О. Г., Зотов Н. Д., Кульневич С. В., Ма-ликина Е.В., Сафин В. Ф. и др.). Имеется немало исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения молодежи (Божович Л.И., Гуревич К. Г., Касаткина Н. Э., Климов Е. Д., Федоришин Б. А., Чистякова С. Н., Шадриков В. Д. и др.), но в них проблема профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа специально не рассматривалась.

Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность возможностей образовательной среды для профессионального самоопределения студентов колледжей определили выбор темы исследования: «Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов».

Цель исследования: выявить педагогические условия, при которых образовательная среда педагогического колледжа становится фактором профессионального самоопределения студентов.

Объект исследования: образовательная среда педагогического колледжа.

Предмет исследования: образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов.

Гипотеза исследования. Исследование строилось на предположении, что условия, при которых образовательная среда педагогического колледжа становится фактором профессионального самоопределения студентов будут выявлены, если будет: определен подход к раскрытию сущности и возможностей образовательной среды как фактора профессионального развития человекавыявлена специфика профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательной среды педагогического колледжаобоснован процесс взаимодействия студентов с образовательной средой в ходе их профессионального самоопределенияосуществлена опытно-экспериментальная реализация возможностей образовательной среды в профессиональном самоопределении студентов педагогического колледжа.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть образовательную среду педагогического колледжа как объект исследования.

2. Выявить возможности образовательной среды педагогического колледжа как источника профессионального самоопределения студентов.

3. Проанализировать взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа.

4. Раскрыть сущность поэтапного освоения студентами образовательной среды педагогического колледжа в ходе их профессионального самоопределения.

5. Обосновать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению студентов в образовательной среде педагогического колледжа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, философской литературы, документов управления образованием и нормативно-правовых актов, статистических данных, программно-методической продукцииобобщение опыта практической деятельности образовательных учрежденийвключенное педагогическое наблюдениепреобразующий экспериментдиагностические методы (наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование и др.) — методы статистической обработки первичных данных.

Теоретико-методологические источники исследования: психолого-педагогические труды (Божович Л.И., Бочарова В. Г., Бродский Ю. С., Выготский JI.C., Гибсон Дж., Дерябо С. Д., Леонтьев А. Н., Мака-реня А.А., Мануйлов Ю. С., Новикова Л. И., Петровский В. А., Радионова Н. Ф., Расчетина С. А., Рубинштейн С. Л., Семенов В. Д., Слободчиков В. И., Ясвин В. А. и др.), обращенные к раскрытию сущности образовательной средыпедагогические работы (Аникаева Т.В., Галактионова Т. Г., Даниличева М. В., Дюжакова М. В., Есаулова М. Б., Лобанова Н. П., Матвеева Л. А., Менг Т. В., Новикова И. А., Ноткина Н. А., Полуйкова С. Ю., Семушина Л. Г. и др.), раскрывающие особенности образовательной среды на различных этапах непрерывного образованияфилософские, социологические и психолого-педагогические труды, связанные с самоопределением личности во взаимосвязи с ее ценностными ориентациями (Абульханова-Славская К.А., Артюхова И. С., Валеев Д. Ж., Васильева З. И., Гейжан Н. Ф., Голомшток А. В., Кириллова Н. А., Кирьякова А. В., Киприянова Е. К., Круглов Б. С., Кузнецов В. М., Кухарчук A.M., Муд-рик А.В., Немов Р. С., Пенкрат А. В., Пряжников Н. С., Степаненков Н. К.,.

Титма М.Х., Ценципер А. Б., Чистякова С. Н., Шавир П. А., Ядов В. А., и др.).

В основу исследования были положены: идеи о человеке как развивающемся индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальностиидеи о непрерывности образования на всех этапах жизненного пути человека, об образовательной среде как факторе личностного и профессионального развития человекаидея об определяющей роли активности человека в его собственном развитии.

База исследования: Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова, в котором проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами 2- 4 курсов (120 человек).

Этапы исследования. Исследование носило поэтапный характер и проводилось в период с 2001 г. по 2006 г.

На первом этапе (2001;2002 гг.) проводился теоретический анализ литературы с целью определения степени разработанности проблемы, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, определялся его аппарат.

На втором этапе (2002;2005 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по специально разработанной программе.

На третьем этапе (2005; 2006 гг.) проводился анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов опытно-экспериментальной работы и исследования в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательная среда педагогического колледжа как совокупность условий и возможностей для профессионального самоопределения студентов есть единство информационного, социального и технологического компонентов. Информационный компонент, включающий в себя разнообразные информационные источники (образовательные программы, учебные планы, методические разработки, книги, визуализированная и текстовая информация, оформление, информационно-рекламные объекты, Интернет-сайты), ориентирован на формирование у студентов системы профессионально значимых знаний и умений, профессиональных ценностей. Социальный компонент, включающий в себя всех субъектов образовательного процесса (преподавателей, студентов, представителей служб колледжа: социальной, психологической, методической, учебной части, работников библиотек, лабораторий и т. д.), ориентирован на формирование взаимодействия между субъектами и различными компонентами образовательной среды, в процессе которого у будущего педагога формируются знания, умения применять их для решения определенных задач, присваиваются профессиональные ценности, опыт социальных отношений в контексте деятельности будущих педагогов. Технологический компонент, включающий в себя учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность студентов, деятельность преподавателей, ориентирован на различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений и служит основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности будущих педагогов.

2. Профессиональное самоопределение студента в образовательной среде педагогического колледжа есть непрерывный, сложный, весьма противоречивый процесс и одновременно результат поиска и обретения смыслов профессиональной педагогической деятельности, открытия и реализации своего «Я» профессионала-педагога, осуществления выбора в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение студентов происходит в специально организованной деятельности, которая связана с принятием образа желаемого будущего результата (стать учителем), с осознанием себя, своих личных качеств, своего места в системе деловых отношений, с развитием себя как субъекта труда.

3. Предпосылкой, содержанием и одновременно важным показателем профессионального самоопределения студентов в образовательной среде педагогического колледжа выступают их ценностные ориентации, характеризующие отношение к педагогическим ценностям (интересы и потребности ребенкаего личностное развитиесотрудничество с детьмитворчество и самореализация в профессиисамопознание, профессионально-личностное саморазвитие, самосовершенствование).

4. Профессиональное самоопределение студентов в педагогическом колледже происходит путем поэтапного освоения ими образовательной среды: от осознания себя в среде — к использованию возможностей среды, а далее — к ее преобразованию.

5. Образовательная среда педагогического колледжа успешно содействует профессиональному самоопределению студентов, если: сама среда постоянно развивается и характеризуется как открытая, разнообразная, инновационная, комфортная и др.- студенты занимают активную позицию во взаимодействии со средой.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что: образовательная среда педагогического колледжа рассмотрена как совокупность развивающихся возможностей удовлетворения комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса и стимулирования их деятельностной активностипрофессиональное самоопределение студентов в образовательной среде педагогического колледжа рассмотрено как непрерывный процесс и одновременно результат поиска смыслов профессиональной педагогической деятельности, открытия и реализации своего Я как профессионала-педагога, осуществления выбора в проблемных ситуацияхвыявлены современные тенденции, характеризующие профессиональное самоопределение студентов в развивающейся образовательной среде педагогического колледжа, ориентированной на активизацию позиции обучающегося.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что педагогическая наука обогащается современными знаниями о сущности, структуре и возможностях образовательной среды, о путях и условиях их реализации в процессе профессионального самоопределения обучающихся на различных этапах непрерывного образования.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке и реализации программы обогащения образовательной среды колледжа для профессионального самоопределения студентовразработке организационно-методического обеспечения программы (программы спецкурса, программы для студента, дневник по практике, диагностики для организации мониторинга, задания для студентов, направленные на реализацию возможностей образовательной среды колледжа для профессионального становления будущих педагогов, рейтинговая накопительная система оценки, программы альтернативных экзаменов и т. д.).

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается: непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал анализ литературы по проблеме исследованияприменением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследованияличным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение системы исследовательских задачположительными результатами эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, в ходе исследовательской работы в педагогическом колледже как отчет по методической теме, докладывались на научно-практических конференциях на «Некрасовских чтениях» (ГОУ СПО Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А.Некрасова).

Результаты исследования опубликованы в научных сборниках.

Структура и содержание работы соответствуют логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 246 названий, и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Объектом нашего внимания в данной главе явилось разрешение противоречия между наличием возможностей образовательной среды педагогического колледжа для профессионального становления будущих педагогов и их невостребованностью Поэтому задачами настоящей главы были поиск, обоснование и реализация организационно-педагогических условий обогащения образовательной среды педагогического колледжа для профессионального самоопределения студентов.

Решение задач осуществлялось в следующей логике. В параграфе 2.1. была дана характеристика образовательной среды колледжа, выявлено отношение студентов и педагогов к использованию потенциала среды, обоснована необходимость создания условий обогащения среды. Далее были исследованы и проанализированы особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа и проведена диагностика образовательной среды педагогического колледжа.

Экстраполяция полученных выводов на предмет нашего исследования и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной со студентами II-IV курсов, позволяют сформулировать следующие вы воды /.

1. Личностно-деятельностный подход к исследованию особенностей взаимодействия личности и образовательной среды позволил выделить сущностные черты образовательной среды: образовательная среда является средой, обладающей возможностями для личностного и профессионального самоопределенияобразовательная среда обеспечивает разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности.

При этом образовательная среда позволяет: студентам самоопределяться в разнообразных видах деятельностипедагогам — принимать управленческие решения, направленные на организацию разнообразных образовательных процессов и условий, способствующих профессиональному самоопределению студентовобеспечить условия для активности личности, под которой понимается реализация процессов самостроительства (саморазвитие, самоорганизация, самовоспитание, самоконтроль) — специально организованная образовательная среда способна обеспечить условия для успешного профессионального самоопределения студентов.

2. Образовательная среда педагогического колледжа включает достаточное количество источников, обеспечивающих профессиональное самоопределение студентов и обладает нереализованными возможностями для профессионального самоопределения студентов.

3. Образовательная среда педагогического колледжа успешно содействует профессиональному самоопределению студентов, если: сама среда постоянно развивается и характеризуется как открытая, разнообразная, инновационная, комфортная и др.- студенты занимают активную позицию во взаимодействии со средой.

4. Программа обогащения образовательной среды реализуется поэтапно с усложнением видов деятельности. В качестве ожидаемого эффекта реализации программы могут выступать: проявление личностной активности в процессе профессиональной подготовкиопределенность мотивов профессиональной педагогической деятельностиопределенность профессионально ценностных ориентаций студентовумения анализировать свои профессионально-образовательные потребности, свою деятельностьумения и навыки самообразованияиспользование студентами возможностей среды для профессионального становлениястановление личностной и профессиональной Я-концепции будущего учителя.

5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в педагогическом колледже № 1 свидетельствует о: динамике процесса освоения образовательной среды колледжадинамике процесса профессионального самоопределения студентовпозитивном изменении самой средыоб изменении системы ценностных ориентаций. Это свидетельствует о правомерности выделенных организационно-педагогических условий обогащения образовательной среды колледжа, обеспечивающих профессиональное становление будущего педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью настоящего диссертационного исследования стало выявление педагогических условий, при которых образовательная среда педагогического колледжа становится фактором профессионального самоопределения студентов.

Доказательство правомерности выдвинутой гипотезы и достижение цели исследования потребовало решения ряда взаимосвязанных задач. Приведём краткую характеристику полученных выводов.

1. Образовательная среда педагогического колледжа как совокупность условий для профессионально-личностного становления субъектов образовательного процесса есть единство информационного, социального и технологического компонентов. Информационный компонент, включающий в себя разнообразные информационные источники: образовательные программы, учебные планы, методические разработки, книги, визуализированная и текстовая информация, оформление, информационно-рекламные объекты, Интернет-сайты, обеспечивает формирование у студентов системы профессионально значимых знаний и умений, профессиональных ценностей. Социальный компонент, включающий в себя всех субъектов образовательного процесса (преподавателей, студентов, представителей служб колледжа: социальной, психологической, методической, учебной части, работников библиотек, лабораторий и т. д.), обеспечивает взаимодействие между субъектами и различными компонента-ми образовательной среды, в процессе которого у будущего педагога формируются знания, умения применять их для решения определенных задач, присваиваются профессиональные ценности, опыт социальных отношений в контексте деятельности будущих педагогов. Технологический компонент, включающий в себя учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность студентов, деятельность преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания и характер контроля, методы, технологии и др.), обеспечивает различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений и служит основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности будущих педагогов.

2. Профессиональное самоопределение студента в образовательной среде педагогического колледжа есть непрерывный, сложный, весьма противоречивый процесс и одновременно результат поиска и обретения смыслов профессиональной педагогической деятельности, открытия и реализации своего «Я» профессионала-педагога, осуществления выбора в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение студентов происходит в специально организованной деятельности, которая связана с принятием образа желаемого будущего результата (стать учителем), с осознанием себя, своих личных качеств, своего места в системе деловых отношений, с развитием себя как субъекта труда.

3. Предпосылкой, содержанием и одновременно важным показателем профессионального самоопределения студентов в образовательной среде педагогического колледжа выступают их ценностные ориентации, характеризующие отношение к педагогическим ценностям (интересы и потребности ребенкаего личностное развитиесотрудничество с детьмитворчество и самореализация в профессиисамопознание, профессионально-личностное саморазвитие, самосовершенствование).

4. Профессиональное самоопределение студентов в педагогическом колледже происходит путем поэтапного освоения ими образовательной среды: от осознания себя в среде — к использованию возможностей среды, а далее — к ее преобразованию.

5. Образовательная среда педагогического колледжа успешно содействует профессиональному самоопределению студентов, если: сама среда постоянно развивается и характеризуется как открытая, разно-образная, инновационная, комфортная и др.- студенты занимают активную позицию во взаимодействии со сре-дой.Среда и личность взаимно активны.

6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в педагогическом колледже № 1 свидетельствует о: динамике процесса освоения образовательной среды колледжадинамике процесса профессионального самоопределения студентовоб изменении системы ценностных ориентаций.

Проведенное исследование открывает новые перспективы изучения данной проблемы: анализ атмосферы колледжа как источника формирования ценностных ориентаций будущих педагоговпроектирование образовательной среды колледжа для эффективного решения задачи профессионального становления студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ж. Особенности профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей.- Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Алматы. 1995.
  2. О.А., Загвязникова Н. Н. Педагогическая практика студентов: Уч. пособие. -М.: Просвещение, 1989. 175с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.- 299 с.
  4. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей / Под ред. И. С. Батраковой. JL: Изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 44с.
  5. О.В., Батракова И. С., Богданова Р. У. и др. Педагогический практикум. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 86с.
  6. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
  8. .О., Ермолаева М. Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа / проект «призвание"/ СПб. 2001.
  9. Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед.наук. -СПб., 2001.
  10. О. С., Глазачев С. Н. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. труд. Волгоград, 1996.
  11. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. Авт.канд. пед. наук.- Уфа, 1997. 22с.
  12. М.М. Активные формы и методы обучения. Научно-методическое пособие. Тула: ТПУ, 1993. — 23 с.
  13. М.М. Актуализация учебно-познавательной деятельностистудентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М.: Прометей, 1980.-240с.
  14. Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999 г. № 4 с. 117−121.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 86с.
  16. Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцов С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М.: РГПУ, 1999. — 55с.
  17. Балабанова Н. В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности. Краснодар, 2002.
  18. Балакирева J1.A., Н. А. Даниличева. Психология профессионального выбора ООО „СЛП“ СПб., 1998. 144 с.
  19. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб. РГПУ им. А. И. Герцена, 1995 — 23 с.
  20. И.С., Чекалева Н. В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки // Педагогика в вузе: Наука и учебный предмет. СПб., 2000. — С. 319−335.
  21. М.С. Методика и техника обследования среды в Америке. -М.: Работник просвещения, 1930. 90с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -191с.
  23. В.П., Татур Ю.С, Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 142с.
  24. .Н., Ващекин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Ю. Образование — прорыв в XXI век. — М.: Изд-во МРУ К, 1998. — 242с.
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во
  26. Академии пед. наук РСФСР, 1961. С. 50.
  27. А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности // Моделирование воспитательных систем: теория и практика. Сб.науч. трудов. /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. С. 130−133.
  28. Большая Советская Энциклопедия. М., 1973. — 1336с.
  29. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования. Дисс.докт.пед.наук. СПб., 1999. — 365с.
  30. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дисс. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1993. — 212с.
  31. Л.П. Личность и среда. //Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. Докл. М., 1972. — С. 3−6.
  32. Введение в педагогическую культуру. Уч. пособие /Под общ. ред. Бон-даревской Е.В. Ростов- на — Дону: РГПУ, 1995. — 172с.
  33. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения //Хрестоматия по педагогической психологии. -М., 195. С. 326−332.
  34. Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во ТУ, 1989. — 336с.
  35. Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  36. A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы. Дисс. канд.пед.наук. Брянск, 1995. — 207с.
  37. В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход. Автореф. дис. докт. пед. наук. -СПб, 1997.
  38. Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъектапрофессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Воронеж. 2001.-24 с.
  39. JI.C. Психология искусства. // Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 572 с.
  40. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2.-М., 1995 .
  41. Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд. пед.наук.-СПб., 1997.
  42. Н.В. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Д.: 1984. — 206 с.
  43. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Выща школа, 1986. — 200с.
  44. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.-86 с.
  45. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.-М., 1988.
  46. В.Н. Основы теоретической педагогики. Уч. пособие. -СПб.: СпбГУ, 1992.-154с.
  47. B.JI. Опыт средового подхода к пониманию механизмов культуры //Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого. Ч. 1. Пермь, 1981. — С. 101−104.
  48. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  49. Д.М., Прокопенко В. И. Педагогика: основные понятия, схемы, таблицы /Уч. пособ. Калуга, КГПУ, 1991. — 111с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  51. С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. -М., 1997.
  52. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 336с.
  53. А.Н. Зарубежная школа : история и современность -М.1992, С. 41.
  54. Диалог в обучающей системе./Е.И. Машбиц и др. Киев, 1989. — 184с.
  55. .И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  56. М.Н. Педагогика (долгий путь к гуманистической этике) Екатеринбург: Наука, Уральское отделение, 1998. — 311 с.
  57. В.В. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средних школ. Ростов-на-Дону, 1972. — 199 с.
  58. A.M., Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово, 1998.- 199 с.
  59. JI.H. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.-С. 42−46.
  60. А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
  61. Н.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997,477с.
  62. Е.Р. Становление педагогического колледжа как личностно и профессионально ориентированной образовательной системы. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- СПб., 2000.
  63. Зинченко В. П. Образ и деятельность.- М., 1997.
  64. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //Психологический журнал. 2000. -N.12.
  65. И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к ислледованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина // Известия Российской Академии Образования.- 2000.-№ 3
  66. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности./ Под. ред. B.C. Мухиной. М., Мысль 1989.
  67. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: „Петербург — XXI век“, 1997.- 160с.
  68. В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996. -32 с.
  69. М.Р. Формирование образовательной среды клуба-учреждения дополнительного образования детей. Дисс. канд. пед наук. -СПб, 1998.-239с.
  70. Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление. Философско-методологический анализ. Томск, 1998. — 186с.
  71. Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1998.20 с.
  72. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.-66
  73. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.// вопросы психологии 1993 № 1, с. 13−23.
  74. Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы.//Учителю об экологии детства.- М., 1996. с. 189−199.
  75. JI.H. Социальная среда воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и его среда: Сб. науч.тр. Свердловск, 1980. — С. 3−9.
  76. В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культу-ра.-СПб, 1999.
  77. В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. // Педагог. 1999. — № 2. — С.26−32.
  78. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Автореф-т. докт.пед.наук. -СПб., 2000. 36 с.
  79. Я.А. Избранные пед.сочин. М., 1955. — 210с.
  80. Компаниченко. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. — Хабаровск, Дальневосточ. регионал. центр изучения пробл. будущего поколения, 1994. — 51 с.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  82. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  83. Р.В. Проблема создания содержательной среды учебного процесса в контексте профессиональной подготовки творческого педагога. // Из опыта реформирования процесса подготовки будущих педагогов. Кемерово, 1998.-С.З-44.
  84. Концепция развития социально-педагогического колледжа на период 2000—2005 гг. Воронеж. 2000. с 100−101.
  85. Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Минск, 1979. — 22 с.
  86. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во ун-та, 1994, С.32−33.
  87. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-164с.
  88. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. — 145с.
  89. JI.B. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
  90. Краткий психологический словарь /под ред. Петровского А. В. и Яро-шевского М.Г. -М.: Политиздат, 1985, С. 80−81.
  91. Н.Б. Среда: социокультурная, образовательная. Образование через сообщество // „Новые ценности образования: тезаурус“. М.: АО
  92. ВННИМП-ВИТА», 1995.-С. 91−94.
  93. Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 195 с.
  94. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
  95. С.В. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: Учебно-метод. пособие. Воронеж, 1998. -196 с.
  96. С.В. Педагогика личности. Учебное пособие. Воронеж, 1997.-184 с.
  97. Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития.- Елец, 2002.
  98. A.M., Ценциппер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся, Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с. -99
  99. Н.А. Педагогическое исследование современного студента (Студент при получении образования): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999.-76с.
  100. В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Кемерово., 2000,19 с.
  101. Латино-русский словарь / под ред. Дворецкого И. Х. М., 1976, Русск. яз. — 1096 с.
  102. В.О., Николавич Д. А. Теория организаций: Уч.пособие. -СПб., 1998.-31с.
  103. О.Е. Управление образовательными системами: Пособия. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 91 с.
  104. Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М.: Прогресс Универ. 1993 — 207 е.-103
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. — М.:1. Политиздат, 1977. 304 с.
  106. А.Н. Избранные психологические произведения.- М, 1983.
  107. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл, 1992.
  108. Л.Н. Образование в структуре педагогической деятельности: Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1991.-32 с.
  109. В.Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 1990 г.
  110. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. — 318с.
  111. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977. — Т.1. — 399 с.
  112. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. Т.5. -М., 1960.
  113. А.А. Методологические основы создания культуротворче-ской среды подготовки учителя. Авторефт. докт.пед.наук. М., 1998. — 26 с.
  114. О.А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс 1999 № 6 с. 132.
  115. Е.В. Самоопределение старшеклассников в условиях вариативного обучения. Автореф. дисс.канд.пед.наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, — 1995. — 21 с.
  116. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. докт.пед.наук. -М., 1997.-493с.
  117. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  118. В.А., Оссовский В. Я. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова Думка, 1982. С.29−34.
  119. Т.В. Педагогические условия построения образовательной средывуза. Автор-т. канд.пед.наук. СПб., 1999. — 23с.
  120. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для уч. / под ред. Чистяковой С. Н. М.: Просвещение, 1997. — 187с.
  121. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. — 216с.
  122. Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования.- Автореф. дисс.канд.пед.наук. -Кемерово. 1999.-23 с.
  123. В.А. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Дисс. канд.пед.наук. Тюмень, 1998. — 170с.
  124. С.С. Учет среды и работы дет. учреждений. М., 1925. -137 с.
  125. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.-364с.
  126. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204с.
  127. М.И. Принципы организации и разработки информационной образовательной среды для дистанционного обучения. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1998.-167с.
  128. Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение «Владос», 1994, в 2-х книгах, книга 1 — 576 с.
  129. Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
  130. Т., Раудсепп М. Новые и старые книги по психологии среды.// Человек в социальной и физической среде /Под ред. X. Лийметса, Т. Нийта, М. Хейдментса. Таллин, 1983.- С. 171−186.
  131. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика1998 № 3 (май).
  132. Н.Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика.- М., 2004.
  133. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 75с.
  134. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.-279с.
  135. Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. № 7. -М., 1997.-248 с.
  136. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. Н. Б. Крылова. М., 1995.
  137. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Авто-реф.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
  138. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., А 36,1993.-960с.
  139. В.П., Вовк Л. П., Омельяненко С. В. Задания и педагогические ситуации. М.: Просвещение, 1993. — 271с.
  140. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2.-М.Д995
  141. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя. //Педагогика, 1990, № 11. С.64−69.
  142. М.П. Формирование профессиональной направленности школьников. Томск: Томский гос. пед. ин-т им. Ленинского комсомола, 1988, 98 с.
  143. В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тез. докл.-М, 2000.
  144. В.Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987. — 140 с.
  145. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся, СПб, 1994.-87 с.
  146. И.Н. Социально- педагогические основы профессионального самоопределения педагога. Автореф. дисс. канд. пед. Наук. СПб.2002.
  147. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
  148. А.В. Мотивы выбора профессии. Минск, 1986.-149с.
  149. Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Спец.-Лит., 1999. -72 с. / под ред. Вершловского С.Г.
  150. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на Дону., 1996.
  151. В.А. Психология неадаптивной активности, Российский открытый университет. -М.: ТОО «Горбунок». 1992. С.48−49.
  152. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержанием/Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  153. К.К. Личность и труд. М., 1965, 365 с.
  154. Подготовка специалистов в области образования: основные направления совершенствования. Вып. IV. СПб.: Образование, 1996. — 176с.
  155. С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Омск., 2000.
  156. В.А., Кондратьева О. Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 № 6 с. 53.
  157. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. -221с.
  158. Л.А. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса. Автореф. .кан.пед.наук. М., 1996. — 22с.
  159. Практикум по педагогике. Уч. пособие. /Под ред. З. И. Васильевой. -М.: Просвещение, 1988. 144с.
  160. И. От существующего к возникающему. М., 1993, С.ЗО.
  161. Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях. Ч 2. Кемерово. 1996.
  162. И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 239с.
  163. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Москва Воронеж, 1997. 80 с.
  164. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 1996. — 96 с.
  165. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. Изд-во СПб Ун-та, 1998. 239 е.-169
  166. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1997. 439 с.
  167. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. П. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  168. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. JL, 1991.- 65с.
  169. М. Среда как место для поведения // Человек в социальной и физической среде. Таллинн, 1983. — С. 143−165.
  170. Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности. Автореф. канд.пед.наук. Ростов-на- Дону, 1996.-27с.
  171. Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск., 1999.
  172. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов- на- Дону, 1994.-239с.
  173. С.В. Теория организации: Уч. пособ. М., 1998. — 57с.
  174. В.В. Сумерки просвещения. -М., 1990. 109 с.
  175. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова. В 2-х томах. Том 1. -М, 1993. 608с.
  176. А.С. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущих педагогов. Дисс.канд.пед.наук. Ростов- на- Дону, 1988. — 183с.
  177. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1946. — 564 с.-180
  178. Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии.М., 1976.
  179. В.В. о проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Вторая Российская конференция по экологич. психологии: Тез.докл. М., 2006.
  180. A.M. Взаимосвязь общественной и профессиональной направленности личности как фактор воспитания учащихся: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1979. — 19 с.
  181. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е. В. М., 1987.
  182. И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1999.-22 с.
  183. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Вып. 12 / Под ред. Т. Г. Браже, М. М. Заборщиковой. СПб, 1999.
  184. Самооценка в деятельности студентов. / Под ред. Е. А. Залучековой. -М.: НИИВО, 1992.-52с.
  185. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Нар. образование, 1996. 111с.
  186. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. -183
  187. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 134с.
  188. В.Ю. Педагогика среды в условиях развитого социализма. Уч.пособ. Свердловск, 1980. — 72с.
  189. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464с.
  190. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение. Брянск, 1995, с. 21−22.
  191. В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя. // Педагогика. -1996. № 1. — С. 17−39.
  192. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991.- № 10. — С. 79−84.
  193. В.И. Образовательная среда: реализации целей образования в пространстве культуры. // Новые ценности образования.-М., 1995.- С. 177−184.
  194. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности.- М., 1995.
  195. JI.A. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России. Автореф. на соискание научной степени канд.пед.наук -М. 1992.
  196. В.М., Захарова А. А., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. М., 1994. — 160с.
  197. Н.В. Профессиональное становление студента с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Автореф.канд.пед.наук. Казань, 1997. — 36с.
  198. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. -М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  199. Сороковых Г. В.Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов./Шедагогика 2004.№ 1, с.62−68.
  200. Социально-психологические основы средообразования. Тезисы конф. / Под ред. Т. Шита, М. Хейдметса, Ю. Крусвалла. Таллин, 1985. — 301с.
  201. Среда //Разработка терминологического аппарата дизайна. / Под ред. Г. Л. Демосфенова. М.: ВНИИТЭ, 1982. — С. 109−110.
  202. Н.К. О характере профессиональной направленности учащихся. Минск: «Университетское», 1993. — 189 с.
  203. Н.К. Системный подход к профессиональной ориентации учащихся. Минск: «Университетское», 1991. — 38 с.
  204. В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1999. -23 с.
  205. Л.А. Философия и история образования. М.: изд-во «Флинта», 1999.-268 с.
  206. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1980. Т.2. — 384 с.
  207. Тарасов С. В. Философия современной школы./Юбразование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты.- СПб, 1998.
  208. Ф.А. Формирование профессиональных интересов старших классов. Ташкент. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1967. — 21 С.-212
  209. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 197 с.
  210. А.С. Формирование профессиональной направленности у учащихся среднего специального учебного заведения. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —М., 1978. — 20 с.
  211. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде./ Под ред. В. И. Панова. М., 1997. — 157с.
  212. П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М. 1995. — 201с.
  213. А.П. Инновационные процессы в образовании. //Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западно-европейского опыта. Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285с.
  214. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, В. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 462с.
  215. Условия формирования профессиональной направленности /Леонтьев В. Г. Новосиб.пед.ин-т, 1982. — 120 с.
  216. К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988, Т. 2.-322с.
  217. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560с.
  218. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, 540 с.
  219. Т.В. Психологические основы выбора профессии учащимися выпускных классов. Вопросы психологии, 1966, № 1. С.5−7. -225
  220. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240с.
  221. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. В 2-х томах. Том 1. М.: Педагогика, 1986. — 392с.
  222. Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования. -Волгоград, 2003.
  223. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. Киев, 1992. — 30 с.
  224. Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей. Дисс. докт.пед.наук. Казань, 1997.-431с.
  225. Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Дисс. докт. пед. наук. СПб, 1998.- 534с.
  226. Человек и среда: психологические проблемы. /Под ред. Т. Нийта, М. Хейдмента, Ю. Круусвалла. Таллин, 1981. — 236с.
  227. Человек, среда, пространство. Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. / Отв.ред. П.Тульвисте. Тарту, 1979.-162с.
  228. Человек. Среда. Общение. Сб.науч. тр. Таллин, 1990. — 167с.
  229. М. Психология жизненной среды /Пер. с чешек. И. И. Попа. -М.: Мысль, 1989.- 174с.
  230. С.Н. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М.: 1989. — 83 с.
  231. С.Н. Я и моя профессиональная карьера. Кемерово: Обл. ИУУ, 1999.-50c.-232
  232. Е.П. Развитие профессионального самоопределения выпускника лицея: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Оренбург, 1998.20 с.
  233. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, — 1984. — 96 с.
  234. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982
  235. И.К., Веряев A.JI. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998.- С.23−27.
  236. А.С. Формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  237. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентацияхличности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108−115.
  238. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. Т. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. -304 с.
  239. Л.К. Управление педагогическими системами: Уч. пособие. Рязань, 1998.-181с.
  240. Н.Б. Психологическое пространство личности и гипотеза проникновения в среду: теоретический анализ. // Психология. № 3. — 1988. -С. 106−108.
  241. Л.А. Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города. М., 1998. — 23с.
  242. А.Д. Образовательная модель «школа школа искусств» как личностно- развивающая система. Дисс.канд.пед.наук. — Волгоград, 1995.-77с.
  243. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах. /Рук. авт. колл. С. Я. Батышев. Том 1. М., 1998. — 566с.
  244. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
  245. З.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление. Саратов: СГУ, 1986. — 156 с.
  246. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся.-Киев, 1983, С. 7.-242
  247. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.-М., 1997.-288с.
Заполнить форму текущей работой