Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение эффективных показателей дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем совершенствования процессов сгорания и тепловыделения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании проведенных экспериментальных стендовых исследований рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ установлена возможность улучшения эффективных показателей дизеля путем оптимизации параметров процесса сгорания и тепловыделения. Определена минимальная величина запального ДТ при работе на ПГ, которая составляет 15.20% от расхода топлива при работе дизеля только на ДТ… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Перспективы применения природного газа в дизелях
    • 1. 2. Особенности применения природного газа в качестве 23 моторного топлива для дизелей
    • 1. 3. Особенности процессов воспламенения и горения природного 31 газа в дизелях
    • 1. 4. Модели горения и воспламенения метана в цилиндре дизеля
    • 1. 5. Влияние природного газа на показатели рабочего процесса 45 в дизелях
      • 1. 5. 1. Влияние природного газа на показатели рабочего процесса 45 безнаддувного дизеля
      • 1. 5. 2. Влияние природного газа на показатели рабочего процесса 50 дизеля с турбонаддувом
      • 1. 5. 3. Влияние промежуточного охлаждения наддувочного воздуха 55 на показатели рабочего процесса дизелей
    • 1. 6. Цели и задачи исследований
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО 59 ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЯ 4ЧН 11,0/12,5 С ПОНВ ПРИ РАБОТЕ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ
    • 2. 1. Модель горения запального ДТ в цилиндре дизеля 59 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на природном газе
    • 2. 2. Модель воспламенения МВС в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 69 с ПОНВ при работе на природном газе
    • 2. 3. Расчет периода задержки воспламенения при работе дизеля 75 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на природном газе
  • 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Объект испытаний
    • 3. 2. Методика стендовых исследований работы дизеля 84 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на природном газе
    • 3. 3. Особенности экспериментальной установки, приборов и 89 оборудования, применяемых для исследования рабочего процесса дизеля при работе на природном газе
    • 3. 4. Методика расчета выбросов вредных газообразных веществ
    • 3. 5. Методика обработки результатов исследований
  • 4. УЛУЧШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ 105 4ЧН 11,0/12,5 С ПОНВ ПРИ РАБОТЕ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СГОРАНИЯ И ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ
    • 4. 1. Влияние применения природного газа на эффективные, 105 токсические показатели и показатели рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения установочного УОВТ
      • 4. 1. 1. Влияние применения природного газа на эффективные 105 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения установочного УОВТ
      • 4. 1. 2. Влияние применения природного газа на токсические 108 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения установочного УОВТ

      4.1.3. Влияние применения природного газа на индикаторные 113 показатели, показатели процесса сгорания и характеристики тепловыделения дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения установочного УОВТ

      4.2. Влияние применения природного газа на индикаторные 136 показатели и характеристики тепловыделения дизеля

      4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от угла поворота коленчатого вала

      4.3. Влияние применения природного газа на показатели процесса 143 сгорания и характеристики тепловыделения дизеля

      4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ

      4.3.1. Влияние применения природного газа на показатели процесса 143 сгорания и характеристики тепловыделения дизеля

      4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения нагрузки

      4.3.2. Влияние применения природного газа на показатели процесса 153 сгорания и характеристики тепловыделения дизеля

      4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

      4.4. Влияние применения природного газа на эффективные 159 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ

      4.4.1. Влияние применения природного газа на эффективные 159 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения нагрузки

      4.4.2. Влияние применения природного газа на эффективные 166 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

      4.5. Влияние применения природного газа на токсические 170 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ

      4.5.1. Влияние применения природного газа на токсические 170 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения нагрузки

      4.5.2. Влияние применения природного газа на токсические 175 показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

      5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В АВТОМОБИЛЬНОМ ДИЗЕЛЕ 4ЧН 11,0/12,5 С ПОНВ

Улучшение эффективных показателей дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем совершенствования процессов сгорания и тепловыделения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в мировом двигателестроении существует тенденция повышения эффективной мощности ДВС путем форсирования по среднему эффективному давлению. Применительно к дизелям для этой цели широко используют турбонаддув, а также промежуточное охлаждение наддувочного воздуха. Вместе с тем, возможность использования в таких дизелях вместо традиционного, дизельного топлива, альтернативных видов топлива еще недостаточно изучена и является важной задачей для научных исследований. Применение альтернативных видов топлива в настоящее время также продиктовано Концепцией развития отечественного автомобилестроения на период до 2010 г., одобренной Правительством Российской Федерации.

Среди всех альтернативных топлив важнейшее место занимает ком-примированный природный газ (метан). Его преимуществами являются высокая теплотворная способность, высокая полнота сгорания, вследствие простоты химической формулы и хорошей перемешиваемости с воздухом, низкое содержание токсичных компонентов в ОГ при сгорании в цилиндре дизеля. Природный газ также обладает низкой стоимостью (50% от стоимости бензина АИ-80), а сеть газовых заправок в настоящее время расширяется.

Цель исследований. Улучшение эффективных показателей дизеля с ПОНВ 4ЧН 11,0/12,5 при работе на ПГ путем совершенствования процессов сгорания и тепловыделения.

Объект исследований. Дизель 4ЧН 11,0/12,5 (Д-245.7) с ПОНВ с камерой сгорания ЦНИДИ, работающий на альтернативном топливе — компри-мированном ПГ — по газодизельному процессу.

Научная новизна работы.

1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения ПГ на процесс сгорания, характеристики тепловыделения, мощностные, экономические и токсические показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ с камерой сгорания ЦНИДИ.

2. Модель горения запального ДТ в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ.

3. Модель воспламенения МВС в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ.

4. Расчет ПЗВ при работе дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на ПГ.

5. Рекомендации по применению ПГ в качестве МТ в дизеле 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ с камерой сгорания ЦНИДИ.

Практическая ценность работы и реализация результатов исследований. Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской и Нижегородской государственных сельскохозяйственных академий, Чебоксарском институте (филиале) Московского государственного открытого университета, Сыктывкарском лесном институте (филиале) Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии при чтении лекций, на лабораторных занятиях, курсовом и дипломном проектировании для студентов, обучающихся по специальностям 311 300 (110 301) и 150 200 (190 601).

Экономическая эффективность. При работе дизеля на ПГ суммарные массовые выбросы токсичных веществ в атмосферу снижаются на 25%, а экономическая эффективность от снижения ущерба, наносимого токсичными компонентами, выбрасываемыми в атмосферу с ОГ составляет 42 535 руб. в год. Годовой экономический эффект от экономии ДТ составляет 27 930 руб. (в ценах на 1.03.2008 г.).

Связь с планами научных исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР ФГОУ ВПО Вятская ГСХА (г. Киров) на 2006.2010 гг. (номер государственной регистрации 01.2.006−9 891″).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения ПГ на процесс сгорания, характеристики тепловыделения, мощностные, экономические и токсические показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ с камерой сгорания ЦНИДИ.

2. Модель горения запального ДТ в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ.

3. Модель воспламенения МВС в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ.

4. Расчет ПЗВ при работе дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на ПГ.

5. Рекомендации по применению ПГ в качестве МТ в дизеле 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ с камерой сгорания ЦНИДИ.

Апробация работы. Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на 52-й и 53-й научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов инженерного факультета Вятской ГСХА, 2005, 2006 гг. (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров) — 5-й, 6-й, 7-й и 8-й городских научных конференциях аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых», 2005.2008 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — Всероссийской научно-практической конференции «Роль науки в формировании специалиста», Региональной научно-практической конференции вузов приволжского региона «Инновации в образовательном процессе», 2006 г. (Чебоксарский институт (филиал) МГОУ, г. Чебоксары) — Научно-практической конференции «Совершенствование технологии и средств механизации производства продукции растениеводства и животноводства», 2006 г. (НИИСХ Северо-Востока, г. Киров) — 17-й научно-практической конференции кафедр «Тракторы и автомобили» вузов Поволжья и Предуралья «Повышение технико-экономических и экологических показателей двигателей, тракторов, автомобилей в сельскохозяйственном производстве», 2007 г. (ФГОУ ВПО Нижегородская ГСХА, г. Н. Новгород) — 1-й и П-й Всероссийских научно-практических конференциях «НаукаТехнология — Ресурсосбережение», 2007, 2008 гг. (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров) — IX-й и Х-й Международных научно-практических конференциях «Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства». Мосоловские чтения, 2007, 2008 гг. (ГОУ ВПО «Марийский ГУ», г. Йошкар-Ола) — Международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, докторантов и аспирантов, 2008 г. (ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», г. Санкт-Петербург-Пушкин).

Публикации результатов исследований. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 25 печатных работах, включая монографию объемом 9,69 п.л., 2 статьи в центральном журнале, входящем в перечень ВАК РФ, и статьи общим объемом 8,2 п.л., в т. ч. в сборниках трудов Международных и Всероссийских конференций опубликовано 9 статей. Без соавторов опубликовано 11 статей общим объемом 3,6 п.л. и.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На основании проведенных экспериментальных стендовых исследований рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ установлена возможность улучшения эффективных показателей дизеля путем оптимизации параметров процесса сгорания и тепловыделения. Определена минимальная величина запального ДТ при работе на ПГ, которая составляет 15.20% от расхода топлива при работе дизеля только на ДТ. Этим достигается экономия ДТ 80.85%. Определен оптимальный установочный угол опережения впрыскивания запального ДТ при работе на ПГ, исходя из условия минимального удельного суммарного расхода топлива и обеспечения допустимого значения «жесткости» процесса сгорания, равный 7° п.к.в. до ВМТ. При этом установлена возможность сохранения мощностных показателей на уровне серийного дизеля.

2. На основании теоретических исследований предложены:

— модель горения запального ДТ в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ;

— модель воспламенения МВС в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ;

— расчет ПЗВ при работе дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на ПГ.

3. Экспериментальными исследованиями рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ определены значения показателей процесса сгорания и характеристик тепловыделения на номинальном режиме работы дизеля: Ттах возрастает на 16,3% и составляет 2350 К (на ДТ Tmax = 2020K) — Pzmax возрастает на 5,8% и составляет 14,6 МПа (на ДТ Pzmax= 13,8 МПа) — (dp/d (p)max повышается на 19,2% и составляет 0,93 МПа/град (на ДТ (dp/d (p)max = 0,78 МПа/град) — угол <р, увеличивается на 5,6% и составляет 9,5° п.к.в. (на ДТ cpj = 9,0° п.к.в.) — (d%/d (p)max возрастает на 3,3% и составляет 0,155, (на ДТ (dx/dcp)max = 0,150) — Xi Pzmax увеличивается на 12,7% и составляет 0,71, XiTmax увеличивается на 14,3% и составляет 0,80 (на ДТ Xi Pz max = 0,63, Xi Tmax = 0,70).

4. Исследованиями показателей процесса сгорания и характеристик тепловыделения дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ в зависимости от изменения нагрузки на номинальной частоте вращения коленчатого вала установлено: увеличение Ттах составляет от 28,2% при ре = 0,126 МПа до 16,3% при ре = 0,947 МПаснижение pzmax на 9,2% при ре = 0,126 МПа и увеличение на 5,8% при ре = 0,947 МПаснижение (dp/dcp)max на 20,0% при ре = 0,126 МПа и увеличение на 19,2% при ре = 0,947 МПаснижение ср, на 3,6% при ре = 0,126 МПа и увеличение на 5,6% при ре = 0,947 МПаснижение (d%/d (p)max на 38,3% при ре = 0,126 МПа и увеличение на 3,3% при рс = 0,947 МПапри рс = 0,126 МПа снижение Xi Pzmax на 9,5% и увеличение Xi ттах на 4,7%- при ре = 0,947 МПа увеличение %iPzmax на 12,7%, а Хптах на 14,3%.

5. Исследованиями показателей рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала установлено: увеличение Ттах на 16,3% при п = 2400 мин" 1 и на 24,3% при п = 1400 мин" 1- увеличение pzmax на 5,8% при п = 2400 мин" 1 и на 8,5% при п = 1400 мин'1- увеличение (dp/dcp)max на 19,2% при п = 2400 мин" 1 и на 12,2% при п= 1400 мин" 1- увеличение угла фна 5,6% при п = 2400 мин" 1 и на 25,0% при п = 1400 мин" 1- увеличение (d%Aty)max на 3,3% при п = 2400 мин" 1 и на 18,8% при п = 1400 мин" 1- при п = 2400 мин" 1 увеличение Pz max на 12,7%, a Xi Ттах на 14,3%- при п= 1400 мин" 1 увеличение Xi Pzmax на 12,2%, a Xi Ттах на 1,7%.

6. Экспериментальными исследованиями определены значения основных эффективных показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ на номинальном режиме:

— суммарный расход топлива снижается на 10,5% и составляет 18,8 кг/ч (при работе дизеля на ДТ — 21,0 кг/ч);

— суммарный расход топлива при п = 2400 мин" 1 снижается на 10,5%, а при п = 1400 мин" 1 снижается на 6,7%;

— расход запального ДТ составляет 3,6 кг/ч, экономия ДТ составляет.

— значение т|е снижается на 4,5% и составляет 0,363 (при работе дизеля на ДТ-0,380).

7. Анализ ОГ дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ на номинальном режиме показывает увеличение объемного содержания СО в 3,4 раза, СОг на 25,9%, СНХ в 28,6 раза и снижение содержания NOx на 23,2% и дымности ОГ в 2,1 раза.

8. Для осуществления рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при использовании в качестве основного топлива ПГ необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— минимальная величина запальной порции ДТ на номинальной частоте вращения должна составлять не менее 12,5 мг/цикл из условия отсутствия неустойчивой работы дизеля и пропусков воспламенения МВС в цилиндре;

— при работе на ПГ для достижения наименьшего удельного расхода топлива и снижения «жесткости» процесса сгорания необходимо снизить установочный УОВТ до 0впр гд = 7°.

9. Экономическая эффективность от снижения ущерба, наносимого токсичными компонентами, выбрасываемыми в атмосферу ОГ дизеля составляет 42 535 руб. в год. Годовой экономический эффект от экономии ДТ составляет 27 930 руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Элементы автотранспортного комплекса и их воздействие на окружающую среду // Автомобильная промышленность. — 2007. — № 8. — С. 4−6.
  2. Н.Г. А воз и ныне там проблема экологизации автомобильного транспорта // Промышленность сегодня. — 2001. — № 11 — С. 13.
  3. В.Г. Некоторые пути совершенствования отечественных ДВС // Автомобильная промышленность. 2006. — № 10. — С. 9−12.
  4. В.П., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального решения их // Двигателестроение. -1990. -№ 10.-С. 55−62.
  5. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта. М.: Аспол, 1993. — 340 с.
  6. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. — М.: Агропромиздат, 1991. 208 с.
  7. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Колос, 1994. — 224 с.
  8. В.А. Природный газ как моторное топливо для тракторных дизелей. Киров: Вятская ГСХА, 2002. — 280 с.
  9. В.А., Лопарев А. А., Рудаков Л. В. Исследование процессов сгорания и тепловыделения в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе. Киров: Вятская ГСХА, 2006. -129 с.
  10. Р. Истощение нефтяных запасов и грядущая эпоха природного газа // Нефтегазовая вертикаль. 2001. — № 9. — С. 50−59.
  11. В.А. Использование природного газа в качестве моторного топлива // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания: Межвуз. сб. науч. тр. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — Вып. 4. -С. 16−21.
  12. Н.Г. Что Россия может предложить «Большой восьмерке» // Энергетика и промышленность России. 2005. — № 11. — С. 6−7.
  13. Н.Г. Моторное топливо XXI века // Энергия. 2007. -№ 8.-С. 2−5.
  14. С.Н. Природный газ — моторное топливо XXI века // Промышленность сегодня. 2001. — № 2. — С. 12.
  15. P.P. Природный газ для автотранспорта // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания: Межвуз. сб. науч. тр. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — Вып. 4 — С. 92−102.
  16. Газобаллонные автомобили / Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов и др. М.: Машиностроение, 1989. — 206 с.
  17. В.В., Лоскутов А. С. Газобаллонные автомобили. — Йошкар-Ола: Map ГТУ, 2001.-100 с.
  18. Whitehouse H.D. Advances in British dual fuel and gas engines // Diesel Eng. and Esers Assoc. 1973. -№ 353. — P. 1−11.
  19. Witziy Julis E. Ein schichtgelanderer Gasmotor // MTZ. 1974. — № 8. -P. 251−254.
  20. Дизели: Справочник / Под ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
  21. Chen T.N., Alford R.N. Combustion characteristics of large gas engines //Pap. ASME. 1971. — P. 6−8.
  22. Silzer participation in ZNG transport systems // Shipp. World and Ship-Build. 1974. — V.167. — № 3889. — P. 144−146.
  23. Daugas M. Pielstick tests on afb biogas diesels give promising results // Mod. Power Syst. 1983. -№ 2. — P. 43−45.24. 6LG32X marine gas diesel developed by Fuji Diesel // Zosen. 1982. — № 4.-P. 32−33.
  24. Natural gas will fuel bulk carter // Mot. Ship. 1980. — № 725. — P. 35.
  25. Gasmotorenautrub? // Schiff-Ing. 1982. — № 161. — P. 41−42.
  26. Ramsey David. Propane for diesel fuel system // Diesel Progr. N. Amer. 1983. -№ 3.-27 p.
  27. Karim G.A., Amoozegar N. Determination of the performance of a dual fuel diesel engine with the addition of various liquid fuels to the intake charge // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. -№ 830 265. — P. 9.
  28. Karim G.A., Amoozegar N. Examination of the performance of a Dual Fuel Diesel Engine with Particular Reference to the Presence of Some Inert Diluents in the Engine Intake Charge // SAE Techn. Pap. Ser. 1982. — № 821 222. -P. 8.
  29. Miles J.A. Power unit modification to accomodate interruptible flow of natural gas // Trans. ASAE. 1977. — № 3. — P. 406−407.
  30. Л.К. Газовые двигатели поршневого типа. — JL: Машиностроение, 1968. 247 с.
  31. А.А. Унифицированные газовые дизельные двигатели. — М.: Недра, 1976. 196с.
  32. К.И., Аксенов Д. Т., Струнге Б. Н. Газовые двигатели ГД-100 и агрегаты на их базе. — JL: Недра, 1970. 238 с.
  33. В.И., Епифанов B.C., Фомин А. А. Снижение выбросов оксидов азота газодизеля путем рециркуляции охлаждаемых отработавших газов // Двигателестроение. 1988. — № 2. — С. 38−40.
  34. Л.Х., Иванов Д. Г. Пассажирский теплоход, работающий на газе // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. — 1995. № 12. — С. 12−16.
  35. К.Е. Автомобильные газодизели // Двигателестроение. — 1995.-С. 6−10.
  36. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, Г. В. Кулич и др. // Химическая технология. — 1988. -№ 5. С. 13−15.
  37. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240Н1-ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, А. И. Пятничко и др. // Химическая технология. 1989. — № 6. — С. 45−47.
  38. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240Н1-ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, А. И. Пятничко и др. // Химическая технология. 1988. — № 5. — С. 8−13.
  39. Газобаллонный БелАЗ / К. Е. Долганов, Н. Е. Основенко, А. И. Пятничко и др. // Промышленный транспорт. -1988.-№ 5.-С. 12−13.
  40. Сун С., Хилл Р. С. Двухтопливный режим работы предкамерного дизельного двигателя на природном газе // Тр. Амер. общ-ва инженеров-механиков. 1985. — № 4. — С. 60−68.
  41. А.П., Мараховский В. П., Кайдалов А. А. Исследования рабочего процесса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. -С. 75.
  42. Д.Д., Свистула А. Е. Исследование системы питания дизеля для работы на газообразном и жидком топливе // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 80.
  43. А.П., Киктенко В. В., Красников Н. С. Особенности регулировок топливного насоса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. кон-ф. Киров, 1988. — С. 89.
  44. К.Е., Сиянко Ю. В. Переоборудование автомобильных дизелей ЯМЗ-236, -238 в газодизели // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 76−77.
  45. К.Е., Вербовский B.C., Кубенко С. Б. Перевод на газодизельный процесс двигателей ЯМЗ-240, -240Н // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. — Киров, 1988.-С. 78.
  46. В.В., Валеев Д. Х., Фучкин С. В. Опыт эксплуатации газодизельных КамАЗов // Автомобильная промышленность. 1992. — № 8. — С. 20−21.
  47. В., Паденко С., Фучкин С. Газодизель для КамАЗов // Автомобильный транспорт. 1988. — № 11. — С. 39−43.
  48. А.В. Газобаллонный КамАЗ. М.: Машиностроение, 1992.250 с.
  49. Газодизельные автомобили КамАЗ моделей 53 208, 53 218, 53 219, 54 118, 55 118, 53 217: Дополнение к руководству по эксплуатации автомобилей КамАЭ-5320 / Под ред. Д. Х. Валеева. М.: Машиностроение, 1988. — 60 с.
  50. Автомобили с бензогазовыми двигателями и газодизелями: особенности конструкции и технического обслуживания / К. Е. Долганов, А. Г. Говорун, А. И. Пятниченко и др. К.: Техника, 1991. — 123 с.
  51. И. Всемирная автобусная выставка // Автомобильный транспорт. 2006. — № 2. — С. 29−33.
  52. И.М., Карницкий В. В. Газодизель — силовая установка XXI века // Автомобильная промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4−8.
  53. К.Е., Лисовал А. А., Колесник Ю. И. Система питания и регулирования для переоборудования дизелей в газодизели // Двигателе-строение. 1999. -№ 1.-С. 37−40.
  54. В.И., Парсаданов И. В., Виноград С. Л. Дизель СМД-31.15 для автомобилей КрАЗ // Автошляховик Украши. 1995. — № 4. — С. 27−29.
  55. В. Криогенный КамАЗ // Автомобильный транспорт. — 2006.- № 1. С. 50−54.
  56. Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на газе в качестве моторного топлива: Отчет о НИР (заключительный) / Киров, с.х. инт- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0186.37 397. Киров, 1987. — 57 е.: прилож.
  57. Создание газодизеля Д-144 для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 777.- Киров, 1988. — 54 е.: прилож.
  58. Создание макетного образца трактора «Универсал-445» для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 778. — Киров, 1990. — 65 е.: прилож.
  59. Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. Киров, 1991.-68 е.: прилож.
  60. В.А. Вместо дизтоплива природный газ // Сельский механизатор. — 1996. — № 11. — С. 28.
  61. Исследование рабочих процессов в цилиндре газодизеля 44 11,0/12,5: Монография / В. А. Лиханов, P.P. Деветьяров, П. Н. Вылегжанин и др. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — 330 с.
  62. Улучшение экологических показателей дизеля с турбонаддувом путем применения природного газа / В. А. Лиханов, А. В. Россохин, М.А. Олей-ник и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2006. — № 9. С. 8−9.
  63. В.П., Медников Ю. П. Сжигание природного газа. Л.: Недра, 1975.-391 с.
  64. В.П. Газовое топливо и его сжигание. Л.: Недра, 1966. —327 с.
  65. Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ.- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 352 с.
  66. А.И. Основы теории горения. Казань, 1975. — 252 с.
  67. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. — 224 с.
  68. Ю.Б., Малявинский Л. В., Вихерт М. М. Топливо и топли-воподача автотракторных дизелей. — Л.: Машиностроение, 1979. — 248 с.
  69. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1980. — 169 с.
  70. В.А. Сгорание и сажеобразование в цилиндре газодизеля. — Киров: НИИСХ Северо-Востока, 2000. 104 е.: ил.
  71. Н.Н. Цепные реакции. Л.: ОНТИ, Госхимтехиздат, 1934. -555 с.
  72. Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969. — 95 с.
  73. Г. И., Дубинин В. В. Химия газофазного горения. М.: Химия, 1987.-240 с.
  74. Л.И. Физика горения и взрыва. М.: Изд-во МГУ, 1957.576 с.
  75. Основы практической теории горения / Под ред. В. В. Померанцева.- Л.: Энергия, 1973. 264 е.: ил.
  76. Н.Н. Теплотехника. -М.: Стройиздат, 1985. 432 с.
  77. Математическая теория горения и взрыва / Я. Б. Зельдович, Г. И. Ба-ренблатт, В. Б. Либрович и др. М.: Наука, 1980.-478 с.
  78. Г. Н. Теория турбулентных струй. М.: Физматгиз, 1960.-715 с.
  79. А.С. Теория турбулентных струй и следов. М.: Наука, 1969.-222 с.
  80. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1978. — 264 с.
  81. Иванченко Н. Н, Красовский О. Г., Соколов С. С. Высокий наддув дизелей. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1983. — 198 с.
  82. И.Н., Смирнов Н. Н. Газодинамика горения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 307 с.
  83. Ф.А. Теория горения. -М.: Наука, 1971. — 615 с.
  84. .Ф., Волчков Э. П., Терехов В. И. Турбулентный пограничный слой со вдувом реагирующих веществ // Физика горения и взрыва.- 1981.-Т. 17. -№ 6. — С. 21−28.
  85. Marxman G.A., Gilbert М. Turbulent boundary layer combustion in the hibrid rocket // 9-th Sympos. (Internat.) on Combust. N.Y.: Academic Press, 1963.-P. 371−379.
  86. H.H. Горение слоя топлива при обдувании поверхности потоком окислителя // Физика горения и взрыва. 1982. — Т. 18. — № 5. -С. 63−70.
  87. Н.Н., Плотников С. А. Поверхностное диффузионное горение гетерогенных систем с жидким топливом // Вестн. Моск. ун-та. Серия матем., механ. 1983. — № 5. — С. 60−69.
  88. Lees L. Combustion and Propulsion // Third AGARD Colloquium. -N. Y., 1958.-P. 451−498.
  89. Н.И., Смирнов H.H. Межфазный тепломассообмен при детонации гетерогенных систем // Вест. Моск. ун-та. Серия матем., механ. — 1981.-№ 3.-С. 57−62.
  90. A.M., Прозоров А. Н. Возможность возникновения сильных взрывов угольной пыли в тупиковых выработках небольшой протяженности //ФГВ.- 1980.-Т. 16. -№ 1.-С. 153−155.
  91. Smirnov N.N. Heat and mass transfere in a multi-component chemically reactive gas above liquid fuel layer // International Journal of Heat and Mass Transfere. 1985. -V. 28. -№ 5. — P. 929−938.
  92. H.H. Диффузионное горение жидкого топлива в потоке с распределенными параметрами // Физика горения и взрыва. 1984. — Т. 20. -№ 3. — С. 26−35.
  93. B.C., Сеначин П. К., Крахтинова Т. В. Особенности динамики сгорания газа в закрытых сосудах при разных законах изменения поверхности пламени // Физика горения и взрыва. — 1982. — Т. 18. — № 6. — С. 14−20.
  94. П.К., Матиевский Д. Д., Свистула А. Е. Моделирование жесткой работы газодизеля как задачи о самовоспламенении локального объема // Двигателестроение. 1998. —№ 4. — С. 16−18.
  95. .Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 190 с.
  96. С. Горение / Пер. с япон. М.: Химия, 1980. — 256 с.
  97. .Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1990. — 352 с.
  98. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. -М.: Машиностроение, 1972. — 168 с.
  99. Д.Б. Горение и массообмен / Пер. с англ. под ред. В. Е. Дорошенко. -М.: Машиностроение, 1985. 240 с.
  100. П.К., Бабкин B.C. Самовоспламенение газа перед фронтом пламени в закрытом сосуде // Физика горения и взрыва. — 1982. Т. 18. -№ 1. — С. 3−8.
  101. Beretta G.P., Rachldi М., Keck J.C. Turbulennt Flame Propogation and Combustion in Spark Ignition Engines // Combust. Flame. 1983. — V. 52. — № 3. -P. 217−245.
  102. Г. М., Назаров В. П., Аднан И. Ш. Расчет периода задержки воспламенения в дизелях с объемно-пристеночным смесеобразованием // Рабочие процессы автотракторных двигателей и их агрегатов: Сб. науч. тр. МАДИ. М., 1983. — С. 20−29.
  103. А.А., Камфер Г. М. Испаряемость топлив для поршневых двигателей. — М.: Химия, 1982. — 135 с.
  104. Г. М. Расчет закона испарения топлива в дизеле по характеристике впрыска // Рабочие процессы автотракторных двигателей внутреннего сгорания. М., 1981. — С. 24−34.
  105. И.В. Испытания двигателей внутреннего сгорания. — М.: Высшая школа, 1975. 320 с.
  106. ГОСТ 10 578–96. Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1997. — 18 с.
  107. ГОСТ 10 579–88. Форсунки дизелей. Общие технические условия. -М.: Изд-во стандартов, 1988. — 6 с.
  108. ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 46 с.
  109. ГОСТ Р 41.83−2004 (Правила ЕЭК ООН № 83). «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей. -М.: Изд-во стандартов, 2004. 181 с.
  110. ГОСТ Р 51 998−2002. Дизели автомобильных транспортных средств. Общие технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 2003. — 12 с.
  111. ГОСТ 27 577–2000. Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 2000. 10 с.
  112. ГОСТ 305–82. Топливо дизельное. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 6 с.
  113. ГОСТ 8581–78. Масла моторные автотракторных дизелей. Технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 1987. — 9 с.
  114. ГОСТ Р 52 160−2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. М.: Изд-во стандартов, 2004. — 8 с.
  115. ГОСТ 17.2.1.02−76. Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980.-8 с.
  116. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. -М.: Изд-во стандартов, 1998. 11 с.
  117. ГОСТ 17 479.1−85. Обозначение нефтепродуктов. М.: Изд-во стандартов, 1986. — 16 с.
  118. ГОСТ 15 888–90. Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 12 с.
  119. ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. — М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  120. Краткое описание и инструкция по эксплуатации электропневматического стробоскопического индикатора модели «МАИ-5А». М.: МАИ им. С. Орджоникидзе. Экспериментально — опытный завод, 1986. — 38 с.
  121. В.П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // Тр. ЦНИДИ. 1975. -Вып. 68.-С. 38−69.
  122. С.М. Обучение программированию для студентов. М.: Высшая школа, 1999. — 455 с.
  123. Система АСГА-Т. Руководство по эксплуатации. АПИ 2.950.003 РЭ. Смоленск, 1984. — 81 с.
  124. Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. — М.: Атомиздат, 1978.-232 с.
  125. В.А., Сирая Т. Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990. -287 с.
  126. Н.Г., Архангельская Е. А. Современные методы и алгоритмы обработки измерений и контроля качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995.- 161 с.
  127. Улучшение эффективных показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха при работе на природном газе / В. А. Лиханов, А. В. Гребнев, Ю. Г. Бузмаков и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2008. — № 6. — С. 19−21.
  128. Улучшение токсических показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха при работе на природном газе / В. А. Лиханов, А. В. Гребнев, Ю. Г. Бузмаков и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2008. — № 7. — С. 6−7.
  129. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / Л. В. Вершков, В. Л. Гроцев, В. В. Гаврилов и др. М., 1999. -68 с.
  130. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Экология: Альтернативные топлива с учетом их полного жизненного цикла // Автомобильная промышленность. 2001. — № 4. — С. 10−12.
  131. В.А., Заиграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. — 1997. — № 3. — С. 20−22.
Заполнить форму текущей работой