Финансовая система Российской Федерации
Так, любая финансовая деятельность в государстве предполагает аккумуляцию доходов и осуществление расходов. При превышении расходов над реально имеющимися доходами государство изыскивает пути для повышения доходов и покрытия расходов путем использования государственного или банковского кредита, выпуска в обращение государственных ценных бумаг и др. мер. Финансы отражают в абстрактной форме все… Читать ещё >
Финансовая система Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовые отношения, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, направленных на удовлетворение социальных потребностей одного вида, что обусловливает их определенное сходство, традиционно объединяются в относительно обособленные финансовые институты, называемые также звеньями финансовой системы.
Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений, а все финансовые отношения в обществе структурированы в финансовую систему Российской Федерации, представляющую собой совокупность различных институтов (звеньев) финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные фонды денежных средств.
Под финансовой системой Российской Федерации понимается совокупность финансовых институтов (звеньев), каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.
Все институты (звенья) взаимосвязаны и взаимодействуют между собой в процессе создания, перераспредления и использования фондов денежных средств, образуют систему, которая отражает особенности развития государства. Каждый институт (звено) финансовой системы подразделяется на подинституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
В финансовую систему Российской Федерации входят: бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов (федерального и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований; внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды; финансы предприятий и организаций; кредит (государственный и муниципальный).
Основное место в структуре финансовой системы Российской Федерации отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды Российской Федерации. В их число включаются отношения по мобилизации денежных средств в бюджеты, распределению их между бюджетами и использованию из соответствующих бюджетов — федерального, субъектов Российской Федерации или местных.
Образование государственных и муниципальных внебюджетных целевых фондов обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов.
К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Финансовые отношения, опосредующие государственные внебюджетные фонды, включают отношения по уплате в эти фонды налогов, страховых взносов, добровольных пожертвований, по выделению средств из этих фондов, а в определенных случаях — и по их распределению.
Государственный кредит представляет собой систему отношений, в которых публично-правовое образование — Российская Федерация или субъект Российской Федерации — выступает в роли кредитора или заемщика. Объектом отношений по государственному кредиту выступают: государственные займы; кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты и иные долговые обязательства, предусмотренные гл. 14 БК РФ.
Муниципальный кредит представляет собой систему отношений, в которых субъектом (должником по кредиту) выступает муниципальное образование.
Финансы предприятий и организаций непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовой общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых, в основном, за счет прибыли. В ряде случаев важным источником формирования таких фондов являются бюджетные ассигнования. Финансы организаций в финансовой системе подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций. В зависимости от отраслевой направленности — финансы промышленности, торговли, транспорта и т. д.
Финансовая система государства может также характеризоваться институтами, осуществляющими финансовую деятельность.
Финансовое право регулирует не все финансовые отношения, объединяемые финансовой системой, а лишь те из них, которые определенным образом связаны с государственными или муниципальными фондами денежных средств (например, финансовые отношения, возникающие при межбюджетных трансфертах, при зачислении доходов, налоговых и иных платежей на счета соответствующих бюджетов и т. п.).
Соответственно, финансово-правовое регулирование распространяется на бюджет, государственные внебюджетные фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также на некоторые иные финансовые отношения, охватываемые предметом финансового права.
Различия между и государственными и муниципальными (публичными) и частными финансами обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и их динамика зависят от законов рыночной экономики, а состояние и динамика публичных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.
Основные различия можно свести к следующему:
- • государство (публичная власть) вправе в принудительном порядке обеспечить поступление доходов путем системы налогообложения, при этом принудительное исполнение в отношении самой публичной власти отсутствует;
- • государственные (публичные) финансы тесно связаны с денежной системой, управляемой в определенной степени государством, в то время, как денежная система не зависит от воли собственника, распоряжающегося своими финансами;
- • частные финансы ориентированы на получение прибыли, а публичные финансы — на обеспечение общегосударственных интересов;
- • размеры публичных финансов намного превышают размеры частных финансов.
Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. Во втором случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. К ним относятся финансовые органы, налоговые органы, представительные органы власти и др.
Так, любая финансовая деятельность в государстве предполагает аккумуляцию доходов и осуществление расходов. При превышении расходов над реально имеющимися доходами государство изыскивает пути для повышения доходов и покрытия расходов путем использования государственного или банковского кредита, выпуска в обращение государственных ценных бумаг и др. мер. Финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве в области экономики, социальной сферы, политики и т. д. Любое мероприятие в государстве проводится путем перераспределения финансовых ресурсов, то есть путем осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, реализуемой в правовой форме.
Таким образом, финансовая деятельность государства характеризуется следующими признаками:
- — финансовая деятельность государства является одной из форм государственного управления;
- — родовым объектом управления выступают финансы во всем их видовом разнообразии, включая денежные фонды различного назначения;
- — в условиях рынка государство выступает не только как активный участник — регулятор, но и пассивно, как выразитель консолидированного интереса граждан;
- — существует связь между конституционными отношениями и финансами и в современных условиях ее роль усиливается;
- — сохраняется взаимозависимость между финансами и прямым администрированием;
- — финансы, как экономическая категория, имеют ту же цель функционирования, что и рынок — перераспределение ресурсов, но перераспределение финансовых ресурсов происходит преимущественно не рыночными методами, в то время как на рынке используются традиционные для гражданско-правовой сферы договоры;
- — финансовая деятельность характеризуется конкуренцией двух взаимоисключающих тенденций: централизации денежных средств в республиканском бюджете для обеспечения исключительных полномочий государства и децентрализации, путем перемещения финансов в регионы и муниципалитеты для обеспечения граждан общественными благами оптимальным образом;
- — для осуществления финансовой деятельности используется конституционный принцип разделения ветвей публичной власти, в соответствии с которым каждая из них получает свою компетенцию;
- — финансовая деятельность ориентируется на экономические критерии распределения публичных расходов, которые должны быть нормативно закреплены;
- — финансовая деятельность реализуется в двух формах — правовой и неправовой.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Что такое финансы, каковы их основные признаки?
- 2. Какие функции свойственны финансам?
- 3. Какие методы аккумуляции средств в государственные денежные фонды вам известны?
- 4. Что такое финансовая система РФ? Какие звенья (институты) входят в ее состав?
- 5. Что понимается под финансовой деятельностью государства и какова ее конституционная основа?
- 6. Какие принципы финансовой деятельности государства закреплены в Конституции Российской Федерации?
- 7. Каковы организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства?
- 8. Какими методами осуществляется финансовая деятельность государства?
- 9. Каковы формы осуществления финансовой деятельности государства?
- 10. В чем выражаются правовые формы финансовой деятельности государства?