Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Значение норм национального и международного финансового права в регулировании рынка ценных бумаг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность по управлению ценными бумагами (управляющий) — осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги… Читать ещё >

Значение норм национального и международного финансового права в регулировании рынка ценных бумаг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Соотношение национального и МФП о регулировании рынка ценных бумаг рассматривается как важнейшее направление деятельности законодательных и правоприменительных органов различных государств по обеспечению гармонизации и унификации общих принципов, норм и стандартов фондового рынка в международной финансовой деятельности.

Международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг основывается на современных гражданско-правовых отношениях конкретного государства. Определение ценной бумаги закреплено в п. 1 ст. 142 ГК РФ, согласно которому ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Статья 128 ГК РФ закрепляет, что вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, являются объектами гражданских прав. В п. 2 ст. 130 ГК РФ указано, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Следует отметить, что помимо имущественных прав ценная бумага может удостоверять и некоторые неимущественные права. В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» установлено, что эмиссионная ценная бумага закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав. Так, например, акция, наряду с имущественными правами (правом на дивиденд, правом на ликвидационную квоту), предоставляет и иные права: право на участие в управлении акционерным обществом, право на получение информации и др.

Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, в соответствии с п. 1 ст. 144 ГК РФ определяются законом или в установленном им порядке.

Допускается также существование бездокументарных ценных бумаг. Этот термин пришел к нам из американского права. Понятием «uncertificated security» в пп. «в» ст. 8 — 102 Единообразного торгового кодекса США охвачены «пай, участие или другой интерес в имуществе или предприятии эмитента, которые не представлены каким-либо документом и передача которых регистрируется в книгах, которые ведутся в этих целях эмитентом или по его поручению» .

Пункт 2 ст. 142 ГК РФ закрепляет, что для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризированном); ст. 149 ГК РФ определяет особенности фиксации прав на них, а также операций с данным типом ценных бумаг.

Таким образом, бездокументарная ценная бумага не является вещью, и объектом гражданского права в данном случае являются только права, ею удостоверенные.

Существование бездокументарных ценных бумаг вызывает множество споров среди специалистов.

Это связано, прежде всего, с нерешенностью вопроса о правомерности использования применительно к бездокументарным ценным бумагам таких гражданско-правовых понятий, как собственность (учитывая, что бездокументарные ценные бумаги не относятся к вещам), договор купли-продажи и т. д.

В ст. 143 ГК РФ перечислены виды ценных бумаг. К ценным бумагам отнесены: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги. При этом перечень не является исчерпывающим, и ценными бумагами являются «другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг» .

Так, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» закрепляет следующий вид ценной бумаги — опцион эмитента, Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» к числу ценных бумаг отнесен инвестиционный пай, а Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» устанавливает, что закладная является именной ценной бумагой.

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещается выпусками; имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам относятся: акция, облигация, опцион эмитента, государственные ценные бумаги, жилищные сертификаты.

Статья 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» определяет, что обращением ценных бумаг является заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги. Данное положение воспроизведено в пункте п. 3 ст. 280 НК РФ.

Следует иметь в виду, что для каждой из категорий ценных бумаг предусмотрен особый порядок определения рыночной цены. При характеристике особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами используется формулировка «аналогичная (идентичная, однородная) ценная бумага» .

Правовое регулирование государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется БК РФ и Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» указывается, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-Ф3 «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий этих ценных бумаг другого имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Анализ действующего международного порядка показывает, что при характеристике обращения ценных бумаг используются следующие понятия: «сделка с ценными бумагами» и «операция с ценными бумагами». При этом указанные термины не имеют четко закрепленных определений и единой классификации в мировой практике, поскольку международные обычаи закрепляют различные виды сделок с ценными бумагами. Понятие «операция», в том числе «операция с ценными бумагами», не определено ни в одной из отраслей права.

Таким образом, под операцией с ценными бумагами понимается совокупность юридически значимых действий, в результате которых происходит изменение права собственности на данное имущество.

По нашему мнению, следует признать справедливым мнение В. Д. Бирюкова и В. А. Гунько, что для налогообложения под операциями с ценными бумагами понимаются действия или намерения плательщика налогов, направленные на возникновение имущественных прав в отношении ценных бумаг или их передаче посредством заключения договора с целью получения дохода или выгоды.

При купле-продаже одна сторона (продавец) обязуется передать ценные бумаги в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить определенную денежную сумму. Для организаций операциями с ценными бумагами признаются «операции по реализации или иному выбытию ценной бумаги (в том числе погашению)», а также операции Репо с ценными бумагами. К таким операциям можно также причислить отдельные операции по формированию уставного капитала.

Операции Репо обычно относят к срочным сделкам, но НК РФ разграничивает эти виды операций.

В практике совершения биржевых операций используются понятия репортных и депортных сделок. Под репортом (репортной сделкой) понимается срочная сделка.

(как правило, биржевая) по продаже ценных бумаг (или биржевых товаров) с обязательством последующего выкупа через определенный срок. Под депортом (депортной сделкой) понимается срочная сделка (как правило, биржевая) по покупке ценных бумаг (или биржевых товаров) с обязательством последующей продажи через определенный срок.

Трудности гармонизации и унификации норм различных государств о рынке ценных бумаг связаны с экономическим содержанием оборота различных долговых обязательств. Рынок ценных бумаг нередко называют фондовым рынком, но представляется наиболее верной позиция тех авторов, которые считают, что рынок ценных бумаг означает более широкое понятие, чем фондовый рынок, поскольку последний включает не все ценные бумаги, а лишь фондовые ценности, т. е. инвестиционные бумаги.

Практика законодательного регулирования отдельных государств показывает, что рынок ценных бумаг является большей частью рынком именно инвестиционных ценных бумаг. Только инвестиционные бумаги способны создать крупномасштабный рынок с большим числом участников. При этом в законодательных актах понятие фондового рынка также не раскрывается и используется исключительно в подзаконных нормативно-правовых актах.

В российской научной литературе рынок ценных бумаг, как правило, определяется как «совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг». Представляется, что понимание рынка ценных бумаг только как совокупности гражданско-правовых сделок не дает полного представления о комплексном характере отношений на рынке, его особенностях как сектора рыночной экономики, поскольку на режим правового регулирования рынка ценных бумаг влияют нормы международного частного, налогового, административного, банковского, валютного, конкурентного и других отраслей права.

Этот комплексный характер правоотношений на рынке ценных бумаг, который также включает оборот финансовых инструментов, делает рассматриваемую область предметом интенсивного правового регулирования различных государств с учетом современных моделей мировых фондовых рынков.

Выделяют модели на несколько типов:

  • — фондовый рынок, обеспеченный финансовыми гарантиями федеральной или интеграционной резервной системы (США, ЕС, Канада и др.);
  • — фондовый рынок нестабильного развития, зависящий от объемов бюджетного дефицита и внешнего долга государств (Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и др.);
  • — фондовый рынок, риски которого не застрахованы государственными накопительными фондами, но относительно стабильный, благодаря активной инвестиционной деятельности (Китай, Южная Корея, Индия);
  • — фондовый рынок, обеспеченный гарантиями стабилизационных публичных фондов (Россия, Япония, Австралия и др.);
  • — фондовый рынок государств с большим внешним долгом, находящихся под контролем МВФ (Алжир, Сомали, Египет, Тунис, Марокко и др.)

Рынок ценных бумаг в свою очередь неоднороден и имеет достаточно сложную структуру. Так, выделяют первичный и вторичный рынки ценных бумаг, фондовый рынок и рынок товарных ценных бумаг, организованные и неорганизованные рынки. Каждый из указанных видов рынков ценных бумаг имеет свои механизмы функционирования, свои особенности, в том числе и разный порядок налогообложения.

Целью деятельности субъектов рынка ценных бумаг является получение дохода. Получаемый доход и подвергается налогообложению. Понятие налогооблагаемого дохода на рынке ценных бумаг является определяющим для налогового законодательства различных государств.

Международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться с учетом использования международного опыта кодификации таких правовых институтов, как: «виды налогооблагаемых доходов», «особенности определения доходов от транснациональной деятельности», «особенности определения расходов по международным стандартам», «расходы на формирование резервов», «убытки», «ответственность за транснациональные нарушения налогового законодательства», «международные налоговые проверки», «информационные права и обязанности в сфере налогообложения» и др.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

  • — эмитенты — государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
  • — инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) — граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы — инвестиционные фонды, страховые компании и др.);
  • — профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг.

Законодательство о рынке ценных бумаг отдельных государств и международно-правовые нормы в этой области определяют, что профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, которые осуществляют определенные законом виды деятельности. Такими видами профессиональной деятельности являются:

  • — брокерская деятельность — деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
  • — дилерская деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;
  • — деятельность по управлению ценными бумагами (управляющий) — осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. В отличие от других профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющим не требуется наличие лицензии (если доверительное управление связано только с осуществлением прав по ценным бумаг);
  • — клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетах по ним;
  • — депозитарная деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги;
  • — деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  • — деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг — предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Традиционное рассмотрение норм различной отраслевой принадлежности в сфере правового регулирования ценных бумаг само по себе еще не дает четкого представления об их взаимосвязи и реальном воздействии на конкретные общественные отношения.

Значительной вехой в развитии фондового рынка и обращения финансовых обязательств стали новые редакции 2006 — 2008 гг. базовых актов законодательства о рынке ценных бумаг: Федерального закона от 29.07.1998 № 136-Ф3 «О рынке ценных бумаг», Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов», Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», Федерального закона от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе» и других. Но этого явно мало, поэтому в настоящее время многие вопросы функционирования финансового рынка отнесены к полномочиям Правительства РФ, ФСФР России, Минфина России, ЦБ России. Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного финансового надзора за сохранением высокой международной репутации российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг на международной арене.

Регулирование фондового рынка можно рассматривать как упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Важно различать внешнее регулирование (подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций и международным соглашениям) и внутреннее регулирование (подчиненность деятельности данной организации её собственным нормативным документам — уставу, правилам и прочим документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее сотрудников).

Таким образом, международное регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций, осуществляемых на нем, — эмиссионных, посреднических, инвестиционных, спекулятивных, залоговых, трастовых и прочих видов сделок.

На российском финансовом рынке действует сеть финансовых и кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Правовые условия конкуренции на российском финансовом рынке определены, кроме вышеуказанных, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой