Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Негосударственное пенсионное обеспечение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение о НПО определяет, в частности, какие категории работающих подлежат пенсионному обеспечению (например, в качестве оценки заслуг работника берется трудовой вклад работника в виде продолжительности трудового стажа работы на этом предприятии не менее 10 лет). Также в нем устанавливаются критерии НПО, например: длительная работа во вредных условиях труда; успешное выполнение особого задания… Читать ещё >

Негосударственное пенсионное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Выступая на втором ежегодном российском пенсионном форуме, В. В. Путин сделал важный вывод: «Современную социальную политику невозможно себе представить без динамичного развития дополнительных, негосударственных форм пенсионного обеспечения. Здесь должны быть задействованы как средства работодателя, так и личная инициатива работников. Определенный вектор в этом направлении уже задала программа софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан».

Негосударственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы страны и представляет собой подсистему взаимодействующих субъектов и участников обеспечения, финансовых источников, нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения. Негосударственное пенсионное обеспечение основано Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», которым предусматривалось создание негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются НПФ, управляющие компании, специализированные депозитарии, вкладчики, участники. Участниками отношений по НПО являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов. Особенностью правового положения фонда вызвано особое местоположение в иерархии организаций, осуществляющих дополнительное социальное обеспечение и обусловлено заботливое отношение его учредителей, государственного регулятора и других лиц, заинтересованных в успешной деятельности фонда, защите его интересов.

Негосударственный пенсионный фонд — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • — деятельность по НПО участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • — деятельность в качестве страховщика по обязательному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • — деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

К настоящему моменту законодательство о НПО ограничивается Федеральным законом от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ), что, конечно, характеризует неразвитость правового регулирования отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и сдерживание развития форм негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на увеличение финансовых объемов пенсионных резервов, пенсионных накоплений НПФ, тем не менее цели всеобщности, т. е. создание равных условий и возможностей участия всех желающих не достигнуты.

В России институт НПО сравнительно молодой, требует дальнейшего развития в плане адекватной правовой защиты субъектов и участников отношений, но НПО, иравового регулирования процесса размещения пенсионных средств на финансовых рынках, поиска новых инструментов — объектов размещения с целью получения дохода.

За рубежом же частные пенсионные системы имеют давние традиции. В США суммарные активы пенсионных фондов составляют примерно 1,7 трлн долл., что в 1,5 раза больше годового бюджета страны. Система негосударственного пенсионного обеспечения Великобритании сравнима только с банковской системой.

В странах Латинской Америки — Перу, Чили, Мексике и др. — наблюдается проблема активности подключения граждан к новым принципам пенсионного страхования, с молодыми пенсионными системами сотрудничает малочисленная группа наиболее активного населения. Расширение зоны действия новых пенсионных систем может быть достигнуто за счет включения в нее новых социальных групп (государственные и муниципальные служащие, другие категории), которые изначально были выведены за их рамки, а также путем создания равных конкурентных условий для государственных и частных элементов пенсионной системы и реализации других мер. По мнению латиноамериканских реформаторов, важным элементом в деле преобразования пенсионных систем является создание предпосылок и возможностей реализации принципа свободы выбора гражданами тех или иных решений для обеспечения безбедной старости. Когда граждане осознают, что они являются единственными хозяевами текущих доходов и семейных накоплений, имеют нрава и возможности для свободного выбора, осведомлены о последствиях принятия решений, они берут на себя и риски сохранения пенсионных накоплений, ответственность за материальное обеспечение в случае невозможности по старости или инвалидности продолжать трудовую деятельность.

С расширением видов деятельности российских НПФ (как известно, первоначально единственным видом деятельности фондов являлось НПО), существенно изменилась стратегия развития НПФ, направления которой тесном образом связаны с организацией обязательного пенсионного страхования и привлечением застрахованных лиц к участию в управлении средствами накопительной части будущей трудовой пенсии через механизм НПФ. Большой скачок в увеличении пенсионных активов в этой связи сделали отраслевые или корпоративные фонды. Около 75% от стоимости имущества всех фондов составляет стоимость имущества первой десятки фондов рейтинга (по статистическим данным на 31 марта 2012 г.).

Кроме корпоративных НПФ (связанных с обслуживанием, в первую очередь, работников компании, учредившей фонд), можно выделить открытые НПФ — как региональные (действующие на определенной территории), так и действующие на всей территории страны. Классическим примером открытого НПФ может служить НПФ Сбербанка России, заключающего пенсионные договоры как с физическими лицами, так и юридическими лицами в любом уголке страны, используя развитую банковскую сеть. На самом деле границы между корпоративными и открытыми НПФ весьма условны.

Другое дело, что выбор работником компании, учредившей НПФ, при заключении пенсионного договора с фондом, вряд ли может быть осуществлен иначе чем в пользу фонда компании, где он работает.

Основными документами, регламентирующими условия формирования, назначения и выплаты негосударственной пенсии являются пенсионные правила фонда, пенсионный договор между фондом и вкладчиком.

Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Пенсионные основания это основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Как правило, в перечень оснований входят: достижение общеустановленного пенсионного возраста и назначение трудовой или государственной пенсии по возрасту, но инвалидности; назначение пенсии по случаю потери кормильца и др.

Пенсионные схемы не предусматривают единовременного получения пенсионных накоплений, что свидетельствует о долгосрочности выплаты негосударственной пенсии. В зависимости от продолжительности выплаты пенсии пенсионные схемы делятся на срочные и пожизненные. В зависимости от порядка уплаты пенсионных взносов и порядка выплаты пенсии пенсионные схемы подразделяются на схемы:

— с установленными размерами пенсионных взносов. Выплаты пенсии производятся до полного исчерпания средств на именном пенсионном счете, размер выплачиваемой пенсии определяется в момент ее назначения;

— с установленными пенсионными выплатами. Данный вид схемы предусматривает порядок уплаты пенсионных взносов, сумма которых плюс инвестиционный доход, полученный от размещения пенсионных средств, обеспечит впоследствии пенсию определенного размера. Особенности этого вида схемы: размер пенсии задается заранее; риски обеспечения схемы, связанные с убытками от размещения пенсионных средств, принимают НПФ и управляющая компания фонда.

Существует теоретическое многообразие разновидностей пенсионных схем. Наиболее популярными считаются пенсионные схемы с установленными размерами пенсионных взносов и выплатой пенсии в течение определенного периода (не менее пяти лет), при этом минимальный размер должен быть не менее ½ минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной трудовой пенсии, установленной законодательством РФ по состоянию на 31 декабря 2001 г.

Законом о НПФ предусмотрено разделение механизма деятельности фонда на социальный и финансовый. Финансовый механизм осуществляет специализированная управляющая компания. В функции фонда входит организация размещения средств пенсионных резервов путем заключения договора доверительного управления с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, фонд рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов. Управляющая компания должна способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, обеспечить возврат переданных ей фондом средств пенсионных резервов по договору доверительного управления. Размещение средств пенсионных резервов производится в целях их сохранения и прироста. Требует серьезного и глубокого анализа ситуация с рисками в процессе размещения, связанная с различными причинами — финансовые кризисы, неэффективное управление доверительного управляющего, отсутствие механизма государственного регулирования и страхования. Убытки, полученные фондами от деятельности управляющих компаний в период финансового кризиса 2008—2009 гг., погашались за счет средств учредителей, управляющих компаний, страхового резерва НПФ при его достаточности. Далеко не все фонды смогли выжить в этот период.

Необходимо восполнить пробел правового регулирования деятельности, но размещению пенсионных резервов, признать, что отношения по НПО относятся к социальнообеспечительным, что соответственно влечет за собой участие государства в их страховании (по аналогии со страхованием банковских вкладов).

Негосударственное пенсионное обеспечение на предприятии имеет свои особенности. В целях разумной кадровой политики, ротации и поощрения кадров предприятие заинтересовано в долгосрочной пенсионной программе, отвечающей этим целям как в социальном, так и экономическом плане. Пенсионная программа юридического лица представляет собой совокупность правовых документов, регламентирующих организацию и критерии негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятия. В их число, как правило, входит положение о НПО на предприятии, приказ о создании комиссии, но НПО, список лиц, подлежащих НПО.

Положение о НПО определяет, в частности, какие категории работающих подлежат пенсионному обеспечению (например, в качестве оценки заслуг работника берется трудовой вклад работника в виде продолжительности трудового стажа работы на этом предприятии не менее 10 лет). Также в нем устанавливаются критерии НПО, например: длительная работа во вредных условиях труда; успешное выполнение особого задания; сохранение трудовой династии; достижения в рационализаторстве, разработке инновационных технологий и др. Далее указываются финансово-экономические параметры пенсионной программы, ее стоимость, налогообложение пенсионных взносов, налоговые вычеты и правовые основания получения пенсии. В некоторых пенсионных программах указано условие получения негосударственной пенсии это обязательное увольнение с предприятия.

Положение предприятия о НПО работников является ярким примером локального нормотворчества о дополнительном социальном обеспечении. Кроме того, в коллективном договоре предприятия может быть предусмотрен соответствующий раздел о дополнительном социальном обеспечении. Интересным примером является пенсионная программа, разработанная специалистами фонда «Уралоборонзаводский» в 2011 г. для ОАО «Артинский завод», которая направлена на дополнительное социальное обеспечение работников «дефицитных» профессий. Целью программы определено «привлечение и закрепление высококвалифицированных работников ряда „дефицитных специальностей“».

Вкладчиком НПФ может быть не только юридическое, но и физическое лицо, а также на паритетных началах возможно участие в формировании пенсионной схемы одновременно как юридического, так и физического лица.

Источниками формирования негосударственной (дополнительной) пенсии являются средства работодателя, средства работников, т. е. негосударственные источники финансирования.

Негосударственная пенсия выплачивается независимо от получения трудовой пенсии.

Деятельность НПФ по НПО участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Размеры выплачиваемых негосударственных пенсий зависят от размера взносов, продолжительности их внесения, уровня дохода, заработанного от размещения пенсионных взносов на финансовых рынках.

Главная цель негосударственных пенсионных фондов — значительно повысить уровень материального обеспечения нетрудоспособного населения в качестве дополнения к государственному обеспечению.

Характеристика системы негосударственного пенсионного обеспечения на 1 января 2012 г. За период 2008—2012 гг. количество НПФ сократилось почти в три раза и составило 145 фондов. Тенденция сокращения количества НПФ будет продолжаться по причине ужесточения требований к размеру собственных средств и по созданию условий финансовой устойчивости системы НПО. Фонды представлены в 29 субъектах РФ, из них в Москве — 78 НПФ, в Санкт-Петербурге — 12, в республике Татарстан и Ростовской области по пять. Негосударственные пенсионные фонды ждут от законодателей правовых, организационных, экономических гарантий, что является закономерным в процессе дальнейшего развития института дополнительных пенсий. Ежегодно показатели оценки деятельности фондов медленно, но растут. Негосударственные фонды обслуживают более 20 млн человек, из них 6,6 млн человек имеют договоры о НПО. Дополнительную пенсию получают около 1,5 млн человек — каждый 25-й пенсионер по старости. Средний размер получаемой пенсии составляет 1774 руб.

В целом по стране добровольными участниками НПФ являются около 7 млн человек, что составляет больше 10% экономически активного населения России.

Прогноз развития негосударственного пенсионного обеспечения до 2030 г. Негосударственное пенсионное обеспечение в современных экономических условиях объективно получит новый импульс развития. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее Стратегия). Основными целями Стратегии являются: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. В числе основных задач развития пенсионной системы названы задачи, в решении которых предполагается участие НПФ. Это — достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах, а также развитие трехуровневой пенсионной системы для групп людей с разными доходами (для среднеи высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Предполагается модернизация основных институтов пенсионной системы с учетом трехуровневой модели: первый уровень — трудовая пенсия (государственная) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ; второй — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения; третий — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом). Второй и третий уровни пенсионного обеспечения являются дополнительными к первому. Поскольку делается большая ставка на так называемые дополнительные пенсии, логично последует развитие так необходимого законодательства о регулировании правовых отношений в сфере дополнительных пенсий. Не случайно развитию корпоративного пенсионного обеспечения в Стратегии посвящен целый раздел. Как указано в Стратегии, будет нормативно закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, НПФ, кредитными организациями на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил. Наряду с традиционным подходом к смыслу корпоративного пенсионного обеспечения (поощрение работников за качественное исполнение трудовых обязанностей и закрепление на рабочих местах лучших работников) ставится важнейшая задача по развитию института досрочных пенсий. В течение последних 10 лет неоднократно предпринимались попытки перевести досрочные пенсии в разряд корпоративных, либо обязать работодателей вносить дополнительные страховые взносы в рамках обязательного пенсионного страхования на формирование выплат досрочных пенсий. Однако они не увенчались успехом. Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению, как и предполагалось, должны являться НПФ, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники (их представители), уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Указанным выше распоряжением Правительства РФ утвержден план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии, включающий ряд этапов. На первом этапе — до конца 2013 г. — в число проектов федеральных законов вошли проекты по стимулированию развития НПО, созданию системы объединенных гарантийных фондов; на втором этапе — до 2015 г. — по совершенствованию организационно-правовых форм НПФ и по установлению правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В Закон о НПО периодически вносятся соответствующие изменения. Они касаются в основном регулирования правоотношений по накопительной пенсионной системе и ответственности участников правоотношений по НПО.

Другие формы негосударственного социального обеспечения. В перечень основных форм негосударственного социального обеспечения входят дополнительное социальное страхование и благотворительность.

Дополнительное социальное страхование. Наиболее распространенным является добровольное медицинское страхование. Законодательством РФ медицинское страхование определено как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам дополнительные медицинские услуги.

Новым видом дополнительного социального страхования является дополнительное пенсионное страхование, цель которого привлечь дополнительные денежные ресурсы самих застрахованных лиц для повышения размера трудовой пенсии впоследствии.

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» государство оказывает материальную поддержку застрахованным лицам, участвует в софинансировании пенсионных накоплений, уплачивая взносы на дополнительные взносы граждан. Размер взноса определяется в зависимости от суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, в пределах от 2000 руб. до 12 000 руб. в год. Период, в течение которого можно было воспользоваться правом государственной поддержки, конкретно определен Законом — с 1 октября 2008 г. но 1 октября 2013 г.

Субъектами дополнительного пенсионного страхования являются застрахованные лица, работодатели и органы, осуществляющие перечисление дополнительных страховых взносов в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица. Особенностью дополнительного пенсионного страхования является в этом случае наличие статуса застрахованного лица, позволяющего осуществлять дальнейшие правовые действия на добровольной основе.

Благотворительность как форма дополнительного социального обеспечения имеет проявления в современном обществе, тем более что Конституцией РФ благотворительность поощряется. Правовые основы благотворительности заложены Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Благотворительной деятельностью занимаются как крупные компании и корпорации, так и небольшие организации и граждане. Целью благотворительной деятельности является оказание дополнительной материальной поддержки нуждающимся. Формами благотворительности могут быть денежные выплаты, предметы домашнего обихода, продукты питания, медицинские принадлежности, лекарства и др. Например, поддержка детских домов — одно из основных направлений благотворительной деятельности компании «Лукойл». На протяжении многих лет эта компания осуществляет шефство над детскими домами и интернатами в Архангельске, Санкт-Петербурге, Перми и других городах в целях помочь детям получить профессию и стать полноценными членами общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой