Идеологический компонент международной экономической системы
Идеологический компонент международной экономической системы — это то, что придает ценностные ориентиры ее участникам и смысл их деятельности, объясняет цели, определяет концептуальные основы функционирования и развития международной экономической системы. Другими словами, это — различные внешнеполитические и внешнеэкономические доктрины и концепции, международное правосознание и т. п… Читать ещё >
Идеологический компонент международной экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идеологический компонент международной экономической системы — это то, что придает ценностные ориентиры ее участникам и смысл их деятельности, объясняет цели, определяет концептуальные основы функционирования и развития международной экономической системы. Другими словами, это — различные внешнеполитические и внешнеэкономические доктрины и концепции, международное правосознание и т. п.
Любые действия, меры, любую политику во внешней сфере надо как-то обосновать, разъяснить, оправдать, представить в выгодном свете, обеспечить идеологически. Так, в основе права ВТО лежит идеология борьбы с протекционизмом во внешнеторговой политике государств, идеи честной конкуренции и т. п.
Идеология рыночной экономики была заложена под сильным влиянием США в уставные документы многих международных экономических организаций. Тем самым внутренние ценности и экономический порядок развитых государств «вышли» в международную сферу и были в ней закреплены международно-правовыми средствами. Это вклад англосаксонского (и шире — западного) цивилизационного пространства в международную систему.
Сегодня международный экономический правопорядок, основанный на ценностях либерально-рыночной экономики, является единственной общепризнанной моделью экономического развития международного сообщества государств. Государства, не вписавшие свои экономики в эту модель, объективно остаются «на обочине» международной экономической системы. Впрочем, по этому вопросу в гражданских обществах крупных стран и в мировом сообществе государств в целом сложилось определенное противостояние общественных мнений.
В качестве идеологических установок использовались или используются доктрины «открытых дверей», отказа от автаркии, либерализации внешней торговли и др. Многие принципы международного экономического права также несут в себе сильный идеологический потенциал.
Развивающиеся страны в своих устремлениях по реформированию международного экономического правопорядка выдвигают идеи справедливости, исторической ответственности Запада за их экономическую отсталость.
Идеологическим обоснованием шагов современной России по вхождению в международную экономическую систему можно считать цель превращения нашей страны в один из мировых центров экономической силы, в международный финансовый центр, в опору экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Борьба идеологий, доктрин, концепций во многом предопределяет пути развития международной экономической системы вообще и международного экономического права в частности.
Подсистемы международной экономической системы
Международная экономическая система в свернутом виде содержит в себе, в частности:
- • международную торговую систему;
- • международную финансовую систему;
- • международную инвестиционную систему;
- • международную миграционную систему;
- • систему международной экономической помощи.
Каждая из этих систем имеет те же компоненты, только наполнение, соотношение этих компонентов — разные. Подобное разделение подсистем носит условный характер и необходимо для изучения и осмысления особенностей правового регулирования соответствующих сфер отношений.
Все подсистемы взаимосвязаны, сбалансированы. Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном, межрегиональном, двустороннем, секторальном разрезе. Положение, ситуация в одной подсистеме так или иначе сказываются на положении в другой.
Односторонние действия государств по изменению баланса государственных интересов в свою пользу в каком-то отдельно взятом вопросе также «сотрясают» практически всю подсистему или даже международную экономическую систему в целом.
Когда ситуация по объективным или субъективным обстоятельствам выходит из-под контроля, случаются экономические, финансовые кризисы. Своеобразными кризисами можно считать и разнообразные торговые войны, в которые воплощаются конфликты государственных интересов в торговой сфере.
Кризисы подрывают экономический правопорядок. Управлять международной экономической системой — значит уметь предотвращать кризисы, а если они случились — оперативно «гасить» их.
При этом стоит помнить, что вся международная экономическая система и ее подсистемы находятся в полной зависимости от политической сферы (точнее, от военно-политической). Политическая система в определенном смысле «охраняет» сложившийся экономический правопорядок. Хорошая иллюстрация данного тезиса — охрана военным флотом США морских путей перевозки нефти в страну и активность американской дипломатии вокруг проблем с добычей и поставками нефти в мире.
Любой крупный политический (военный) конфликт затрагивает товаропотоки и рынки отдельных товаров, особенно таких «политизированных», как нефть. Цены на них и на другие энергоносители поднимаются. Это ведет к удорожанию товаров и, соответственно, сокращению спроса. Начинает лихорадить финансовые и инвестиционные рынки. Усиливается ненадежность кредитов и кредитной системы, отток капиталов из опасных зон. Страдают от этого отдельные национальные экономики и мировая экономика в целом.
Часто крупные односторонние, групповые политические или военно-политические акции как раз и нацелены на то, чтобы нанести ущерб экономическим интересам определенного государства или государств, перенаправить развитие того или иного международного рынка в нужную сторону.