Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровень — соуправление на уровне учреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на личностно ориентированный, деятельностный подходы, при подготовке заседаний органов соуправлсния ставятся следующие задачи: обогащение детей и подростков знаниями о гражданской ответственности; формирование у них умений и навыков в организации социально значимой, организаторской и законотворческой деятельности; содействие становлению и проявлению гражданской ответственности у детей… Читать ещё >

Уровень — соуправление на уровне учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшим органом является общий сбор детских коллективов (представителей), который проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). По мерс необходимости проводятся и внеочередные сборы для решения оперативных, срочных вопросов. Для примера приведем фрагмент общего сбора «Детское соуправление: плюсы и минусы».

Цель: выработка и принятие коллективного решения, исходя из интересов подростков о соуправлении, его положительных и отрицательных сторон, развитие организационных навыков (ведение сбора, ответственность за принятое решение).

Подготовительная работа: 1. Деятельность органов соуправления по подготовке к общему сбору. 2. Изучение общественного мнения о соуправлении (сочинения — эссе, творческие работы, интервьюирование, тестирование и т. д.). 3. Выставка социальных проектов «Модели соуправления». 4. Выпуск газет, плакатов, радиоинформации «Члены соуправления сами о себе», «Члены соуправления глазами сверстников»; «Члены соуправления глазами взрослых» и т. д.

Этапы сбора: 1. Оргмомент. Информация по обсуждаемому вопросу. Например, предлагается два — три противоположных взгляда на ее решение, два — три взаимоисключающих мнения. 2. Основная часть. Ведущий даст возможность высказывать различные точки зрения, не спешит отстаивать собственную точку зрения или мнение, которое лично ему понравилось. Он удерживает тематику обсуждаемого вопроса, не позволяя выступающим отклоняться от темы, формулирует для всех присутствующих внесенные предложения. 3. Подведение итогов. Выдвигаются различные варианты решения, выслушиваются аргументы тех, кто оказался в меньшинстве. Происходит голосование по консенсусу, то есть согласование решения до тех пор, пока его формулировка не удовлетворит всех членов коллектива. Оглашение решения сбора, ответственных за его выполнение, сроки. 4. Рефлексия. Возможна по критериям «новизна», «полезность», «важность» и т. д. в виде ответа на вопрос: «Что для вас на сборе показалось самым значительным?». 5. Анализ организации и проведения сбора в органах соуправлсния. Оформление материалов на информационном стенде. Выпуск тематической газеты «Репортаж с общего сбора».

На общем сборе учреждения избирается «Совет учреждения». Совет организуется на демократических принципах, но желанию детей и подростков, выбранных коллективами групп. Как правило, это наиболее активные и ответственные подростки, которым доверяют сверстники. Они имеют тесную связь как с подростками своей группы, с подростками других групп, так и с взрослыми. Так как «Совет учреждения» организуется по желанию самих подростков, и никто не может принудить вступать в него, то члены этого органа соуправления вполне осознают гражданскую ответственность, возложенную на них. «Совет девяти» — разновозрастный коллектив. Это способствует тому, что укрепляются связи между коллективами разных групп, взаимодействие между детьми и подростками, между детьми и взрослыми.

В учреждении действуют советы: лидеров группы, организаторов спорта, PR — менеджеров, книголюбов; центры: «Радиопрессцентр», «Здоровье», «Досуг», «Событий и информации», «Экскурсий и путешествий»; штабы: игры «Мы — челябинцы», «Труда и профориентации», «Поиск», «Забота».

Одной из ведущих форм организации соуправлсния в общеобразовательном учреждении является заседание органов соуправления (табл. 5).

Таблица 5.

Характеристика традиционного и личностно ориентированного заседания органов детского соуправления.

Компоненты заседания органов детского соуправления.

Традиционное заседание органов детского соуправления.

Личностно ориентированное заседание органов детского соуправления.

Целевой.

Направленность на усвоение членами принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. на формирование в личности социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и личности, проектированием и становлением уникального образа его фажданской ответственности.

Содержательный.

Содержание заседания органов соуправления составляет социальноодобрясмый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативпопрофаммными документами. Субъектами определения темы и содержания заседания являются администрация учреждения, взрослый, и лишь в редких случаях субъективную роль выполняют члены соуправления.

Содержание заседания органов соуправления является личностнозначимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации личности, ее гражданской ответственности. В определении темы и содержания заседания органов соуправления полномочиями обладают все: подростки и взрослые.

Организационнодеятельностный.

Главным и часто единственным организатором заседания органов соуправления выступает администрация, взрослый. Взаимодействие участников заседания строится на основе монолога; субъект объектных отношений между организатором и подчиненными.

Совместная деятельность, как правило, жёстко регламен-тируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным организатором планом заседания.

Члены являются полноправными организаторами заседаний соуправления, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого члена, проявлении и развитии его фажданской ответственности. Организатор заботится о создании для подростков и взрослых ситуации выбора и успеха.

Преобладают субъектсу бъектные отношения, между членами детского соуправления диалоговые формы общения.

Оценочно;

аналитический.

При анализе результативности заседания органа соунравления внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой членам информации, культуру и оригинальность её изложения, качество сё усвоения присутствующими.

В качестве критериев оценки результативности заседания органов соуправления выступают проявление и воспитание гражданской ответственности ее членов, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие и i щи виду ал ьн ости, комфортность и активность в заседании.

Опираясь на личностно ориентированный, деятельностный подходы, при подготовке заседаний органов соуправлсния ставятся следующие задачи: обогащение детей и подростков знаниями о гражданской ответственности; формирование у них умений и навыков в организации социально значимой, организаторской и законотворческой деятельности; содействие становлению и проявлению гражданской ответственности у детей и подростков. Подготовка и проведение заседания органа соуправлсния проходит несколько этапов.

  • 1. Составление тематики заседаний органов соунравления.
  • 2. Уточнение темы заседания и определение основных идей по его подготовке и проведению.
  • 3. Определение цели, содержания, выбор формы проведения заседания, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
  • 4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке заседания.
  • 5. Составление окончательного плана заседания.
  • 6. Проведение заседания органа соуправления.
  • 7. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности заседания.

Важную роль в соуправлении играет коллективное творческое дело. «Дело (а не мероприятие) — это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива». Оно — коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и педагогами, и школьниками. Оно — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с взрослыми, во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создаёт свой вариант. Методика И. П. Иванова служит механизмом обучения воспитателей и воспитанников взаимодействию, сотрудничеству, ответственности.

Классическое коллективно-творческое дело (КТД) представляет цепочку из пяти этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последствии. Основываясь на личностно ориентированный подход, мы в процесс деятельности опирались на технологию личностно ориентированного КТД (табл. 6).

Таблица 6.

Традиционное и личностно ориентированное коллективно-творческое дело (КТД).

Этап.

Традиционное КТД.

Личностно ориентированное КТД.

1 .Коллективное целеполагание.

Социальное основание выбора дела.

Дело как потенциал личной гражданской ответственности.

2. Коллективн ое планирование.

Акцент на групповой работе, групповом вкладе.

Акцент на индивидуальные вклады, на авторство идей.

3. Коллективн ая подготовка.

Акцент на дружной групповой работе.

Акцент на добровольность в принятии роли и поручений.

4. Проведение коллективног одела.

Участие групп, команд. Общее действо. Участие как реализация общего плана.

Возможности для личного (подгруппового) участия, структура дела с учетом самоопределения в отношении ролей, поручений и.

ответственного выполнения обязательств.

5. Коллективн ый анализ.

Основные вопросы: как мы организовали дело, как мы проявили свою коллективность, каков вклад каждого в общее дело.

Вопросы, акцентирующие значимость дела для понимания развития себя как индивидуальности, воспитания гражданской ответственности.

Акцент личностно ориентированного КТД — «Моя активность», «Мой вклад», «Дело для меня». Представляем фрагмент коллективно-творческого дела «Путешествие в город Ответственности» в ходе опытно-поисковой работы (табл. 7). Цель — развитие ответственной культуры подростков в учреждении.

Задачи: развитие способностей детей и подростков реализовывать свои знания о гражданской ответственности в конкретной ситуации; формирование умения индивидуально участвовать в деле; создание условий для проявления гражданской ответственности.

Подготовительный этап: формируется Совет дела; разрабатываются вопросы и задания, критерии оценки; формируется жюри; определяются группы; осуществляется самостоятельная подготовка подростков к КТД; оформляется наглядный материал; назначается ведущий (ведущие) КТД; определяются дежурные.

Таблица 7.

Структура коллективно-творческого дела «Путешествие в город Ответственности».

Название станции.

1. Лабиринт знаний.

Воспитанники демонстрируют знания о гражданской ответственности в занимательной форме, например: разгадывают кроссворд, составляют понятийное лото и др.

2. Историческая.

Воспитанники отвечают на вопросы мини — викторины из истории.

3. Официальная.

Воспитанники составляют проект документа о соуправлении, о законах жизни учреждения, правила.

4. Юридическая.

Воспитанникам предлагается решить правовые задачи по теме: «Ответственность подростков».

5. Экономическая.

Воспитанники защищают свой мини-проект гражданской ответственности «Свет», «Тепло».

6. Творческая.

Воспитанники демонстрируют частушки, буриме по теме КТД, представляют афоризмы, высказывания великих людей об ответственности.

Практические навыки гражданского участия в общественной жизни подростки приобретают в ходе работы над социальными проектами, цель которых — оказать реальную помощь окружающим людям, местному сообществу. Подростки осваивают правила жизни гражданского общества, способы и формы взаимодействия с представителями власти, со средствами массовой информации, со сверстниками, взрослыми, вовлекаются в коллективную деятельность, накапливают личный опыт решения общественных проблем.

Участие в конкурсе социальных проектов позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с воспитанием гражданских качеств. Члены соуправления в ходе работы участвовуют в выработке норм обшей жизни учреждения, являясь активными носителями и защитниками этих норм; привлекаются к разработке, обсуждению, внесению добавлений и изменений в проекты законотворческой деятельности; учатся пользоваться ими при возникновении проблем и конфликтов.

В работе используется следующий набор методик для изучения уровня гражданской ответственности детей и подростков:

  • — методика недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения). Например, «Ответственный юный гражданин всегда …», «Когда я вижу не ответственного юного гражданина, то я …»;
  • — методика тезиса и мнения на тему. Например, «Мы граждански ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делали», «Требуя, чтобы гражданскую ответственность несли другие, неси ее сам», «Нужно, чтобы человек понял, что он несет гражданскую ответственность за все несчастья земли…»;
  • — методика «мишень». Круги мишени условно обозначают гражданскую ответственность коллектива. Первый круг — подростки всегда граждански ответственны, от них исходит инициатива, самостоятельность. Второй круг — подростки проявляют гражданскую ответственность на предложения, приходят на помощь, хотя сами самостоятельности и не проявляют. Третий круг — гражданская ответственность и безответственность здесь соседствуют рядом, этих подростков трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если с них потребуют. Четвертый круг — гражданская ответственность проявляют редко, и то в качестве исполнителя. Пятый круг — гражданская ответственность нс проявляют, воспитанники отказываются участвовать в делах. В первой мишени знаком + подростки отмечают, какдалеко от центра круга находится каждый, во второй, где бы каждому хотелось быть;
  • — методика задание-ситуация. Например, «Тебе поручили провести дело. Ты сначала …, потом …, и в заключении»; «Тебе дали поручение. Ты сначала …, потом …, и в заключении»;
  • — методика ранжирования (расстановки в порядке очередности по степени личной значимости). Например, перечень качеств личности, персоналии самых граждански ответственных подростков группы, учреждения;

методика обогащения независимых характеристик позволяет «высветить грани» личности, когда его характеризуют разные люди — взрослые, сверстники;

методика «Расскажи мне обо мне». Каждый участник получает два пакета с 40 карточками (один заполнен красными чернилами, другой — синими). На каждой карточке указано положительное или отрицательное качество. Например: открытый, общительный, необщительный, критически настроенный, сообразительный, эмоционально устойчивый, эмоционально неустойчивый, мобильный, самоуверенный, склонный к лидерству, мягкий.

дисциплинированный, уступчивый, беспечный, веселый, жизнерадостный, инициативный, серьезный, совестливый, практичный, компетентный, требовательный, исполнительный, несмелый, застенчивый, безответственный, полагающийся на себя, организованный, доверчивый, с развитым воображением, мечтательный, толерантный, самостоятельный, спокойный, уверенный в себе, обидчивый, неуверенный в себе, добросовестный, консервативный, уважающий традиции, умеющий подчиняться правилам, неорганизованный, способный чувствовать, ответственный и т. д. Участники игры рассаживаются вокруг стола. Сначала каждый из них, изучив содержимое пакета, выбирает и кладет возле себя заполненные красными чернилами карточки, на которых указаны качества, присущие ему самому. Иными словами, осуществляется самооценка. Затем каждый выбирает карточки из числа заполненных синими чернилами, на которых указаны качества, характеризующие партнеров по игре, и кладет против них надписью вниз. После того, как все карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его товарищи.

Использование данной технологии позволяет обеспечивать взаимодействие участников соуправления образовательной организации, формировать положительную мотивацию, опыт проявления гражданской ответственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой