Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приватизация как способ перехода публичной собственности в частную

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отказ в приватизации возможен и по другим мотивам. Речь идет, в частности, об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося… Читать ещё >

Приватизация как способ перехода публичной собственности в частную (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами является переход к ним государственного и муниципального имущества в рамках приватизации. Приватизация, будучи основанием приобретения права собственности для граждан и юридических лиц, одновременно служит предпосылкой прекращения на соответствующее имущество права государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 217 ГК государственное или муниципальное имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации, в частности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» .

В соответствии с данным Законом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 указанного Закона.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • а) преобразование унитарного предприятия в АО;
  • б) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • в) продажа акций АО на специализированном аукционе;
  • г) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584);
  • д) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций АО;
  • е) продажа акций АО через организатора торговли;
  • ж) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549);
  • з) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • и) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО;
  • к) продажа АО по результатам доверительного управления;
  • л) преобразование унитарного предприятия в АО.

Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Он допускается, в частности, в случае, если на приватизацию государственного имущества наложен запрет (например, когда имущество изъято из гражданского оборота или ограниченно в обороте). Так, Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р — Перечень стратегических предприятий и организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

Отказ в приватизации возможен и по другим мотивам. Речь идет, в частности, об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанные субъекты при определенных условиях имеют преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества в собственность. Однако, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 22-??, положения данного Закона «не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности» .

Особенности приватизации путем наиболее часто используемого преобразования унитарного предприятия в АО подробно регламентируются Федеральным законом от 11.07.2011 № 201-ФЗ.

Приватизацию отдельных видов публичного имущества регулирует постановление Правительства РФ от 11.12.2002 № 886 «Об отчуждении принадлежащих Российской Федерации акций закрытых акционерных обществ, долей в обществах с ограниченной ответственностью и вкладов в товариществах на вере» .

В последнее время процессы приватизации охватили и некоторые сферы естественных монополий. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях заявления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в качестве которого выступает АО «Российские железные дороги». Все акции данного АО находятся в собственности Российской Федерации (ст. 2, 3, 7).

Заметим, что ранее оценке Конституционного Суда РФ подверглись некоторые положения утратившего свою силу Федерального закона от 21.07.1997 № 123-?3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества». Своим Постановлением от 25.07.2001 № 12-П Конституционный Суд РФ признал, что положение п. 7 ст. 21 указанного Закона не может служить основанием для изъятия имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврата в бесспорном порядке публичному собственнику и тем самым не исключает судебную защиту прав участников процесса приватизации, в том числе с использованием предусмотренных гражданским законодательством способов и средств защиты прав субъектов договора, и как таковое не противоречит Конституции.

Переход объектов прав государственной или муниципальной собственности в частную собственность может происходить и не в рамках приватизации. Примером может служить имущество религиозного назначения, передаваемое религиозным организациям в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-?3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Важные нормы о приобретении права частной собственности за счет государственной и муниципальной собственности предусматривает Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1], действующий (в основном) с 1 марта 2015 г. Данным Законом наряду с обширными дополнениями в ЗК внесены соответствующие изменения в ст. 235, 250, 268, 269, 272, 274 ГК и, кроме того, ГК дополнен ст. 259.1.

Прекращение права частной собственности. Определенные особенности присущи и прекращению права собственности граждан и юридических лиц, имущество которых может быть обращено в государственную собственность в порядке национализации на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (п. 2 ст. 235 ГК). Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК).

  • [1] Подробнее об этом Федеральном законе см.: Зубков И. Земля в разрезе // РГ. 2014. 23 июня.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой