Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное определение в полной мере коррелирует с более детальным определением, закрепленным в ст. 1 Конвенции ООП против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.: «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего… Читать ещё >

Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее — ЕКПП) была открыта для подписания 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г.

ЕКПП была принята в развитие положений ст. 3 ЕКПЧ, согласно которой «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Однако в отличие от ЕКПЧ, наделявшей ЕСПЧ правом рассматривать жалобы на уже имевшие место нарушения запрета пыток, ЕКПП и созданный на ее основе контрольный механизм были ориентированы на превенцию случаев применения пыток и иных форм жестокого обращения. Тесная взаимосвязь между двумя Конвенциями прослеживается в тексте ЕКПП: ничто в ЕКПП не может быть истолковано как ограничение или умаление компетенции органов ЕКПЧ или обязательств, взятых на себя государствами в соответствии с ЕКПЧ.

Российская Федерация — участник ЕКПП с 1 февраля 1998 г.

ЕКПП дополнена двумя Протоколами, открытыми для подписания 4 ноября 1993 г.:

  • 1) Протокол № 1 позволяет присоединяться к ЕКПП не только государствам — членам СЕ[1], но и государствам, не входящим в состав СЕ, а также международным организациям, однако только, но приглашению Комитета министров СЕ;
  • 2) Протокол № 2 вносит изменения технического характера, например, предусматривает возможность переизбрать эксперта нс один раз, а дважды[2].

Протоколы вступили в силу 1 марта 2002 г.

Протоколы являются неотъемлемой частью ЕКПП.

Направленная на искоренение в государствах практики применения пыток и других форм жестокого обращения, ЕКПП не содержит определений понятия «пытка», «бесчеловечное обращение» и «унижающее достоинство обращение», не разъясняет абсолютную природу запрета пыток, не детализирует позитивные и негативные обязательства государства в связи с этим, не дает определения понятия «минимальный уровень жестокости». Подобное изъятие не случайно, поскольку разъяснения по всем вышеперечисленным вопросам ранее дал ЕСПЧ, позиции которого были взяты за основу контрольным органом ЕКПП.

Комментируя ст. 3 ЕКПЧ в связи с делом Ирландия против Соединенного Королевства^, ЕСПЧ определил «пытку» как преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень серьезное и жестокое страдание, которое несет особое клеймо позора.

Данное определение в полной мере коррелирует с более детальным определением, закрепленным в ст. 1 Конвенции ООП против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.: «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной па дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Различие между пыткой и другими видами запрещенного обращения или наказания состоит в степени интенсивности воздействия и жестокости причиненного страдания, а также зависит от индивидуальных обстоятельств жертвы, поэтому, как правило, невозможно всегда квалифицировать то или иное обращение как пытку.

ЕСПЧ считает обращение «бесчеловечным», если, например, оно применяется умышленно и в течение многих часов подряд, вызывая либо телесные повреждения, либо сильные физические или психические страдания.

ЕСПЧ может признать обращение «унижающим достоинство», если оно вызывает у жертвы чувства страха, мучений или неполноценности, достаточных, чтобы унизить ее и попрать ее человеческое достоинство. Принимая решение о том, является ли конкретный вид обращения «унижающим достоинство», ЕСПЧ также учитывает последствия такого обращения для личности пострадавшего.[3]

Сославшись на запрет пыток, закрепленный в сг. 3 ЕКПЧ, государства — участники ЕКПП посвятили основную часть Конвенции кон трольному органу EKIIII — Европейскому комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее — Комитет по предупреждению пыток).

Эксперты Комитета по предупреждению пыток избираются Комитетом министров СЕ большинством в 2/3 голосов из перечня, составляемого Бюро ПЛСЕ на основе списка от каждого государства-участника ЕКПП. Государства выдвигают по три кандидата, как минимум два из которых должны быть гражданами этого государства. Эксперты избираются сроком на четыре года с правом переизбрания. В состав Комитета по предупреждению пыток должны входить независимые и беспристрастные эксперты, действующие в личном качестве, обладающие высокими моральными качествами, известные своей компетентностью в области прав человека или имеющие профессиональный опыт по вопросам регулирования ЕКПП. Заседания Комитета по предупреждению пыток проходят при закрытых дверях. Секретариат обеспечивает техническое сопровождение деятельности Комитета по предупреждению пыток.

Согласно ст. 1 ЕКПП эксперты Комитета по предупреждению пыток регулярно наносят визиты в государства — участники ЕКПП. Комитет по предупреждению пыток — несудебный механизм, основная цель которого — превенция и защита лиц, лишенных свободы, от пыток и других форм жестокого обращения. В состав делегации от Комитета по предупреждению пыток, направляемой в государство, входит не менее двух экспертов. В целях обеспечения объективности оценки ситуации избранный от соответствующего государства эксперт нс входит в состав направляемой в страну делегации. Кроме экспертов, делегация может включать членов Секретариата и, если необходимо, приглашенных специалистов и переводчиков. Вместе с тем государство сохраняет за собой право не допустить на свою территорию любого члена делегации Комитета по предупреждению пыток.

Эксперты пользуются привилегиями и иммунитетами, детально регламентированными в приложении к ЕКПП. В частности, в период исполнения своих обязанностей, в том числе во время посещения государств, эксперты обладают иммунитетом от ареста и задержания, на их личный багаж не может быть наложен арест, эксперты пользуются иммунитетом от судебного преследования в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в статусе официального лица. Члены Комитета по предупреждению пыток не могут быть ограничены в свободе передвижения: в отношении выезда из страны и возвращения в страну их проживания и въезда в страну и выезда из страны, в которой они исполняют свои обязанности; на них не распространяются правила регистрации в качестве иностранцев в стране, которую они посещают или через которую следуют в связи с исполнением своих обязанностей.

В отличие от Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г., в текст ЕКПП были включены положения, позволяющие членам Комитета, но предотвращению пыток посещать любые учреждения, находящиеся в пределах юрисдикции государств, где содержатся лица, лишенные свободы (ст. 2). Например, при посещении полицейского участка эксперты Комитета по предупреждению пыток, как правило, проверяют общие условия в полицейском участке и тщательно осматривают места содержания задержанных, измеряют размеры камер, проверяют степень освещенности помещения и др., наблюдают за тем, как полицейские обращаются с задержанными в участке; просматривают журналы и другую документацию, касающуюся лиц, содержащихся в участке; беседуют с дежурными полицейскими; разговаривают с задержанными без свидетелей о том, как с ними обращаются в участке, выслушивают жалобы о жестоком обращении, включая применение пыток.

Эксперты Комитета по предупреждению пыток посещают тюрьмы, учреждения для несовершеннолетних, полицейские участки, центры содержания нелегальных иммигрантов, психиатрические больницы, дома для престарелых и инвалидов, где имеют право беседовать с теми, кто там содержится, без свидетелей.

ЕКПП предусматривает уведомительный порядок информирования государства о намерении Комитета по предупреждению пыток посетить его территорию. Эксперты не только определяют даты визита, но и места, в которых намерены побывать. При этом в ходе визита список таких мест может быть изменен по желанию членов делегации.

Принимающее государство обязано оказывать экспертам всемерное содействие: обеспечивать доступ на свою территорию и свободу передвижения по ней без каких-либо ограничений, предоставлять полную информацию о местах содержания лиц, лишенных свободы, неограниченный доступ в любое из этих мест, а также возможность беспрепятственно передвигаться по территории таких мест; сообщать информацию, необходимую экспертам для выполнения поставленной перед ними задачи.

Согласно ст. 17 ЕКПП Комитет по предупреждению пыток не посещает места, которые регулярно посещают представители МККК на основании Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов от 8 июня 1977 г.

Комитет по предупреждению пыток в процессе осуществления своей деятельности должен принимать во внимание нормы национального законодательства и правила профессиональной этики.

Согласно ст. 9 ЕКПП в исключительных случаях компетентные органы государства могут уведомить Комитет по предупреждению пыток о том, что возражают против визита экспертов в выбранный для этого момент времени или в определенное место, обозначенное Комитетом. Подобное заявление правомерно лишь по соображениям обеспечения национальной обороны, общественной безопасности, предотвращения серьезных беспорядков в местах содержания лиц, лишенных свободы, медицинского состояния лица или в связи с необходимостью проведения неотложного допроса, касающегося совершения тяжкого преступления. В подобной ситуации стороны незамедлительно приступают к консультациям с целью прояснения ситуации и достижения соглашения относительно мер, которые позволят Комитету, но предупреждению пыток оперативно выполнять свои функции. Такие меры могут включать, например, перевод в другое место лица, с которым эксперты планировали встретиться.

Комитет по предупреждению пыток посещает территории государств — участников ЕКПП на регулярной основе, сохраняя за собой право в случае необходимости нанести внеплановый визит, дополнительный к основному.

Итогом каждого посещения государства — участника ЕКПП является доклад, включающий выводы, рекомендации и комментарии. Государство, ставшее объектом внимания Комитета по предупреждению пыток, вправе направлять Комитету свои ответы, появления, замечания, реплики, возникшие в связи с подготовленным докладом. Система «доклад-ответ» — часть непрерывного диалога Комитета по предупреждению пыток с государствами.

В основе деятельности Комитета по предупреждению пыток лежат два принципа: сотрудничество и конфиденциальность.

Сотрудничество с национальными властями составляет основу работы Комитета по предупреждению пыток, поскольку задача контрольного органа ЕКПП заключается, прежде всего, в том, чтобы искоренить в государствах практику применения пыток и иных форм жестокого обращения.

Конфиденциальность работы Комитета по предупреждению пыток выражается в том, что сделанные им выводы и рекомендации, равно как и доклады, а также комментарии к ним государств не придаются гласности иначе как по согласию соответствующего государства. Как правило, государства не возражают против опубликования докладов, подготовленных Комитетом, но предупреждению пыток, а также комментариев к ним, поэтому значительная часть информации о работе Комитета на местах находится в открытом доступе. Вместе с тем согласно ст. 10 ЕКПП в случае, если государство отказывается следовать рекомендациям Комитета по предупреждению пыток, Комитет может 2/3 голосов принять решение выступить с публичным заявлением. Так, 13 марта 2007 г. Комитет по предупреждению пыток выступил с публичным заявлением, отметив, что Российская Федерация отказывается сотрудничать и работать над улучшением ситуации согласно рекомендациям Комитета[4].

Принцип конфиденциальности также означает, что эксперты Комитета по предупреждению пыток, а равно иные специалисты, привлеченные к работе над докладом, обязаны сохранить в тайне факты и сведения, которые стали им известны в процессе работы.

Комитет по предупреждению пыток ежегодно представляет Комитету министров СЕ общий доклад о своей деятельности, копия которого обязательно направляется ПАСЕ. Со временем общие доклады Комитета по предупреждению пыток стали своеобразным руководством для государств. В них описываются цели, которые преследуют эксперты, посещая места лишения свободы, а также то, на что они обращают особое внимание. Современные общие доклады Комитета по предупреждению пыток неизменно включают разделы, посвященные действиям полиции, условиям заключения в тюрьмах, обучению сотрудников правоохранительных органов, уровню медицинского обслуживания в тюрьмах, иностранным гражданам, задержанным за нарушение норм миграционного законодательства, принудительному помещению в психиатрические учреждения, а также несовершеннолетним и женщинам, лишенным свободы. Итоги своей многолетней работы Комитет по предупреждению пыток обобщил в документе, получившем название Стандарты СРТ[5], опубликованном в 2002 г. и обновленном в 2011 г.

Стандарты Комитета — это набор рекомендаций, адресованных государствам. Например, по мнению Комитета по предупреждению пыток, эффективно предотвратить жестокое обращение с задержанным можно, предоставив ему возможность сообщить о факте задержания близкому родственнику или другому лицу; обеспечив доступ к врачу и адвокату, проинформировав его о его правах на понятном ему языке. Комитет по предупреждению пыток также рекомендует вести запись допросов с помощью электронного оборудования; разработать четкие правила ведения допросов; создать в стране независимый механизм рассмотрения жалоб о жестоком обращении во время пребывания под стражей в полиции.

Рекомендации Комитета по предупреждению пыток касаются условий содержания задержанных, арестованных, а также лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: разумный размер камеры; адекватное освещение и вентиляция; наличие оборудования для отдыха (кровати, матраса и одеял); возможность удовлетворить естественные потребности по необходимости с соблюдением приличий и гигиены; ежедневное предоставление пищи, включая одно горячее блюдо каждый день.

В период с 1998 по 2016 г. эксперты Комитета по предупреждению пьггок неоднократно посещали Российскую Федерацию. Среди проблем, на которые неизменно обращает внимание Комитет:

  • 1) масштабная практика применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении задержанных сотрудниками правоохранительных органов в основном с целью получения признательных показаний;
  • 2) отсутствие эффективного механизма оперативного рассмотрения жалоб на применение пыток, а также бесчеловечных условий содержания в следственных изоляторах и тюрьмах;
  • 3) безнаказанность должностных лиц, применяющих пытки, отсутствие информации о прекращении или возвращении на дополнительное расследование дел, основанных на признаниях, полученных под пытками, низкое количество лиц, осужденных за применение пыток, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказания;
  • 4) переполненность тюрем наряду с невыносимыми и антисанитарными условиями содержания в них;
  • 5) система карьерного роста по службе в правоохранительных органах на основании показателей раскрываемости преступлений, которая создает благоприятную почву для применения пыток и жестокого обращения;
  • 6) судебная практика, в основе которой фактический отказ судей принимать во внимание доказательства применения пыток в отношении задержанных, арестованных, а также лиц, отбывающих наказание.

Очередной визит в Россию экспертов Комитета по предупреждению пыток состоялся в конце 2016 г.[6]

  • [1] По состоянию на 1 декабря 2013 г. все 47 государств — членов СЕ присоединилиськ ЕКПП.
  • [2] Протоколы № 1, 2 к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 4 ноября 1993 г. URL: http://www.cpt.coe.int/en/docsref.htm
  • [3] Постановление ЕСПЧ по делу Ирландия против Соединенного Королевства от 18 января1978 г. (жалоба № 5310/71).
  • [4] Пресс-релиз Европейского комитета по предупреждению пыток от 13 марта 2007 г.
  • [5] СРТ — Committee for the Prevention of Torture.
  • [6] http://www.cpt.coe.int/documents/rus/2016;12−16-eng.htm
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой