Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве исходных положений следовало бы установить, что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. — М., 1999. С. 289. Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или… Читать ещё >

Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава

I. Эффективное выполнение ответственных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения требований законности и служебной дисциплины при выполнении личным составом служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных условиях. Надлежащий уровень законности и дисциплины, наряду с качественной служебно-боевой подготовкой, обеспечивающий организованность, отмобилизованность, постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью, является обязательным условием эффективности оперативно-служебной деятельности и повышения престижа и легитимности органов МВД России среди населения. Эти факторы в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их невысокие характеристики вызывают серьезную тревогу в обществе, способствует процессу отчуждения граждан от содействия правоохранительным органам, снижают результативность принимаемых мер по укреплению правопорядка. В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция сохранения высокого уровня делинквентного (правонарушающего) поведения среди сотрудников системы МВД России, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. До сих пор остаются наиболее многочисленными, (хотя и в 2006 г. отмечено небольшое снижение на 6,8% по сравнению с 2005 г. — до 1358 лиц привлеченных к ответственности по ст. 286 УК), случаи превышения должностных полномочий, выражающиеся в пытках, издевательствах над задержанными и подозреваемыми, грубость и цинизм в обращении с гражданами. Нарушение прав человека на неприкосновенность личности зачастую выражаются в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств. По-прежнему вызывает обоснованную тревогу состояние служебной дисциплины, остаются актуальными проблемы борьбы с аддиктивным поведением (злоупотреблением алкоголем, не медицинским потреблением наркотиков, а в последнее время все чаще и игромании, том числе государственных и других подотчетных средств) среди личного состава, что выступает фоновым явлением для совершения административных и дисциплинарных правонарушений, а подчас и в качестве криминогенной детерминанты нарушений уголовно-правовых запретов Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. — М.: Норма, 2006. С. 97. (за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в 2006 г. привлечено к ответственности 85 сотрудников, что составило +38% по сравнению с 2005 г.). Многочисленны утраты табельного оружия (133 единицы в 2006 г.) и служебных документов, дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями.

Начатое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непосредственно с усилением контроля за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел. Так, в целом по России за 2006 год нарушения служебной дисциплины допустили 146 324 сотрудника, что на 1,8% больше, чем в 2005 г за нарушения законности в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности привлечено к ответственности 26 639 сотрудников (+9% по сравнению с 2005 г.).

По-прежнему криминальная активность личного состава образует значительный массив «преступности в сфере борьбы с преступностью» Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М., Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 251. и характеризуется преобладанием должностных преступлений и преступлений против правосудия, за совершение которых в 2006 г. привлечено к ответственности 2 813 сотрудников (или 70%) из всех 4 020 лиц, подвергнутых уголовному преследованию, в том числе 69 руководителей разных степеней (снижение на 43,9% по сравнению с 2005 г.). За получение и дачу взяток привлечено к ответственности 587 сотрудников (+2,3%). В 2006 г. за общеуголовные преступления привлечен к ответственности 1571 сотрудник органов внутренних дел, в том числе из них за убийство — 40. За кражи грабежи и разбои подверглись уголовному преследованию 260 сотрудников (+ 18,2), за вымогательство — 48 (- 26,2%). Среди данной категории преступлений преобладают преступные нарушения правил безопасности дорожного движения. По-прежнему сохраняется негативная динамика дорожно-транспортных происшествий, допущенных по вине сотрудников (2005 г. — 1808, 2006 г. — 2151, рост на 18,9%). На 5,1% возросло число ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (2005 г. — 490, 2006 г. — 515). В целом, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2006 году 224 сотрудника привлечены к уголовной ответственности (рост на 8,2%) Состояние работы с кадрами ОВД РФ за 2006, Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2007. с. 76−78. В нарушениях правил дорожного движения зачастую проявляется гипертрофированная социально-личностная самооценка сотрудников как представителей государственной власти. У ряда сотрудников органов внутренних дел сформировалась стойкая психологическая уверенность в своей безнаказанности. Беспринципность и круговая порука, поражение деформированным, а зачастую и криминализированным правовым сознанием укрепляет мотивацию на противоправное поведение. Они сознательно и зачастую демонстративно манкируют правилами безопасности, с их точки зрения обязательными лишь для необлеченных служебными полномочиями граждан, к интересам которых как участников дорожного движения они относятся демонстративно-пренебрежительно Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. — СПб. Юридический центр Пресс. 2004. С. 250. .

Укрепление дисциплины и законности — одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел, которому министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

В обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России Обращение министра внутренних дел РФ сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23. 08.2005. Министр внутренних дел подчеркивает, что необходимо давать принципиальную оценку каждому нарушению законности и дисциплины. Следует отстранять от занимаемых должностей лиц, систематически нарушающих профессиональную этику и дискредитирующих органы внутренних дел. Считать в качестве одного из критериев назначения на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям подчиненных соблюдение ими норм профессиональной этики, морали и культуры в обращении с гражданами.

Правовое понятие дисциплины включает в себя различные её виды: трудовую, государственную, в т. ч. воинскую и служебную, а также плановую, финансовую, корпоративную, общественную, партийную и т. д. Хорошо налаженные дисциплинарные отношения власти и подчинения в органах внутренних дел обеспечивают постоянную, надежную и устойчивую организационную связь между субъектом и объектом управления. Дисциплина означает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел // Под редакцией А. А. Прошина. — М., Академия управления МВД России, 2000. С. 58.

В органах внутренних дел служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, отдания воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, Присяги, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.

Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служения закону, народу и справедливости.

Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина, аналогичная воинской. Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму Государственная служба // Под ред. А. В. Оболонского. — М., Дело. 1999. С. 136; Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М., Юристъ. 2002. С. 130., осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки личного состава. В экстремальных ситуациях вооруженной борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты, что позволяет уменьшить степень риска и с минимальными людскими, (как среди персонала ОВД, так и населения, безвозвратными и санитарными) потерями, а также материальными затратами выполнить служебно-боевую задачу по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.

В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы, в органах внутренних дел Российской Федерации отсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы. Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости работы с кадрами.

Служебный этикет, играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава ОВД, сегодня основывается только на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и советский период. Он незнаком подавляющему большинству личного состава, поступившего на службу в период социально-политических трансформаций в стране. Под влиянием широко распространившихся в обществе радикально либеральных настроений многие молодые сотрудники, личностное формирование которых происходило в условиях отсутствия официальной идеологии, низкой эффективности социально-нравственного воспитания, интенсивного влияния законов стихийного псевдорынка, вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение. Четкий уставной порядок, строго регламентированные дисциплинарные отношения, субординацию и служебный этикет в качестве компонентов прохождения правоохранительной службы они рассматривают как рудимент советского строя. Тезис о том, что воинские и милицейские уставы и наставления «писаны кровью» у них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение. Между тем, как свидетельствуют многолетние исследования по служебной виктимологии Академии управления МВД России, каждый третий погибший (в 2006 г. безвозвратные потери составили 355 человек) или раненый сотрудник (санитарные потери 5 958 человек) при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., ЮНИТИ-ДАНА 2003 С. 351. .

Негативно повлияли на дисциплинированность личного состава и появившиеся в 90-е годы прошлого столетия официальные высказывания о социально-сервисном назначении органов внутренних дел, призванных осуществлять сервисное обслуживание налогоплательщиков, что также предполагало необходимость их демилитаризации Гилинский Я. И. Девиантология. — Спб., Юридический центр Пресс., 2004, с. 448.. Эти лозунги в условиях провозглашенного Конституцией России идеологического плюрализма, а также безыдейности и прагматизма, коммерциализации основных сфер личной и общественной жизнедеятельности не могли не сказаться отрицательно на уровне оперативно-служебной и боевой готовности органов. Резко снизилась сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, профессиональная облученность, воспитанность и развитие персонала, часть которого зачастую личные интересы расценивает выше публичных.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать средства, соблюдать процессуальные правила и тактические приемы, предусмотренные либо допускаемые законами и иными правовыми актами. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел // под ред.В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат., М., 1993. С. 5 .

Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями2 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М., 2005. С. 309.. Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. — М. ЗЕРЦАЛО-М. 2004. С. 155.

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов. Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений Берекашвилли Л. Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. — М., 2001. С. 127., и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Эффективное государство строящее свои взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее легитимных ценностей выступает гарантом ее социального и культурного благополучия. Современное демократическое государство не может существовать как правовой феномен не воплощая в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. под ред.Ф. М. Рудинского. — М., «Мир», 2006. С. 345−346. .

Таким образом, законность, являясь принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника правильного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц. Нарушения законности, допускаемые сотрудниками ОВД в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков, всегда отрицательно сказываются на обеспечение правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.

II. Прием на службу кандидатов является важной селекционно-кадровой процедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции. — С-Пб., 2001. С. 175. .

В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу необходимо:

  • 1. Составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, отношении к ним, о реальном правовом положении человека в современном обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения.
  • 2. Установить стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем. Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушение закона. Как он относится к резонансным преступлениям, совершенным в последнее время.
  • 3. Изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач сверх оплачиваемых и предусмотренных нормативами. Рационально ли планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия. Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы.
  • 4. Выявить как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы. Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались. Способен ли наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество.
  • 5. Узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству. Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата. Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью.
  • 6. Установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и досугового окружения. Выяснить по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а также форма занятий и проведения свободного времени их объединяют. Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы.
  • 7. Сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми, насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности. Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые работы, помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем, ответственность за сослуживцев, оборудование и материалы, или же, напортив, эгоизм, социально иждивенческие и потребительские настроения. Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа.
  • 8. Выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших его стремление поступить на службу в систему МВД. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба. Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу. Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам.
  • 9. Выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли определенные намерения повышать свой профессионализм, построить добросовестную служебную карьеру. Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы. Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности.
  • 10. Обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают. Способен ли быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии. Насколько корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими. Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши. Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем. Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.

III. При организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав целесообразно исходить из определенных принципиальных постулатов.

В качестве исходных положений следовало бы установить, что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. — М., 1999. С. 289.. Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов. При этом сотрудники не должны руководствоваться целями достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Персонал должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость меркантильного использования служебного положения Подобные правила устанавливаются «Законом об этике в правительстве» (США, 1978 г.). Этический кодекс американского полицейского, соблюдать который вновь принятый сотрудник обязуется под присягой, требует от него незапятнанной личной жизнью быть примером для всех, постоянно помнить о благополучии других, быть честным в мыслях и в делах, как в личной жизни, так и на службе. Он не должен допускать, чтобы на принимаемые им решения влияли личные ощущения, предубеждения, враждебные или дружеские чувства. Обязан претворять в жизнь закон без страха и пристрастия, без злобы и злой воли. Проект этического кодекса бельгийской полиции требует, чтобы контакты офицеров с властями, учреждениями и гражданами были отмечены достоинством и сердечностью. Офицеры должны воздерживаться от любых действий, которые могут повредить презумпции об их беспристрастности (Николайчик В. М. Полиция: структура и функции //США: Экономика, политика, идеология. 1990. № 8.С. 37; Международный семинар по проблемам полицейской этики. — М., 2003. С. 37,38).. В своем поведении он должен проявлять политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.

В виде конкретных требований, учитывающих специфику правоохранительной деятельности, следовало бы закрепить:

  • 1. Сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им любой ненадлежащей выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в дальнейшем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившем ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. — М., 2003. С. 30.. Не допускается приобретение продуктовых и промышленных товаров, любых благ и ценностей, получение услуг вне очереди, в обход существующего порядка, без оплаты или на необоснованно льготных условиях.
  • 2. Запрещается поддержание любых прямых и опосредованных отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки и (или) недостойное поведение в быту и на досуге.
  • 3. Свои имущественные, включая денежные, обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского кодекса РФ и моральных норм. Собственные, семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций. Безупречности в выполнении долговых и других имущественных обязательств сотрудник должен требовать от своих родственников и близких.
  • 4. Сотрудники обязаны своевременно докладывать руководству о любых своих личных интересах и ставших им известными интересах сослуживцев, возникающих в ходе выполнения должностных обязанностей, и излагать возможные мотивы самоотвода или отвода. Назревающие при этом конфликты интересов должны разрешаться в пользу выполнения гражданского и служебного долга. Решения руководителя, направленные на урегулирование конфликта интересов, подлежат обязательному исполнению сотрудниками Основы противодействия коррупции (Системы общегосударственной этики поведения). — М., 1999. С. 39−40. .
  • 5. Своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой или иной зависимости от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение сотрудником служебных обязанностей.
  • 6. Запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся (являвшихся) подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся (рассмотренным) в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе.
  • 7. Сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, службы, подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций.
  • 8. В обращении между собой, с персоналом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке. Они должны всегда уважительно относиться к начальникам и командирам, старшим по званию военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, содействовать им в поддержании общественного и уставного порядка, строго соблюдать установленные правила ношения форменной одежды, служебной вежливости и отдания воинских приветствий.
  • 9. Не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам. Недопустимо также принимать услуги и подарки, предлагаемые этими лицами.
  • 10. При принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, о направлении на учебу, о представлении к наградам и иным поощрениям, о наложении взысканий и т. д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником.
  • 11. Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации О каждом инциденте правового характера, происшедшем с ним, либо свидетелем которого стал, или попытках несанкционированного получения другими лицами служебной информации сотрудник обязан сообщить непосредственному начальнику, либо в подразделение кадров, инспекцию по личному составу или службу собственной безопасности. Нормативное закрепление обязанности подобных уведомлений должно также обеспечить, по мнению экспертов ООН, защиту государственных служащих от обвинений в нелояльности, а также нарушении дружбы, карьеризме или неправильной оценке. (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Практические меры по борьбе с коррупцией. — М., 1990. С. 30)., тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.
  • 12. Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает всемерного поощрения.
  • 13. В случае проведения служебной проверки сотрудник при необходимости обязан подробным отчетом о своем имущественном положении и всех источниках его поддержания (декларированием доходов и расходов), искренними объяснениями обо всех ему известных обстоятельствах и другими посильными средствами способствовать скорейшему и полному завершению проверки Контроль за поведением, образом жизни сотрудника адекватный важности выполняемых им правоохранительных задач может осуществляться только на основе его добровольного волеизъявления, поскольку он затрагивает не только служебную деятельность, но и специально охраняемую ст. 24 Конституции РФ сферу частной (неофициальной) жизни человека. Следовало бы ввести правило, что при приеме на службу в ОВД кандидат давал письменное согласие на осуществление служебного контроля за доходами и расходами его семьи, кругом общения, поведением на досуге и в быту. Аналогичное согласие необходимо получить и от всех взрослых членов семьи кандидата. .
  • 14. Служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. — М., 2003. С. 81; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. — М., 2003. С. 183. .

Представляется, что в целях активизации общей превенции уголовного закона и специальных мероприятий общепрофилактического характера целесообразно:

  • — отснять документальный учебный фильм о преступности личного состава ОВД, где наряду с отражением масштабности и злободневности проблемы, по судебным приговорам, личным делам и интервью с несколькими осужденными — бывшими сотрудниками проследить динамику криминальной деформации их личности, а также подробно осветить условия труда и быта, в которых они содержатся в местах лишения свободы;
  • — периодически в ведомственной печати делать публикации о преступности и коррупции в органах внутренних дел, ответственности и наказании виновных;
  • — возобновить практику постоянного объявления приговоров, вынесенных судами общей юрисдикции (включая военные) в отношении сотрудников органов внутренних дел;
  • — регулярно использовать скрытую видеосъемку при негласных проверках несения службы. Организовывать просмотры на служебных совещаниях с подробным обсуждением действий запечатленных сотрудников и планировать профилактические меры по недопущению впредь выявленных фактов нарушений дисциплины и законности личным составом;
  • — практиковать периодические заслушивания руководителей служб и подразделений об организации воспитательной и профилактической работы с личным составом, предупреждении нарушений дисциплины и законности, а также преступлений сотрудников в служебной сфере и в быту;
  • — чаще практиковать внезапные проверки подразделений по вопросам соблюдения дисциплины и законности персоналом;
  • — обеспечить гласный и негласный контроль за использованием личным составом служебного и частного транспорта. Помимо соблюдения дорожно-транспортной дисциплины, проверять законность использования сотрудниками не принадлежащего им автотранспорта;
  • — обеспечить эффективную деятельность достаточных по количеству комендантских патрулей.

IV. Старшим начальникам, используя рычаги служебного продвижения, морального и материального поощрения, усиления спроса необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненными, но и повседневной реальной воспитательно-профилактической работой с ними Удачно эта функция руководителя была закреплена в действовавшем ранее в МВД РФ «Положении о Главном управлении по организованной преступности и его подразделениях» 1993 г., где ставилась задача воспитывать сотрудников в духе преданности Отечеству и служебному долгу, принципиально реагировать на любые отклонения от норм, регулирующих оперативно-служебную деятельность. На руководителя возлагалась обязанность по обеспечению чистоты рядов вверенного ему подразделения и предотвращению фактов предательства служебных интересов. Было бы целесообразно нормативно определить аналогичные задачи и в отношении руководителей других служб и подразделений органов внутренних дел. .

Необходима системная работа по формированию и консолидации служебных коллективов, созданию в них здорового социально-психологического климата и солидарных товарищеских отношений в служебной деятельности.

Необходимо повсеместно возродить полномасштабную работу таких специализированных субъектов воспитательно-профилактической деятельности как наставники и органы общественной самодеятельности, в частности, суды чести и женсоветы. Последние, например, изучая поведение сотрудников в быту, их взаимоотношения с женами, участие в воспитании детей, успеваемость тех в школе, способны установить доверительные отношения с непосредственным окружением сотрудников. Это позволяет лучше узнать увлечения, интересы и ценностные ориентации личного состава, изучить его поведение в быту, неформальное окружение в досуговой сфере, определить необходимость активизации внимания в отношении тех, кто проявляет признаки психической дезадаптации, деморализации, алкоголизации либо криминализации личности либо стремится жить не посредствам и нуждается в применении корректирующего воздействия.

Исполняя требования ведомственных нормативных актов по организации индивидуальной воспитательно-профилактической работы с сотрудниками, образующих группы риска и характеризуемых деструктивным поведением, необходимо осознать, что данный контингент включает не только нарушителей дисциплины, лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, конфликтам в быту, агрессии и аутоагрессии, но и сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния.

V. Организуя профилактику правонарушений со стороны личного состава совместно со службами собственной безопасности и инспекциями по личному составу органов внутренних дел необходимо учитывать, что она должна включать следующие элементы:

  • — обеспечение профилактического наблюдения во всех коллективах органов и подразделений;
  • — изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверку первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;
  • — инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;
  • — оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учётов;
  • — планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учётах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;
  • — реализация имеющихся оперативных материалов путём привлечения к юридической ответственности лиц, склонение которых к добровольному отказу от совершения преступления, служебного проступка оказалось безуспешным;
  • — контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.

Мерами общей профилактики, воздействующими на причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделений являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и правопорядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления службами и подразделениями ОВД, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников. Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков. Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушаемого поведения сотрудников.

Меры индивидуального профилактического воздействия на каждого отдельного сотрудника имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны сотрудников, носят как открытый, так и негласный характер. Конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии, охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него. Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:

  • — раннюю профилактику — в отношении лиц, не обладающих твёрдыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;
  • — непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;
  • — последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в досуговой и бытовой сфере.

В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:

  • — осуществляются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • — проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах;
  • — принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального или криминогенного воздействия на него;
  • — устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;
  • — разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;
  • — в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.

К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять предупреждение, предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень, конкретным образом изменить свое поведение, а также официальное предостережение. В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения законности — решать вопрос об увольнении.

Бесспорно, что система профилактической работы с сотрудниками, склонными к злоупотреблениям должностными полномочиями, требует подробной ведомственной правовой регламентации.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные характеристики состояния дисциплины, законности и преступности среди личного состава органов внутренних дел?
  • 2. Какие, по Вашему мнению, меры в качестве ранней профилактики делинквентности среди личного состава следует предпринять в процессе отбора кандидатов на правоохранительную службу?
  • 3. Какие моральные постулаты следует прививать в сознание личного состава с тем, чтобы воспитывать в нем установки на верность служебному долгу, Присяге, народу и закону?

личный состав дисциплина законность.

  • 4. Какие, на Ваш взгляд, сотрудники должны быть включены в группу риска (повышенного профилактического внимания) в целях предупреждения чрезвычайных происшествий среди личного состава?
  • 5. Какие, на Ваш взгляд, меры общей и индивидуальной профилактики будут наиболее эффективны для предупреждения правонарушений среди личного состава органов внутренних дел региона, где Вы проходите службу.
  • 1. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. — М. «Щит-М.», 1998.
  • 2. Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции. — СПб., «Юридический центр Пресс», 2001.
  • 3. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики // Под ред.Ф. М. Рудинского. — М., «ТФ МИР», 2006.
  • 4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М., «Норма» ., 2006.
  • 5. Кудрявцев В. Н. Лекции по криминологии. — М., «Юрист», 2005.
  • 6. Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. — М., «Норма», 2006.
  • 7. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие // Под ред.В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат. — М., Академия управления РФ, 1993.
  • 8. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 г. — М., МВД России, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой