Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. "Золотой век" русской культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись… Читать ещё >

Введение. "Золотой век" русской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Этот период характеризуется стремительным культурным прогрессом, который определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. И развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.

Просвещение и образование

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В первой половине XIX века в России законодательно оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. В 1802 году было создано Министерство Народного образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские училища с программой обучения, рассчитанной на один год. В городах дети недворянского происхождения учились в уездных училищах, дети дворян в гимназиях. Кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения, кадетские корпуса и другие. Широко была распространена система домашнего образования.

В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы — выходцы из недворянских слоев, стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции.

В первой половине XIX века начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX века всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой