Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перспективы развития международного туризма в России в условиях геополитических трансформаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Снижение въездного потока в Россию сопровождается пропорциональным снижением числа выездов наших сограждан. Ухудшение международной экономической ситуации совместно с разорениями туристских компаний и введенными в отношении России санкциями привело к потере 38% обращений к туроператорам. Около 4 млн человек, отказавшихся от отдыха за границей, — это служащие силовых структур и компаний… Читать ещё >

Перспективы развития международного туризма в России в условиях геополитических трансформаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Проанализировано состояние международного туризма и перспективы развития туристской отрасли России в условиях геополитических трансформаций. Рассмотрены нормативно-правовые акты РФ и программы поддержки в области туристской деятельности, а так же комплекс мероприятий по развитию международного туризма. Приведены данные по состоянию международных въездов, выездов и внутреннего туризма в стране, определены тенденции развития туристской сферы и прогнозы на 2015 год. Дана классификация средств размещения курортов Краснодарского края и Южного региона РФ. Сделан вывод о том, что в России отрасль международного туризма находится в стадии реформирования и продолжает динамично развиваться. Однако существует необходимость ее адаптации к условиям геополитической нестабильности, которые связаны с ростом курсов мировых валют, девальвацией рубля, введением крупными Европейскими державами и США санкций в отношении России, а так же падением цен на нефть. Поддержка и расширение туристского рынка открывает для страны широкие перспективы выхода на мировой рынок индустрии гостеприимства, а в условиях геополитических вызовов сохранение позиций на рынке международных туристских услуг и увеличение темпов развития международного туризма становится приоритетной задачей В настоящее время в России отрасль международного туризма является источником финансовых поступлений в бюджет, находится в стадии реформирования и продолжает динамично развиваться. Однако, в условиях новых экономических реалий, связанных с очередной волной финансово-экономического кризиса существует необходимость ее адаптации к таким проявлениям геополитической нестабильности, как рост курсов мировых валют, введение крупными Европейскими державами и США санкций в отношении России, падение цен на нефть и девальвация рубля. В этой связи, исследование особенностей развития международного туризма в России в условиях геополитической нестабильности является особенно актуальным.

Развитие туристского рынка Российской Федерации характеризуется ростом числа туристов, в том числе и иностранных граждан. Проводятся мероприятия по популяризации реформ в туристской отрасли среди граждан станы. В 2015 году Федеральным агентством по туризму объявлен всероссийский конкурс идей на создание логотипа и слогана «Туристский бренд России». Конкурс «направлен на формирование положительного, узнаваемого имиджа России, повышение конкурентоспособности туристской индустрии страны на мировом рынке туристских услуг» [5]. Туристская индустрия Российской Федерации имеет большое значение как для государства и общества в целом, так и для отдельных регионов страны, благоприятных для организации мест отдыха. Разнообразие туристских ресурсов, обусловленное значительным потенциалом в этой области, позволяет развивать многообразие видов внутреннего и въездного туризма. В России международный туризм представлен такими видами, как деловой, культурный, этнический, познавательный, лечебный и оздоровительный, спортивный, круизный, экологический, рыболовный и охотничий [2]. Стали доступными для туристов такие районы, как Дальний Восток, Урал, Сахалин, Курильские острова, Север России, а также Нижний Новгород, Самара и другие территории. Регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для России видам туризма, созданы профессиональные образовательные стандарты, идет работа по формированию положительного имиджа страны как туристского направления. Серьезная работа проделана для организации проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014, а так же содержанию Олимпийских объектов. Только во время самой Олимпиады Сочи посетили более 3 миллионов туристов, построено 206 объектов, и лишь 30 из них связаны с проведением спортивных соревнований. Остальные 176 объектов представляют собой инженерную и туристскую инфраструктуру [6]. Олимпийский парк продолжает привлекать множество туристов из разных стран мира. Можно сделать вывод, что сфера международного туризма в последние годы развивается высокими темпами и приоритетной является задача по сохранению достигнутых результатов, созданию условий для динамичного экономического роста туристского бизнеса, а так же улучшение качества организации внутренних и въездных туристских программ.

По состоянию на апрель 2015 года в Краснодарском крае прошли классификацию 1370 средств размещения. Наибольшее число гостиниц прошедших классификацию находится в г. Сочи, где эта процедура для объектов туриндустрии является обязательной. Соответствующие звезды получили 1018 отелей города-курорта Сочи. В столице края — г. Краснодаре прошли процедуру классификации 32 средства размещения — в городе 8 гостиниц получили «2 звезды», 13 гостиниц имеют статус «3 звезды», 4 гостиницы получили, в соответствии с требованиями комиссии, «4 звезды» и 3 гостиницы получили высшую категорию «5 звезд». Курорты Геленджика получили «звезды» 83 средства размещения, Анапы — 110 гостиниц, по курортной зоне Туапсинского района — 23, в Темрюкском районе — 21 отель, в городе Новороссийске — 14. Кроме того 19 средств размещения на Кубани получили категорию «без звезд» [3]. Большое значение имеет тот факт, что присвоение категории проводилось в соответствии с международными стандартами, которые предусматривают наиболее точное и полное описание критериев оценки. Наличие категории, присвоенной определенному средству размещения, позволяет российским и международным путешественникам наиболее объективно оценить соответствие цен качеству обслуживания.

По данным Всемирной туристской организации доходы от международного туризма в 2014 году составили рекордные $ 1,5 трлн. Наибольшую прибыль в области международного туризма в 2014 году получили Соединенные Штаты Америки ($ 177 млрд), Испания ($ 65 млрд) и Китай ($ 57 млрд). Также в десятку лидеров вошли такие страны, как Великобритания, Италия, Франция, Макао (Китай), Германия, Таиланд и Гонконг (Китай) [3].

Российские туристы в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократили расходы во время заграничных поездок на 6%. Россия заняла пятое место в мировом рейтинге стран с наибольшими расходами на туристские поездки. Годом ранее такую позицию занимала Великобритания, которая переместилась на четвертое место: граждане этой страны увеличили свои туристские расходы на 4%.

В последние годы вклад в экономику Российской Федерации и рост занятности населения в туристской отрасли значительно превышают темпы прошлых лет и имеют положительный тренд дальнейшего развития (рисунок 1).

Вклад туризма и смежных с ним отраслей в экономику Российской Федерации (в % к общероссийским показателям) [3].

Рисунок 1. Вклад туризма и смежных с ним отраслей в экономику Российской Федерации (в % к общероссийским показателям) [3].

Международный туризм рассматривается как источник доходов бюджетов всех уровней, средство увеличения занятости и качества жизни народонаселения, способ укрепления здоровья, база для становления социо-культурной среды. В связи с этим, Правительством РФ был разработан комплекс нормативно-правовых документов, регулирующих туристскую деятельность. В. В. Путин еще в 2013 году в Перечне поручений правительству указал на необходимость разработки и утверждения общей долгосрочной стратегии развития внешнего и внутреннего туризма в Российской Федерации. Вследствие этого, Министерством культуры России была разработана и принята к исполнению «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», являющаяся обязательной составной частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация данных нормативно-правовых актов направлена на оказание государственной поддержки туристской отрасли страны, совершенствование отрасли международного туризма и выхода России на международный туристский рынок в качестве надежного партнера. При этом необходимостью является возможность постоянной корректировки стратегии с учетом быстро изменяющейся социально-политической обстановки в мире.

Принципиальный смысл имеют целевые установки и ценности становления международного туризма. С целью роста интернациональных туристских прибытий Всемирная туристская организация (ЮНВТО) определила долговременные задачи и приоритеты, стоящие в сфере туризма. В долгосрочной перспективе для дальнейшего развития туристской индустрии необходимо:

  • — сохранение и ужесточение ответственности и роли координации туристской отрасли со стороны правительств государств, уделяющих внимание развитию туризма;
  • — соблюдение мер сохранности и актуального снабжения туристов нужной информацией;
  • — повышение значения политики государства в сегменте работы на туристском рынке;
  • — укрепление роли партнерств в области государства и частного капитала;
  • — удовлетворение потребности международного туризма в инвестициях, прежде всего с целью продвижения турпродукта и формирования туристской инфраструктуры [7].

Среди первоочередных задач перспективного развития России, согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» выделяют:

  • — создание благоприятных условий для улучшения качества жизни, здоровья и общего благосостояния граждан России, а также социальной среды, включая предоставление дополнительных возможностей для интеллектуального развития населения;
  • — образование единого туристского пространства, свободы перемещения, информации и финансовых ресурсов в сфере международного туризма. Переход индустрии гостеприимства к инновационному типу экономического развития; формирование образа России как страны, благоприятной для международных путешествий;
  • — наиболее рациональное использование экономического потенциала субъектов РФ, формирование на территории страны необходимой современной туристской инфраструктуры;
  • — слияние российской индустрии гостеприимства с мировым туристским хозяйством, продвижение компаний и капитала России на приоритетные рынки туристской отрасли через эффективное позиционирование в области международных туристских выездов [8].

Успешная реализация обозначенных выше задач находится в прямой зависимости от возможности преодоления кризисных явлений, с которыми российская туриндустрия, как и вся экономика России, все чаще сталкиваются в период спада мировой экономики. В условиях геополитических вызовов, связанных с эскалацией конфликта и ослаблением экономического сотрудничества с Украиной и Европейскими странами, международный туризм вынужден преодолевать ряд серьезных преград. Уменьшение численности путешественников из РФ в Европу и другие страны связывают с девальвацией рубля, а так же нарастающей волной патриотизма среди россиян при поддержке средств массовой информации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о снижении въездного туристского потока в Россию. В 2014 году количество въездов иностранных туристов в Российскую Федерацию уменьшилось на 20% по сравнению с 2013 годом. Так, турпоток из Германии, который еще в 2013 году составлял долю в 14% от всех въездов, уже к концу 2014 года уменьшился до 8%. В 2014 году рост числа въездов в РФ продемонстрировали только Кипр (на 34%), Иордания (на 28%), Арабские Эмираты (на 23%), Куба (на 20%), Тунис (на 19%), Израиль (на 17%), Словакия (на 10%), Филиппины (на 12%). Однако перечисленные страны обеспечивают для России лишь незначительную часть въезжающих туристов [3].

Жители Китая стали единственными иностранными туристами, которым удалось закрепить собственные позиции на российском туристском рынке. За весь 2014 год число туристских поездок из этой страны в Российскую Федерацию выросло на 10%, доля путешественников из КНР в общем турпотоке возросла до 15,8%. Эта тенденция сохранится и на весь 2015 год благодаря снижению курса. Однако необходимо понимать, что Российская Федерация не является приоритетным рынком для китайских туристов, стремящихся, по-прежнему, совершать выезды в основном в США и Европу [3].

Снижение въездного потока в Россию сопровождается пропорциональным снижением числа выездов наших сограждан. Ухудшение международной экономической ситуации совместно с разорениями туристских компаний и введенными в отношении России санкциями привело к потере 38% обращений к туроператорам. Около 4 млн человек, отказавшихся от отдыха за границей, — это служащие силовых структур и компаний, оказавшихся в санкционных списках. Существует прогноз о повторении летом 2015 года новой волны банкротств, представленный представителями туриндустрии[5]. Ростуризм, напротив, выступил с заявлением, содержащим информацию о стабилизации ситуации на рынке туристских услуг. Эти прогнозы связывают преимущественно с тем, что многие из туристских компаний быстро адаптировались к сложившейся внешнеэкономической ситуации и обратились к развитию внутренних направлений для организации отдыха.

По итогам 2014 года количество российских туристов, выехавших на Запад сократилось на 3% и составило всего 17,6 млн человек. Ранее Европейская туристская комиссия (European Travel Commission) сообщала, что из-за неблагоприятной экономической обстановки ждать роста потока туристов из России в Европу можно не раньше 2018 года.

Спрос на путевки внутренних направлений России указывает на повышение интереса к ним не только среди граждан страны, но и среди иностранных туристов. Популярность туристских направлений в пределах России возросла в среднем на 10%. Так, продажа путевок на курорты Краснодарского края увеличилась на 30%. Об интересе иностранных туристов к внутренним российским направлениям косвенно свидетельствует и изменение бизнес-моделей некоторых международных туроператоров. Например, Coral Travel — турецкий туроператор, еще в июне 2014 года заявил о своей стратегии по выходу на внутренний российский рынок. Компания создала пакеты туров в Сочи, Анапу, Минеральные Воды, Калининград, Санкт-Петербург и так далее. В рейтинг популярных туристских направлений среди иностранных туристов в 2015 году попали три российские направления — Красная Поляна, Адлер и Санкт-Петербург. Годом ранее в этот рейтинг входил только Санкт-Петербург. Среди популярных направлений для выездов российских туристов по-прежнему остаются Прага, Таллин, Париж, Паттайя, Рим, Дубай и Хельсинки [3].

Для максимизации доходов от туристской индустрии в бюджет страны, государству необходимо непрерывно вкладывать средства в развитие рекреационных участков и объектов отдыха, проводить оценку их потенциала, внедрять программы поддержки турбизнеса, а так же создавать проекты инфраструктуры курортных регионов и популярных туристских центров, уделяя должное внимание рекламе и информационному обеспечению туризма [1].

Таким образом, становится очевидным, что международный туризм обладает значительным потенциалом в качестве инструмента экономического развития для России. Совершенствование индустрии международного туризма становится весомым фактором в ситуации, когда валютные поступления уменьшаются при снижении курса рубля и цен на основные экспортные товары, а путешествие в Россию для иностранных туристов становится экономически выгодным. Следовательно, поддержка и расширение туристского рынка открывает для страны широкие перспективы выхода на мировой рынок индустрии гостеприимства, а в условиях геополитических трансформаций, сохранение позиций на рынке международных туристских услуг и увеличение темпов развития международного туризма становится приоритетной задачей.

  • 1. Степанов С. А., Экономика предприятия туризма: Учебник / С. А. Степанова, А. В. Крыга. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 346 с.
  • 2. Шимова О. С., Основы устойчивого туризма: Учебное пособие / О. С. Шимова. — М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. — 190 с.
  • 3. Барометр международного туризма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/ru/barometer
  • 4. Государственные программы. РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gosprog.ru/category/gosprogramms/newlife
  • 5. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/turism_v_rossii
  • 6. Официальный сайт Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.olympic.org/sochi-2014;winter-olympics
  • 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013;2020 годы
  • 8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой