Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О недопустимости «интеллектуальной агрессии» в спортивной науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что же мы имеем в реальной жизни? Настоятельные требования «руководящих инстанций» — министерств и ведомств о необходимости определённого количества публикаций в специальных изданиях, приведут к тому, что многие опытные тренера, которые показывают высокие результаты в тренерской работе, будут уходить с преподавательского поприща, которое направлено на подготовку тренеров по отдельным видам… Читать ещё >

О недопустимости «интеллектуальной агрессии» в спортивной науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О недопустимости «интеллектуальной агрессии» в спортивной науке

Актуальность данной темы связана с быстрым прогрессом науки и спорта, что ставит под сомнение возможность одновременного достижения высоких результатов в этих областях. Автор предлагает свой выход из создавшегося положения.

На основе разнообразных литературных источников, нормативных документов и своего личного, спортивного и преподавательского опыта, автор ставит задачу показать сложность положения, в котором оказались учёные-спортсмены (тренеры). Для её решения использовались как общенаучные, так и специально-научные методы (аналитико-дедуктивные по своей природе), а также сравнительный метод и метод типологизации.

Автор разделяет общенаучные методологические принципы объективности, системности и историзма.

Объектом данного исследования является сложная ситуация, в которой оказались представители спортивной науки в начале XXI в., а предметом — разнообразные источники, в которых отразилось возникшее в науке о спорте положение. агрессия интеллектуальный спорт Наша цель состоит не столько в том, чтобы попытаться решить обозначенную проблему, сколько привлечь внимание научной и спортивной общественности к создавшемуся положению.

Научная работа — род деятельности, который требует от учёного полной самоотдачи, мобилизации всех сил для достижения желаемых результатов. Зачастую, на проведение исследований уходят годы жизни, но далеко не всегда научно-исследовательская работа успешно завершается в том или ином направлении, а время ушло, силы и средства потрачены.

Академик В. И. Вернадский (1863−1945) писал: «Я вполне сознаю, что я могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить её идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня…» См.: Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Лите-ратурные цитаты. Кн. Вторая / Сост. Е. С. Лихтен-.

Как правило, учёные, достигшие вершин в научной деятельности, весьма специфические: они постоянно пребывают в своём мире, в только им понятном измерении, во многом бывают оторваны от реалий современной жизни, так как полностью поглощены научными проблемами. У них нет понятий выходной день или отпуск, рабочее или нерабочее время, вся их жизнедеятельность движется в одном русле. В нём есть место лишь науке и вопросам, соприкасающимся с ней.

Спортивная деятельность, так же, как и научная работа, требует полной самоотдачи [10 и др.]. При подготовке к решающим соревнованиям, режим дня спортсмена расписан по минутам, у него нет времени на занятия ещё чем-либо, всё направлено на достижение поставленного результата, а потому, как следствие, в определённых направлениях жизнедеятельности, спортсмены могут отставать, и, действительно, отстают. Тем более, это относится к учёным-спортсменам. Лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников (1845−1916) подчёркивал: «Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности. Даже одна перспектива получить в более или менее отдалённом будущем научное разрешение великих задач, занимающих человечество, способна дать большое удовлетворение"штейн. — М.: Знание, 1986. — С 34−35.

Конечно, нельзя говорить о том, что если человек достиг вершин в спорте, то в научной работе он «потерян». Так, например, великий математик Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) был чемпионом Олимпийских игр по кулачному бою. Если говорить об относительно недавнем времени, то победитель Олимпийских игр в Токио (1964 год), обладатель Кубка Вэла Баркера, которым награждается лучший боксёр Олимпийских игр, Валерий Попенченко (1937;1975) защитил диссертацию кандидата технических наук и плодотворно работал в этом направлении. Безусловно, такие примеры есть и сегодня, но, если сопоставить общее количество лиц, достигших высоких спортивных результатов, то среди них в научной деятельности преуспели лишь единицы. Их можно считать исключениями.

В профильных учебных заведениях, таких, как, например, Харьковская государственная академия физической культуры, где готовят тренеров по различным видам спорта, при подборе преподавателей, по мнению автора, на первом плане должны быть спортивные достижения кандидата на преподавательскую работу в избранном виде спорта (конечно, в сочетании с общим уровнем интеллекта, культуры, педагогическими навыками).

Спортсмен, прошедший длительный путь в избранном виде спорта, проверивший и прочувствовавший на себе все особенности и тонкости тренерской работы, знающий не из чужих уст, а из личного опыта, что означает мобилизация сил на подготовку к соревнованиям, принесёт, несомненно, больше пользы, чем теоретик, познавший спорт только через призму литературы, фильмов, бесед и т. д. Далеко не всегда можно перенести на бумагу те чувства и ощущения, которые передаёт опытный тренер своим воспитанникам — они часто у него проявляются на подсознательном уровне.

Сегодняшний день несёт множество нововведений в различных сферах деятельности человека. Не обошли они науку и спорт [4 и др.]. А в ближайшее время их станет ещё больше. Те требования, которые приемлемы к организации научной работы, например, у инженеров и техников, нельзя полностью проецировать на работу преподавателей, готовящих тренеров по различным видам спорта.

Будущего тренера необходимо научить правильно организовывать и осуществлять тренировочный процесс в зависимости от целей и задач, которые стоят перед обучающимися, и это его первоочередная задача.

Что же мы имеем в реальной жизни? Настоятельные требования «руководящих инстанций» — министерств и ведомств о необходимости определённого количества публикаций в специальных изданиях, приведут к тому, что многие опытные тренера, которые показывают высокие результаты в тренерской работе, будут уходить с преподавательского поприща, которое направлено на подготовку тренеров по отдельным видам спорта. Им очень часто не хватает времени (а не желания!) заниматься написанием научных трудов, так как они всецело заняты тренировочным процессом.

Данным видом работы, по нашему мнению, должны заниматься специализированные научноисследовательские институты, научные отделы или лаборатории при учебных заведениях [6, 7 и др.]. Туда необходимо набирать сотрудников, имеющих предрасположенность к подобной работе, и предъявлять им соответствующие требования. Об этом же свидетельствует мировой опыт [1 и др.].

Нельзя назвать иначе как «интеллектуальная агрессия» требования о размерах статей, количестве печатных знаков или страниц и т. д., и т. п., необходимых для того, чтобы статью приняли к публикации [2]. С древнейших времён дошли до нас не писанные правила о том, что краткость — сестра таланта: чем проще и доступнее изложен материал — тем выше его ценность и др. Иное дело, что нужно вникать в суть научной статьи, чтобы определить её значимость. Но она определяется никак не по количеству печатных символов, или другим подобным, чисто внешним, критериям, которыми должны оцениваться научные публикации.

Чтобы лучше увидеть и понять всю технологию подготовки научных трудов, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что оплату публикаций в Украине, как правило, осуществляют непосредственно авторы за свой счёт, то есть, помимо всего вышеизложенного, преподаватели должны ещё изымать деньги (и часто — немалые) из семейного бюджета для того, чтобы опубликовать свои научные разработки. По мнению автора, если научная публикация востребована в мире науки, то надо за неё платить автору гонорар, а не наоборот. С другой стороны, молодые, начинающие исследователи, столкнувшись с «Монбланом» вненаучных требований, покидают избранную стезю и ищут применение своим силам в других сферах, часто далёких и от науки, и от спорта. Наука о спорте становится не привлекательной в их глазах.

С каждым годом растёт постановка «на поток» научных публикаций, а каждый преподаватель должен выдать «на-гора» определённое, строго регламентированное, их количество, что порой приводит к мошенничеству в научной деятельности, а, как следствие, начинают плодиться псевдоучёные, что неизбежно ведёт к профанации научной деятельности, в целом [3].

Где же выход из создавшегося и всё обостряющегося положения? Основной путь решения проблемы проходит в плоскости дальнейшей дифференциации спортивной (тренерской) и научной работы.

Только на пути освобождения действующих спортсменов и тренеров от пронизывающего всё и вся бюрократизма в науке находится выход, который, не ослабляя науки, укрепит спортивно-тренерскую деятельность в нашей стране. А это означает, что у нас появятся новые чемпионы и мастера спорта, победители Олимпийских игр.

Абсалямов Т. М., Рогозкин В. А. Европейская спортивная наука в начале нового века [Электронный ресурс] / Т. М. Абсалямов, В. А. Рогозкин. — Режим доступа:

http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n10/p57−61.htm.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2000. — 352 с.

Зеленецкий В. С. О сроках производства научной продукции. По следам одного интервью /.

В. С. Зеленецкий // Науково-практичний журнал «Юрист України». — 2005. — N° 2(8), червень 2005. — С. 53−57 и др.

Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.

Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Л. И. Лубышева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.

Наука в олимпийском спорте. — 19 922 014.

Наука и спорт: современные тенденции.

Казань, 2013;2016.

Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. (Словарь-справочник). — М.: ФОН, 1995. — 451 с.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000.448с.

Ценности спорта и пути его гуманизации.Вып. 2. — М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой