Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Восприятие признаков эмоциональной напряженности в спонтанной звучащей речи: на материале речи спортивных комментаторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Величкова, 2007]. Однако, исследование эмоционально выразительных средств звучащей речи затрудняется недостаточной разработанностью механизма их системного анализа. Это касается, прежде всего, определения мелодических и тембровых характеристик, которые, как предполагается, играют ведущую роль при выражении и опознании в речи отдельных эмоций. Анализ ритмико-интонационных характеристик… Читать ещё >

Содержание

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
    • 1. 1. Направления и методы исследования восприятия речи
    • 1. 2. Психофизиологические основы слухового восприятия
    • 1. 3. Модели и теории восприятия речи
    • 1. 4. Уровни и единицы восприятия звучащей речи
    • 1. 5. Эмоциональный базис восприятия звучащей речи
      • 1. 5. 1. Исследование эмоциональности речи
      • 1. 5. 2. Проблема идентификации эмоций в звучащей речи. Категория эмоциональной напряженности
    • 1. 6. Выводы
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
    • 2. 1. Описание материала исследования
      • 2. 2. 1. этап эксперимента
    • 2. 3. II этап эксперимента
      • 2. 3. 1. Исследование паузации в спонтанной монологической речи спортивных комментаторов
      • 2. 3. 2. Отбор материала и процедура проведения II этапа эксперимента
      • 2. 3. 3. Результаты II этапа эксперимента
        • 2. 3. 3. 1. Объем и структура напряженных и ненапряженных фрагментов речи
        • 2. 3. 3. 2. Ритмические параметры напряженной и ненапряженной речи
        • 2. 3. 3. 3. Интенсивность и темп речи как индикаторы напряженности
        • 2. 3. 3. 4. Повторы и фальстарты в спонтанной монологической речи спортивных комментаторов
    • 2. 4. III этап эксперимента
    • 2. 5. Выводы

Восприятие признаков эмоциональной напряженности в спонтанной звучащей речи: на материале речи спортивных комментаторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время речь и речевое поведение все чаще становятся объектом лингвистических и психолингвистических исследований. Однако, доля работ, посвященных звучащей речи, по-прежнему сравнительно невелика, несмотря на возрастающий интерес исследователей к данному явлению. Во многом это обусловлено недостаточной разработанностью методов системного анализа характеристик звучащей речи.

Одной из основных задач в области исследования речи является определение единиц, участвующих в процессах ее производства и восприятия, и выявление функций этих единиц в передаче смысловой и эмоционально-оценочной информации. Особую значимость при данном подходе приобретает применение методов психолингвистического эксперимента наряду с традиционными лингвистическими методами и инструментальным анализом звучащей речи.

Психолингвистические единицы, функционирующие в процессах речепроизводства и речевосприятия, не тождественны лингвистическим единицам различных уровней системы языка [Леонтьев, 1969; Жинкин, 1982; Величкова, 1995]. Важную роль при определении функциональной нагрузки психолингвистических единиц играет выделение формальных признаков звучащей речи (изменений на уровне ритма, мелодики, темпа). При восприятии речевого сообщения эти признаки не отделяются от содержательной стороны высказывания. В передаче информации посредством звучащей речи одновременно участвуют разнообразные средства, как лингвистические (ритмико-интонационные, лексические, синтаксические), так и паралингвистические, в том числе, фонация, тембр голоса [Винарская, 2003]. При этом ритмико-интонационные и паралингвистические средства играют особую роль и обладают определенной самостоятельностью, так как они способны придавать высказыванию эмоциональную окраску, а также изменять его смысл, вступая в противоречие с лексическим наполнением. Формальные признаки играют важную роль при затрудненных условиях восприятия звучащей речи. При плохой слышимости (из-за шума, помех, удаленности от говорящего) слушающий может отличить эмоциональную речь от неэмоциональной, идентифицировать ситуацию общения, определить интенцию говорящего по коммуникативным типам высказывания. Следовательно, исследование функций формальных признаков звучащей речи в передаче смысловой и эмоционально-оценочной информации представляет значительный интерес.

Данные инструментальных методов исследования не отражают механизм восприятия звучащей речи человеком и, вследствие этого, не позволяют определить, какие именно изменения формальных признаков релевантны для слушающего при восприятии речевого сообщения. Для этой цели необходимо исследование звучащей речи с точки зрения ее восприятия, с применением методов психолингвистического эксперимента и аудитивного анализа.

Актуальность данного исследования определяется важностью изучения процессов восприятия звучащей речи для современной лингвистики, в частности, речеведения и психолингвистики.

Восприятие звучащей речи всегда носит эмоциональный характер: в первую очередь слушатель определяет речь по признаку «нейтральнаяэмоционально окрашенная» [Величкова, 1987; 1989]. В связи с этим особую значимость приобретает изучение средств, ответственных за передачу эмоциональной информации. Перспективным с этой точки зрения представляется изучение спонтанной речи (как наиболее естественной и распространенной разновидности речевой деятельности) с ярко выраженными колебаниями уровня эмоциональной насыщенности. Примером такой речи является спонтанная монологическая речь спортивных комментаторов. Особенности этой разновидности звучащей речи определяются ее основными задачами — комментировать динамично развивающиеся события, давать им оценку, привлекать и удерживать внимание аудитории, вызывать эмоциональную реакцию у слушателей. Поэтому для речи спортивных комментаторов характерны проявления различных эмоций и колебания уровня эмоциональной насыщенности на протяжении репортажа.

Исследование мелодических и тембровых эмоционально выразительных средств затрудняется недостаточной разработанностью механизма их системного анализа. Иной подход представляет собой предложенная Э. Штоком и JI. В. Величко вой методика исследования звучащей речи, основанная на системном анализе ритмических параметров. Ритмические параметры являются индикатором эмоциональной напряженности речи (emotionale Spannung) безотносительно к определенному эмоциональному состоянию [Stock, 2002].

В рамках настоящего исследования мы рассматриваем эмоциональную напряженность как характеристику звучащей речи в процессе ее восприятия. Индикаторами напряженности при восприятии являются изменения ритмических параметров, а также динамических (интенсивность) и временных (темп) характеристик речи. Имеются данные о том, что при восприятии напряженности носителями языка формальные признаки звучащей речи играют ведущую роль по отношению к лексическому наполнению высказываний [Жабин, 2006].

Цель настоящего исследования заключается в выявлении формальных (ритмических, темповых, динамических) показателей, выражающих в звучащей речи признак «напряженность», с точки зрения восприятия речи носителями языка. Поставленная цель обусловливает психолингвистический характер исследования с применением фонетических экспериментальных методов и предполагает решение следующих задач:

1. Провести психолингвистический эксперимент, направленный на изучение восприятия эмоциональной напряженности звучащей речи носителями русского языка;

2. Провести анализ формальных признаков звучащей речи на уровне г ритма, динамических (интенсивность) и временных (темп) характеристик речи, выявить изменения формальных признаков, обусловливающие восприятие речи как напряженной.

3. Дать системное описание средств выражения напряженности в звучащей речи, включая элементы, характеризующие процесс порождения спонтанной речи — повторы и фальстарты.

Объектом исследования является спонтанная звучащая речь с различной степенью выраженности эмоциональной напряженности.

Материалом для исследования послужили аудиозаписи спонтанной монологической речи спортивных комментаторов, сделанные во время прямых телевизионных трансляций футбольных матчей (общая продолжительность записей — 409 минут).

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в сочетании психолингвистического эксперимента, направленного на изучение механизмов процесса восприятия звучащей речи, с применением элементов аудитивного и инструментального анализа.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты работы представляют интерес с точки зрения психолингвистического исследования процессов восприятия речи.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использования полученных данных в преподавании курса психолингвистики и при организации процесса обучения неродному языку, в частности, на занятиях по фоностилистике.

Основными методами исследования в данной работе являются метод психолингвистического эксперимента, аудитивный и инструментальный анализ звучащей речи.

Теоретическую базу исследования составляют данные исследований в области восприятия звучащей речи и эмоциональности речи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Закономерные изменения формальных признаков звучащей речи на уровне ритмических параметров, интенсивности и темпа обусловливают восприятие речи как напряженной. Восприятие напряженности может происходить независимо от лексического наполнения высказываний.

2. Релевантными при восприятии напряженности являются не определенные абсолютные значения формальных показателей (громкости, темпа речи), а воспринимаемые изменения этих характеристик, обусловленные изменениями уровня эмоциональной напряженности речи.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах ее разработки:

• на научных сессиях Воронежского государственного университета.

2006;2008 гг.);

• на заседаниях Научно-методического центра фонетики (Воронеж, ВГУ, сентябрь 2007).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА.

ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ.

2.5. Выводы.

Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы относительно восприятия напряженности в спонтанной звучащей речи спортивных телекомментаторов:

1. Напряженность воспринимается носителями языка как характеристика сравнительно непродолжительных фрагментов звучащей речи. Протяженность напряженных фрагментов, выделенных информантами в изучаемом материале, составляет не более 20−25 слогов (1−3 РГ), при этом в 65% случаев фрагменты, выделенные информантами как напряженные, представляют собой часть РГ. Протяженность фрагментов ненапряженной речи может достигать 35−40 слогов. Это, по-видимому, обусловлено тем, что при сохранении напряженности речи в течение длительного времени, она перестает восприниматься как таковая, поскольку слушатель адаптируется к ней. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что напряженность воспринимается только на фоне фрагментов ненапряженной речи, то есть, восприятие напряженности носит относительный характер.

2. Для фрагментов, отмеченных участниками эксперимента как напряженные, характерны следующие изменения ритмических параметров в сравнении с фрагментами ненапряженной речи: а) уменьшение частотности РГ объемом 10−19 слоговб) тенденция к смещению ударностей в начало или середину РГ или появлению дополнительных ударностей на данных участках РГ.

3. В большинстве случаев возрастание напряженности в спонтанной речи спортивных комментаторов выражается повышением уровня громкости и понижением темпа артикулирования в сравнении с предшествующим отрезком речи. Величина изменения данных показателей существенно варьируется даже в речи одного и того же комментатора. Наименее выражены эти изменения после пауз длительностью более 1 с, из чего можно заключить, что после паузы даже сравнительно незначительные изменения темпа артикулирования и громкости речи воспринимаются как индикаторы напряженности. Это позволяет предположить, что восприятие звучащей речи как напряженной обусловливается не какими-либо определенными значениями показателей громкости и темпа артикулирования, а самой тенденцией к приросту или уменьшению.

4. Повторы и фальстарты — элементы, характеризующие процесс порождения спонтанной речи — встречаются как в напряженных, так и в ненапряженных фрагментах монологов комментаторов. В изучаемом материале не прослеживается зависимости между частотностью повторов и фальстартов и изменениями уровня эмоциональной напряженности, маркированной информантами. Таким образом, полученные данные не позволяют судить о том, влияет ли наличие повторов и фальстартов на восприятие речи как напряженной. г.

5. Протяженность временных интервалов между фрагментами напряженной речи в изучаемом материале варьируется в пределах от 1,3 с до 2 мин 51 с. Однако, в 52% случаев протяженность интервала между напряженными фрагментами составляет от 15 с до 74 с, а в 81% случаев не превышает 1,5 минут. Мы полагаем, что это обусловлено не только спецификой речи спортивных комментаторов (установкой на привлечение и удержание внимания слушателя), но и тем, что напряженность, как и ее отсутствие не могут сохраняться в речи сколь угодно долго. В первом случае происходит «привыкание» к напряженности (см. п.1), во втором — за длительным ненапряженным фрагментом (более 1,5−2 мин) зачастую следует возрастание напряженности, не всегда обусловленное изменением динамики событий.

6. Результаты III этапа эксперимента свидетельствуют о том, что ведущую роль при восприятии напряженности в спонтанной звучащей речи спортивных комментаторов играют изменения формальных признаков, прежде всего, громкости и темпа артикулирования. Они могут обусловливать восприятие речи как напряженной независимо от лексического наполнения высказываний. При этом индивидуальная вариативность показателей громкости и темпа речи у различных комментаторов практически не влияет на восприятие напряженности. Полученные данные позволяют выявить средства, ответственные за передачу напряженности в спонтанной звучащей речи. Как известно, изменения ритмических параметров являются индикатором напряженности речи безотносительно к определенному эмоциональному состоянию [Stock, 2002]. В проведенном нами исследовании на материале спонтанной речи выявлены также закономерности взаимосвязанных изменений громкости и темпа речи в зависимости от уровня напряженности. Таким образом, на основании данного экспериментального исследования можно утверждать, что закономерные изменения ритмических параметров, громкости и темпа образуют единый механизм, обеспечивающий передачу напряженности речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование механизмов процесса восприятия речи имеет значение для решения ряда фундаментальных и прикладных задач. Результаты исследований в данном направлении могут быть использованы в организации процесса обучения неродному языку, в области автоматического синтеза и распознавания речи, а также для совершенствования идентификации личности и психофизиологического состояния говорящего по речевым характеристикам.

Решение этих задач требует психолингвистического подхода к исследованию явлений звучащей речи [Величкова, 2007]. В основе данного подхода лежат тезисы об акустической природе языка и об эмоциональном базисе звучащей речи. Если признать, что процесс развития и функционирования речи имеет эмоциональную основу, это означает, что восприятие звучащей речи также носит эмоциональный характер и не может осуществляться в отрыве от эмоционально-оценочной составляющей речевого сообщения. В связи с этим особый интерес представляет исследование средств передачи эмоциональной информации, прежде всего, на уровне формальных признаков звучащей речи.

В психолингвистике имеются сведения о наличии определенного набора базовых эмоций, выделяемых на психофизиологической основе [Винарская, 2003]. Это коррелирует с исследованиями лингвистических и паралингвистических средств, выражающих в звучащей речи эмоционально-модальные значения [Потапова, 2006]. Исследованиями установлено, что на уровне изменений формальных признаков звучащей речи идентифицируется сравнительно небольшое количество эмоциональных состояний [Кириченко, 2007]. Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют сделать вывод о том, что восприятие базовых эмоциональных модальностей (радость, горе, гнев, страх) обеспечивается системными изменениями определенного набора средств звучащей речи [Винарская, 2003;

Величкова, 2007]. Однако, исследование эмоционально выразительных средств звучащей речи затрудняется недостаточной разработанностью механизма их системного анализа. Это касается, прежде всего, определения мелодических и тембровых характеристик, которые, как предполагается, играют ведущую роль при выражении и опознании в речи отдельных эмоций. Анализ ритмико-интонационных характеристик в большинстве случаев позволяет лишь отделить экспрессивные высказывания от неэкспрессивных [Stock, 1980; Потапова, 2006]. В то же время, Э. Штоком и JI. В. Величковой установлено, что изменения ритмических параметров выражают общую эмоциональную напряженность речи безотносительно к определенному эмоциональному состоянию [Stock, 2002]. Это позволяет рассматривать эмоциональную напряженность как воспринимаемую характеристику звучащей речи, не связанную с отдельными эмоциями. Перспективным представляется исследование средств выражения напряженности на уровне формальных признаков, а именно, ритмических, динамических и временных характеристик речи.

На материале спонтанной речи спортивных комментаторов в результате эксперимента было установлено, что напряженные фрагменты речи воспринимаются носителями языка как таковые только на фоне ненапряженных, в чем проявляется относительность восприятия напряженности речи. Проведенный эксперимент показал, что восприятие речи как напряженной может обусловливаться только изменениями формальных признаков, независимо от лексического наполнения высказываний. Индикаторами напряженности при восприятии являются закономерные изменения ритмических параметров, интенсивности и темпа речи.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при восприятии речи как напряженной релевантными для носителей языка являются не количественные значения отдельных формальных показателей интенсивности, темпа артикулирования), а совокупные качественные изменения, происходящие в звучащей речи при возрастании напряженности. Это обусловлено тем, что закономерные изменения ритмических параметров, громкости и темпа образуют единый механизм, обеспечивающий передачу напряженности речи.

Результаты эксперимента свидетельствуют также о том, что восприятие напряженности в спонтанной речи спортивных комментаторов характеризуется общими чертами, независимо от принадлежности носителей языка к определенной тендерной, возрастной или социальной группе. Об этом свидетельствует достаточно высокая степень совпадения показаний участников эксперимента.

Настоящее исследование позволило выявить основные закономерности восприятия носителями русского языка эмоциональной напряженности на уровне формальных признаков звучащей речи. Полученные данные имеют значимость с точки зрения психолингвистической характеристики процессов восприятия звучащей речи. Выводы, содержащиеся в работе, могут найти применение при разработке стратегий обучения неродному языку, в частности, в курсе фоностилистики, а также в специальной подготовке переводчиков и преподавателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Параметры эмоционально окрашенной детской звучащей речи (на материале русской и испанской детской речи): автореф. дис.. канд. филол. наук / О. В. Абакумова. Воронеж, 2000. — 17 с.
  2. Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. / отв. ред.
  3. B.И. Петрянкина. М.: Ун-т дружбы народов, 1984. — 133 с.
  4. О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса (на материале английского языка): учеб. пособие / О. В. Александрова. М.: Высш. школа, 1984.-211 с.
  5. И.А. Основы психоакустики / И. А. Алдошина // Звукорежиссер. 2000. — № 8. — С. 125−137.
  6. П.К. Кибернетика функциональных систем : Избр. тр. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1998. — 397 с.
  7. A.M. К вопросу о темповых характеристиках речи / A.M. Анощенкова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. 1986. — Вып. 152.1. C. 87−98.
  8. A.M. Ритмическая система английской речи / A.M. Антипова. -М.: Высш. школа, 1984. 119 с.
  9. A.M. Система английской речевой интонации : учеб. пособие для вузов / A.M. Антипова. М.: Высш. школа, 1979. — 131 с.
  10. Ю.Артемов В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации: учеб. пособие к спецкурсам по фонетике и психологии речи для студентов и аспирантов пед. фак. / В. А. Артемов. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1974.- 159 с.
  11. В.А. Экспериментальная фонетика / В. А. Артемов. М., 1956. -228 с.
  12. О.С. Место звучащей речи в науке о языке / О. С. Ахманова, JI.B. Минаева // Вопросы языкознания. 1977. — № 6. — С. 44−50.
  13. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т. В. Ахутина. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1975. — 143 с.
  14. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. -213 с.
  15. Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий / Л .Я. Балонов, В. Л. Деглин. М.: 1976. — 188 с.
  16. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
  17. Ф.М. Общее языкознание : учеб. пособие / Ф. М. Березин, Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
  18. Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа (Текст лекций спецкурса) / Л. П. Блохина. М.: МГПИИЯ, 1980. — 74 с.
  19. С.В. Ритмическая организация суггестивного текста : автореф. дис.. канд. филол. наук / С. В. Болтаева. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  20. Л.В. Основы общей фонетики : учеб. пособие / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. унта, 1991.- 152 с.
  21. Г. В. Фоностилистика текста : звуковой повтор в перспективе смыслообразования: автореф. дис.. докт. филол. наук / Г. В. Векшин. -М., 2006. 30 с.
  22. JI.B. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению (обучение интонации и артикуляции немецкого языка) / JI.B. Величкова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 1989.- 198 с.
  23. JI.B. Контрастивный подход к исследованию речевого ритма / JI.B. Величкова // Германские, романские и русский языки в сопоставительном аспекте: сб. науч. тр. Воронеж: Петровский сквер, 1998.-С. 20−27.
  24. JI.B. Лингвистика и психолингвистика : проблема определения единиц / Л. В. Величкова // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. 1996. — № 2. — С. 31−45.
  25. Л.В. Попытка психолингвистической характеристики языковых единиц / Л.В. Величкова// Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании: сб. статей. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1995. — С. 11−16.
  26. Л.В. Проблемы точных методов исследования звучащей речи / Л. В. Величкова // Проблемы компьютерной лингвистики: сб. науч. тр. -Вып. 2. Воронеж, 2005. — С. 21−28.
  27. Л.В. Психолингвистическая основа исследования эмоциональности звучащей речи / Л. В. Величкова // Вопросыпсихолингвистики. 2007. — № 5. — С. 20−27.
  28. JI.B. Речевой ритм : механизм психолингвистического исследования / JI.B. Величкова // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. — № 1. — С. 13−23.
  29. А.В. Проблемы восприятия речи / А. В. Венцов, В. Б. Касевич. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 237 с.
  30. В.К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. -496 с.
  31. В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. — 142 с.
  32. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  33. Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации / Н. В. Витт // Вопросы психологии. 1965. — № 3. — С. 89−102.
  34. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи / Н. В. Витт // Вопросы психологии. 1991. -№ 1.-С. 95−107.
  35. Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов / Н. В. Витт // Психологические и психофизиологические исследования речи. -М.: Наука, 1985. С. 123−136.
  36. Восприятие и деятельность / отв. ред. А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1976. — 320 с.
  37. Л.Т. Вариативность речевых темпов / Л. Т. Выгонная // Речь, эмоции и личность. Л., 1978. — С. 73−75.
  38. JI.C. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. 5-е, испр. -М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  39. В.И. Речь, эмоции, личность : проблемы и перспективы / В. И. Галунов // Речь, эмоции и личность. Л., 1978. — С. 3−13.
  40. .Н. Язык и статистика / Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1970.-190 с.
  41. И.Н. Вопросы теории речевой деятельности / И. Н. Горелов. -Таллинн: Валгус, 1987. 190 с.
  42. И.Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 1997. — 220 с.
  43. В.В. Ритмический анализ политической публичной речи : учеб. пособие / В. В. Данилина. М.: Флинта: Наука, 2004. — 240 с.
  44. B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность (психофизиол. очерки) / B.C. Дерябин. Л.: Наука, 1980. — 200 с.
  45. З.Н. Перцептивная фонетика / З. Н. Джапаридзе. Тбилиси: Мецниереба, 1985. — 120 с.
  46. Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса : автореф. дис.. канд. филол. наук / Д. В. Жабин. -Воронеж, 2006. 23 с.
  47. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 26−38.
  48. Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. — 372 с.
  49. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  50. Н.И. Язык речь — творчество: Избр. тр.: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин.- сост. и науч. ред. С. И. Гиндина. — М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
  51. М.Г. Восприятие паузы между синтетическими гласными / М. Г. Жукова // Сенсорные системы. Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов: сб. статей. Вып. 3. — Л., 1972. — С. 120 121.
  52. А.А. Слово в лексиконе человека : Психолингвистическое исследование / А.А. Залевская- под ред. М. М. Копыленко. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990. — 206 с.
  53. .Б. Зависимость просодических элементов речи от ее темпа / Б. Б. Здоровова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. М.: Ун-т дружбы народов, 1984. — 71−76 с.
  54. И.А. Психология обучения неродному языку : (на материале русского языка как иностранного) / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989.-219 с.
  55. И.А. Речевая деятельность и психология речи / И. А. Зимняя // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 64−72.
  56. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И. А. Зимняя. -М.: Высш. школа, 1976. 192 с.
  57. Л.Р. Общая фонетика : учеб. пособие / Л. Р. Зиндер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. — 312 с.
  58. Л.В. Акустические характеристики фонетического слова в разных типах эмоционально организованных текстов / Л. В. Златоустова, М.В. Хитина//Речь, эмоции и личность. Л., 1978. — С. 105−108.
  59. Л.В. Фонетические единицы русской речи / Л. В. Златоустова. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1981. — 108 с.
  60. Л.В. Общая и прикладная фонетика: учеб. пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В.Н. Трунин-Донской. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1986. — 304 с.
  61. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. 6-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 200 с.
  62. К. Эмоции человека / К. Изард. М.: Изд-во Московского гос. унта, 1980.-439 с.
  63. К. Психология эмоций / К. Изард. СПб.: Питер, 2000. — 460 с.
  64. И.И. Психологические и физиологические методы психолингвистического исследования / И. И. Ильясов // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 106−128.
  65. Интонация и языковое сознание: Психолингвистическое исследование / О. В. Абакумова, О. В. Бердникова, Л. В. Величкова, Е.В. Петроченко- под ред. Л. В. Величковой. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. -156 с.
  66. А.А. Структура тематических монологов в звучащей спонтанной речи (на материале русского и английского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / А. А. Исаева. Воронеж, 2002. — 24 с.
  67. Л.А. О применении элементов метрологии и теории измерений в экспериментальной фонетике / Л. А. Кантер // Фонетика и психология речи: межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1984. — С. 83−86.
  68. Л.А. Системный анализ речевой интонации / Л. А. Кантер. М.: Высш. школа, 1988. — 127 с.
  69. В.Б. Элементы общей лингвистики / В. Б. Касевич. М.: Наука, 1977.- 183 с.
  70. М.Г. О речевой паузе / М. Г. Каспарова // Исследование языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ им. М. Тореза. 1971. — № 60. — С. 141−146.
  71. Н.В. Экспрессивные средства звучащего рекламного текста (на материале немецкого языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Кириченко. Воронеж, 2007. — 19 с.
  72. JI.A. Вопросы теории речевого воздействия / Л. А. Киселева. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1978. 161 с.
  73. С.В. Общая фонетика : учебник / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2001. — 592 с.
  74. Г. В. Паралингвистика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1974. -81 с.
  75. Н.И. Справочник по элементарной физике / Н. И. Кошкин, М. Г. Ширкевич. Изд. 6-е, стереотипн. — М.: Наука, 1974. — 256 с.
  76. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  77. Е.С. Человеческий фактор в языке : Язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л.В. Сахарный- под. ред. Е. С. Кубряковой. -М.: Наука, 1991. 238 с.
  78. Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений / Ю. И. Кузьмин // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: сб. науч. тр. М., 1989. -С. 120−151.
  79. Р.И. Теория речевой деятельности : хрестоматия / Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -413 с.
  80. А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. -С. 36−63.
  81. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  82. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  83. А.А. Речь в криминалистике и судебной психологии / А. А. Леонтьев, A.M. Шахнарович, В. И. Батов. М.: Гл. ред. Вост. лит., 1977. -63 с.
  84. А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  85. А.Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 5−20.
  86. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 685 с.
  87. А.Р. Мозг человека и психические процессы: нейропсихологический анализ сознательной деятельности / А. Р. Лурия. -М.: Педагогика, 1970. 495 с.
  88. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1975. — 253 с.
  89. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1979.-319 с.
  90. Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер. М.: Прогресс, 1964.-238 с.
  91. Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1976. — 112 с.
  92. Т.М. Семантика акцентного выделения / Т. М. Николаева. -М.: Наука, 1982. 104 с.
  93. Т.М. Фразовая интонация славянских языков / Т. М. Николаева. М.: Наука, 1977. — 278 с.
  94. A.M. К проблеме акустической диагностики функциональных состояний человека-оператора / A.M. Никонов // Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985. — С. 161 175.
  95. Э.Л. О возможности оценки степени интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи / Э. Л. Носенко // Речь, эмоции и личность. Л., 1978.-С. 152−154.
  96. Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э. Л. Носенко. Днепропетровск, 1975. — 132 с.
  97. Э.Л. Эмоциональное состояние и речь / Э. Л. Носенко. Киев: Вища школа, 1981. — 196 с.
  98. Э.А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. Киев: Одесса: Вища школа, 1986. — 160 с.
  99. Общая и прикладная психолингвистика: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Изд-во АН СССР, 1973. — 210 с.
  100. Основы теории речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  101. А.В. Общая психология: учебник для пед. ин-тов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, B.C. Мухина и др.- под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  102. A.M. Русский синтаксис в научном освещении / A.M. Пешковский. М.: Учпедгиз, 1956. — 512 с.
  103. В.М. Физиология человека: учебник (в двух томах) / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько, Ю. В. Наточин и др. Т.П. — М.: Медицина, 1997.-368 с.
  104. Е.Д. Статьи по общему языкознанию : Избранные работы / Е. Д. Поливанов. М.: Наука, 1968. — 376 с.
  105. З.Д. Общее языкознание : учеб. пособие для университетов / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004. — 208 с.
  106. В.В. Речевой ритм в синхронии и диахронии / В. В. Потапов. -М&bdquo- 1996.-212 с.
  107. Р.К. Об опыте использования музыкальных средств при изучении речевой просодии / Р. К. Потапова, Л. Н. Алексеева // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. М.: Ун-т дружбы народов, 1984. — С. 55−60.
  108. Р.К. Язык, речь, личность / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. -М.: Языки славянской культуры, 2006. 496 с.
  109. Т.Х. Объем и характер синтагм в немецкой спонтанной речи и чтении / Т. Х. Потемина // Фонетика и психология речи: межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1984. — С. 124−130.
  110. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи / Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая и др.- под общ. ред. Л. Р. Зиндера, Л. В. Бондарко. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980. — 151 с.
  111. Психолингвистика за рубежом: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева, Л. В. Сахарного. М.: Наука, 1972. — 127 с.
  112. Психологические и психофизиологические исследования речи / отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985. — 241 с.
  113. М.В. Фонетика немецкого языка : Теоретический курс: учебник для студ. вузов / М. В. Раевский. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1997.-309 с.
  114. А.А. Введение в языкознание: учебник для вузов / А. А. Реформатский. 5-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 536 с.
  115. А.А. Фонологические этюды / А. А. Реформатский. М.: Наука, 1975.- 134 с.
  116. Речь, артикуляция и восприятие / под общ. ред. В. А. Кожевникова, Л. А. Чистович. М.: Л.: Наука, 1965. — 241 с.
  117. Речь, эмоции и личность: материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27−28 февраля 1978 г. / под ред. В. И. Галунова. Л., 1978. -198 с.
  118. Н.Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 176 с.
  119. Н.Д. Фонетическая реализация интонационных противопоставлений / Н. Д. Светозарова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. М.: Ун-т дружбы народов, 1984. — С. 16−23.
  120. Д.М. Основы фонологической статистики / Д. М. Сегал. М.: Наука, 1972.-255 с.
  121. О.Н. Ритмическая организация немецкой художественной прозы (на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане): автореф. дис.. канд. филол. наук / О. Н. Серикова. Воронеж, 2007. — 18 с.
  122. П.А. Просодические корреляты уровня речевой культуры / П. А. Скрелин // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы: межвуз. сборник. Вып. 3. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 1997. — С. 52−60.
  123. Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. М.: Прогресс, 1976.-350 с.
  124. А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  125. И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И. Г. Торсуева // Вопросы языкознания. 1984. — № 1. — С. 116−126.
  126. И.Г. Теория интонации / И. Г. Торсуева. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1974. — 206 с.
  127. Н.С. Избранные труды по фонологии / Н. С. Трубецкой. -М.: Прогресс, 1987.-559 с.
  128. Н.С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. — 372 с.
  129. Г. Акустическая теория речеобразования / Г. Фант. М.: Наука, 1964.-284 с.
  130. Г. Анализ и синтез речи / Г. Фант. Новосибирск: Наука: Сиб. отделение, 1970. — 167 с.
  131. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л. А. Чистович, А. В. Венцов, М. П. Гранстрем и др. Л.: Наука, 1976 — 388 с.
  132. Физиология человека: В 3-х томах / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. -Т.1. М.: Мир, 1996. — 323 с.
  133. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. -576 с.
  134. Фонетика спонтанной речи / JI.B. Бондарко, JI.A. Вербицкая, Н. И. Гейльман и др.- под ред. Н. Д. Светозаровой. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.-248 с.
  135. Л.К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. Рига: Зинатне, 1974. — 272 с.
  136. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / В. Н. Телия, Т. А. Графова, A.M. Шахнарович и др.- Отв. ред. В. Н. Телия. -М.: Наука, 1991.-212 с.
  137. Л.А. Проблемы исследования временной организации речи / Л. А. Чистович // Сенсорные системы. Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов: сб. статей. Вып. 3. — Л., 1972. — С. 5−32.
  138. О.В. Фоностилистические признаки звучащего художественного текста «динамическое описание» (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / О. В. Шаповалова. Воронеж, 2007. — 24 с.
  139. М.Е. Ритмические параметры звучащей детской речи (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / М. Е. Шурова. Воронеж, 2001. — 21 с.
  140. М.Е. Роль ритма при обучении языку / М. Е. Шурова // Вестник Воронеж, гос ун-та. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2002. -№ 1.-С. 85−89.
  141. JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике / Л. В. Щерба. Т. 1. — JI.: Наука, 1958.- 182 с.
  142. JI.B. Языковая система и речевая деятельность / JI.B. Щерба. -Л.: Наука, 1974. 428 с.
  143. Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы: межвуз. сборник / под ред. Л. В. Бондарко. Вып. 3. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 1997. — 232 с.
  144. .М. Справочник по физике : для инженеров и студентов ВУЗов / Б. М. Яворский, А. А. Детлаф Изд. 6-е, испр. — М.: Наука, 1974. -944 с.
  145. Chomsky, Noam. The sound pattern of English / N. Chomsky, M. Halle. -New York: Harper & Row, 1968. 470 p.
  146. Crystal, David. Prosodic systems and intonation in English / D. Crystal. -Cambridge: Cambridge University Press, 1969. 382 p.
  147. Essen, Otto. Allgemeine und angewandte Phonetik / O. von Essen. 5. neubearb. und erweiterte Aufl. — Berlin: Akademie-Verlag, 1979. — 300 S.
  148. Essen, Otto. Grundziige der hochdeutschen Satzintonation / O. von Essen. -Ratingen/Dusseldorf: Henn, 1956. 112 S.
  149. Klangsprache im Fremdsprachenunterricht (III). Forschung und Praxis. -Woronesh: Staatliche Universitat Woronesh, 2004. 164 S.
  150. Language production / Edited by B. Butterworth. Vol. 1: Speech and Talk.- London: Academic Press, 1980. 476 p.
  151. Liberman, Alvin Meyer. Speech: a special code / A.M. Liberman. -Cambridge (Mass.): MIT press cop., 1996. 458 p.
  152. Mahnken, Irmgard. Redegebilde oder Zufallsstreuung? Zu der Diskussion zwischen Phonometrie und der Gottinger Slawistik /1. Mahnken. Halle/Saale, 1962.- 187 S.
  153. Meinhold, Gottfried und Stock, Eberhard. Phonologie der deutschen Gegenwartssprache / G. Meinhold, E. Stock 2., durchges. Aufl. — Leipzig: Bibliogr. Inst., 1982. — 256 S.
  154. Psychologische Effekte sprachlicher Strukturkomponenten / Hrsg. von Manfred Bierwisch. Berlin: Akademie-Verlag, 1979. — 489 S.
  155. Schlobinski, Peter. Empirische Sprachwissenschaft / P. Schlobinski. -Westdeutscher Verlag GmbH: Opladen, 1996. 268 c.
  156. Searle, John Rogers. Speech acts: an essay in the philosophy of language / J.R. Searle. Cambridge: Cambridge University Press, 1969. — 203 p.
  157. Slobin, Dan. Psycholinguistics / D. Slobin. Glenview: London: SF, 1971.- 148 c.
  158. Sprechwirkungsforschung, Sprecherziehung, Phonetik und Phonetikunterricht / Hrsg. von Eberhard Stock. Halle/Saale: Universitat Halle-Wittenberg, 1982.-411 S.
  159. Stock, Eberhard. Untersuchungen zu Form, Bedeutung und Funktion der Intonation im Deutschen / E. Stock Berlin: Akademie-Verlag, 1980. — 184 S.
  160. Stock, Eberhard und Velickova, Ludmila. Sprechrhythmus im Deutschen und Russischen / E. Stock, L. Velickova. Frankfurt-am-Main — Berlin — Bern — Bruxelles — New York — Oxford — Wien: Lang, 2002. — 262 c.
  161. Wode, Henning. Psycholinguistik: Eine Einfuhrung in die Lehr- und Lernbarkeit von Sprachen: Theorien, Methoden, Ergebnisse / H. Wode 1. Aufl. — Ismaning: Hueber, 1993. — 399 c.1'И 1
Заполнить форму текущей работой