Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философский анализ функционирования Massenmedien в образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема перспектив развития современного образования является одной из наиболее обсуждаемых в современной философии. Это означает, что проблемы, актуальные для образования в целом, не являются прерогативой образовательных институтов, а попадают в поле зрения философии. Данное обстоятельство заставляет нас признать тот факт, что тема образования не может сегодня рассматриваться только… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая: Сущность тазБептесЦеп как феномена современного образования. ¦ *
    • 1. Сущность таБзептесНеп в западной философии
      • 1. 1. Переход от анализа действительности к знаковому пространству в эпоху постмодерна
      • 1. 2. Massenmedien как современный жанр языкового дискурса
      • 1. 3. Коммуникативная природа massenmedien
    • 2. Massenmedien как фактор современного образования
      • 2. 1. Изменение облика современного образования: отказ от классических образовательных форм
      • 2. 2. Гуманистический характер современного образования: формирование новой концепции человека
      • 2. 3. Massenmedien как сущностная компонента современного образования
  • Глава вторая. Амбивалентный характер функционирования massenmedien в образовании
    • 1. Medien-образование как расширение границ познания
      • 2. 1. Тематизация новых форм познавательной деятельности
      • 2. 2. Massenmedien как современная форма хранения и трансляции знания
      • 2. 3. Возможности massenmedien в образовании
    • 2. Технократический характер masenmedien в образовании
      • 2. 4. Манипулятивный характер massenmedien в образовании
      • 2. 5. Меё1еп-образование как господство инструментализма в образовании
      • 2. 6. Massenmedien как режим подавления в образовании
      • 2. 7. Влияние massenmedien на жизненный мир человека в современных условиях
  • Глава третья. Возможности и условия позитивной реализации medien-образования
    • 3. 1. Medien-06pa30BaHne как пространство открытости
    • 3. 2. Формирование самости как основная задача medien- образования
    • 3. 3. Эвристические возможности massenmedien в образовании
    • 3. 4. Изменение принципов функционирования medien-образования

Философский анализ функционирования Massenmedien в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Постановка проблемы.

Тема перспектив развития современного образования является одной из наиболее обсуждаемых в современной философии. Это означает, что проблемы, актуальные для образования в целом, не являются прерогативой образовательных институтов, а попадают в поле зрения философии. Данное обстоятельство заставляет нас признать тот факт, что тема образования не может сегодня рассматриваться только в узкопрофессиональной среде, поскольку она затрагивает основания человеческого бытия, и потому любое исследование в этой области требует привлечения философских методов и средств. Актуализация данной тематики в современной философии свидетельствует о том, что в настоящий момент происходит переосмысление как форм, так и самой сущности образования. Поиск новых форм образовательной деятельности убеждает нас в том, что современная культурная ситуация требует заново осмыслить такие фундаментальные понятия, как субъект образования, цель и сущность образовательного процесса. Таким образом, мы больше не можем говорить о раз и навсегда определенных основаниях образовательной деятельности, так как сами основания сегодня поставлены под вопрос.

Говоря о современной культурной ситуации, мы входим в круг проблем, определяющих развитие современного образования. Поиск новых оснований образовательной деятельности был обусловлен в свою очередь специфической мировоззренческой ситуацией XX века. Кризис классической метафизики заставил заново осмыслить базовые понятия философии и прежде всего понятие субъекта. Отказ от классического понятия субъекта образования приводит к тому, что образование не мыслится больше как процесс постижения человеком своего единственного образа, сущности, поскольку сущность человека не может задаваться извне в качестве «образовательного идеала». Современное понимание образования предстает скорее в позиции множественных альтернативных точек зрения, а не в рамках заданной модели развития.

Однако мы не можем мыслить себя вне традиции и сегодня вновь встает вопрос об определении человека, в силу того что данная проблематика фундирует собой все вопросы, затрагивающие перспективы развития образования. В свете антропологических концепций происходит переосмысление сущности человека, он предстает не как «заданная сущность», а как духовное существо, перед которым стоит задача самоопределения. В связи с такой постановкой вопроса актуализируется понятие образования как процесса, в котором возможно самоопределение человека. Таким образом, сегодня приходит осознание экзистенциальной причастности человека процессу образования. Человек не может мыслиться «вне образования», так как образование задает те рамки, где происходит становление человека.

Осознание значимости процесса образования для человека обусловлено и социокультурными факторами развития. Можно утверждать, что современное общество переживает особый этап развития, который характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Данный переход выражается в изменении статуса техники в современном обществе. Если в эпоху индустриального общества в качестве детерминанты общественного развития выступала техника, то сегодня эту функцию выполняет знание. Поэтому в качестве первостепенного объекта анализа сегодня выступает не столько общественное производство, сколько сфера образования, так как особую значимость приобретает воспроизводство «социального знания». В контексте этих преобразований актуализируются вопросы, связанные с трансформацией знания. Если знание становится релевантным в социальной сфере, то характер современного знания определяет развитие образования и социальное пространство в целом.

Особенность современного состояния образования состоит в том, что в качестве образовательного знания сегодня выступает информация. Информация как современная форма образовательного знания представляет собой особый вид техники. Если в эпоху индустриального общества техника как детерминанта общественного развития воспринимается как нечто чуждое в силу экзистенциальной чуждости природе человека, то сегодня положение меняется кардинальным образом. Развитие постиндустриального или информационного общества рассматривается в прямой зависимости от такого феномена, как система массовой информации. Система массовой информации тематизируется в постмодернистской культуре как феномен massenmedien, который объединяет в единую сеть современные средства передачи информации (Internet, компьютер телевидение, радио, телекоммуникационные системы, пресса).

Специфика информации как современного вида техники состоит в том, что она объединяет в себе материальный носитель (hardware) и интеллект (software). Данное обстоятельство заставляет признать, что с появлением информации происходит изменение сущности техники, поскольку техника отождествляется не только с материей, но и с интеллектом, Разумом. Поэтому в постиндустриальном обществе техника выполняет иные функции: она способствует развитию не только человеческой телесности (машинное производство), но и Разума. Техника выступает сегодня не как сподручное средство, она становится автономной по отношению к человеку. Следовательно, мы не можем рассматривать информацию только в качестве вспомогательного средства, поскольку она предстает как смыслообразующий фактор развития современной культуры.

Проникновение и распространение massenmedien в пространстве постмодернистской культуры вызывает необратимые изменения во всех областях социальной реальности: науке, искусстве, философии и прежде всего в образовании. Внедрение системы массовой информации в современный образовательный процесс приводит к трансформации образовательного пространства: информационные технологии проникают в образование опосредуя тем самым, процесс образования (к примеру, в дистанционном образовании, диалоговых режимах Internet и т. д.). Техника определяет характер коммуникативных процессов в современном образовании, что приводит к овеществлению образовательного процесса. Налицо сущностное, а не внешнее изменение образования. Medien служат не просто средством, а релевантным фактором образования. Речь идет о принципиальном изменении статуса техники, когда техника из вспомогательного средства переходит в ранг субстанциональный. Таким образом, massenmedien являются сущностной компонентой современного образования.

Проблемная ситуация, которая складывается в образовании, может быть осмыслена с учетом внешних и внутренних факторов развития. С одной стороны, в эпоху информационного общества возрастает роль информации как способа управления огромными массивами знания, с другой стороны, развитие системы массовой информации следует соотнести с внутренними целями образования. Поэтому необходимо осознать место феномена massenmedien в образовании. Осознание места и роли massenmedien в образовании означает поиск философских оснований. Поиск оснований есть задача собственно философская, которая не может быть решена в рамках педагогики с использованием педагогических методов и средств. Таким образом, определение места феномена massenmedien в образовании означает построение позитивной модели medien-образования, которая в свою очередь обеспечивает его эффективное функционирование.

Исследование возможностей и условий позитивной реализации massenmedien в образовании предполагает обращение к традиции исследования данного феномена в современной философии. Что касается традиции исследования massenmedien, то она отражает различные способы толкования феномена massenmedien. В современной философии можно выделить два подхода в исследовании massenmedien: позитивный (англо-американский) и негативный (европейский). В рамках позитивной концепции massenmedien интерпретируются как важнейший фактор развития образования, способствующий реализации человеческой личности. Негативное понимание данного феномена, напротив, определяет medien как способ подавления и манипулирования человеком. Манипулятивное воздействие massenmedien обусловлено в свою очередь технократическим характером современного образования.

В силу двойственности традиции толкования феномена massenmedien мы не можем ограничиться простым обращением к традиции. В контексте такого двойственного положения традиции возникает необходимость обращения к иным, нетрадиционным философским концепциям, оформившимся в рамках постмодернизма. Обращение к постмодернистским концепциям не означает отказ от традиции, скорее речь идет о выходе в иную плоскость исследования, позволяющую обнаружить условия позитивной реализации massenmedien в образовании.

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить об актуальности данного исследования, которая осознается сегодня как на теоретическом, так и на институциональном уровне. Актуальность исследования обусловлена необходимостью прояснения характера функционирования massenmedien в образовании. Прояснение характера функционирования massenmedien в образовании позволит, с одной стороны, выявить негативные аспекты воздействия medien на образование, а с другой стороны, обнаружить тот позитивный потенциал, которым, несомненно, обладают medien. Таким образом, данное исследование позволит определить место феномена massenmedien в образовании.

Степень разработанности проблемы. Оценка степени разработанности проблемы, а именно значение и содержание философских концепций и ин-терпретативной литературы, обусловлена сложностью и новизной феномена massenmedien, который до недавнего времени оставался вне поля зрения философии и являлся объектом исследования таких наук, как социология, педагогика, информатика, системный анализ и т. д. Однако проникновение massenmedien во все области культурного пространства ставит нас перед необходимостью осмыслить данный феномен в контексте постмодернистской культуры, что позволяет рассматривать данную проблематику как философскую. Таким образом, в нашем исследовании мы опираемся преимущественно на современную литературу, что обусловлено, прежде всего, тематикой исследования.

Если говорить о степени разработанности проблемы, то она достаточно хорошо разработана в западной философии, поэтому мы используем в нашем исследовании преимущественно зарубежную литературу. Рассматривая massenmedien в образовании, мы привлекаем не только философскую литературу, но и исследования в области философии образования. Что касается этой области исследования, то здесь отечественная литература достаточно широко представлена, что определяет позицию автора в вопросах, связанных с исследованием сущности и характера образовательного процесса.

Исследование феномена massenmedien предполагает анализ современной культурной ситуации, характера общества, онтологической картины мира и т. д, так как сущность данного феномена может быть понята в культурно-историческом контексте. Необходимость прояснения специфики современной культурной ситуации заставляет нас обратиться к работам Т. Адорно, П. Козловски, И. Ильина, U. Eko, P. Engelmann, W.Benjamin. Появление и распространение massenmedien характеризует собой современность, поэтому в работе привлекаются исследования, посвященные проблемам постиндустриального общества. Это прежде всего исследования Э. Тоффлера, Д. Белла, У. Дайзарда, Д. Мартина, Т. Стоуньера, А.Турена.

Поскольку центральным понятием в нашей работе является понятие massenmedien, то возникает необходимость прояснения этого понятия. Если говорить о традиции исследования данного феномена в западной философии, то она представлена такими именами, как Т. Адорно, Ж-Ф.Лиотар, Х. Г. Гадамер, Ю.Хабермас. Несмотря на различия концептуальных построений, можно выделить две традиции в понимании сущности феномена massenmedien: как область сознания или как феномен языка. Осознание истинной природы языка, которое происходит в современной философии, позволяет преодолеть противопоставление категорий языка и мышления. Таким образом, мы не можем сегодня рассматривать massenmedien вне языкового контекста. Это методологическое основание позволяет нам интерпретировать massenmedien как особый феномен, который характеризует собой современное развитие языковых структур. Такой способ исследования massenmedien делает возможным выявление генезиса данного явления и, в свою очередь, оценку возможных перспектив развития. Детальное исследование этой проблемы мы находим в работе J. Habermas «Strukturwandel der Oeffentlichkeit». Кроме того, в качестве методологических оснований коммуникативной концепции massenmedien выступают работы J. Austin, S. Toulmin, J.Searle.

Анализ характера функционирования massenmedien в образовании требует обращения к литературе, посвященной проблемам современного образования. Исследование концептуальных оснований современного образования немыслимо без обращения к истокам, т. е. к философской традиции. С изменением культурной ситуации происходит трансформация образовательной концепции: в связи с переходом от модерна к постмодерну приходит осознание несоответствия классической модели образования реалиям современной культуры.

В качестве философских оснований классической модели образования для нашего исследования послужили работы А. Гумбольдта, И. Канта, I. Kawohl, C.Menze. Классическая модель образования предопределила не только развитие всей системы образования, но и внешний облик современного образования. Однако сегодня классическая модель образования не отвечает потребностям социальной системы современного общества. Поэтому в рамках философии образования разрабатывается новая образовательная концепция, которая, с одной стороны, отражает реальную практику образования, с другой стороны, определяет перспективы развития системы образования в целом. В качестве теоретического основания современной образовательной концепции выступают, прежде всего, антропологические исследования: работы М. Шелера, А. Гелена, Е.Rothacker. Говоря о формировании современной концепции образования, следует упомянуть такие имена, как Ж. Деррида, Ж. А. Нанси, Ж. Батай, Г. П. Щедровицкий, В. Громыко, О. В. Долженко, Г. И. Петрова. Таким образом, современная концепция образования позволяет рассматривать massenmedien как часть образовательной системы, что открывает новые горизонты для исследования massenmedien в образовании.

Вопрос о характере функционирования massenmedien в образовании возникает в связи с двойственностью самого феномена massenmedien, поскольку мы можем зафиксировать как негативные, так и позитивные аспекты воздействия данного феномена на сферу образования. Амбивалентный характер воздействия massenmedien на образование заключается в том, что medien привносят в образование когнитивный потенциал, именно поэтому они оказываются востребованными в современном образовании. Исследование позитивного влияния massenmedien мы находим в работах McLuhan, D. Baacke, I.Volkmer. Говоря о негативном влиянии massenmedien на образование, мы обращаемся к работам Т. Адорно, М. Хоркхаймера, rXoewenthal, A.Honneth. Специфика исследования massenmedien в традиции Франкфуртской школы заключается в том, что данный феномен рассматривается с позиции подлинности, аутентичности, когда критерием истинности является подлинное бытие человека. Поэтому исследование феномена massenmedien с позиции подлинности имеет критическую направленность. Речь идет о сущностном, а не формальном исследовании massenmedien, когда раскрываются внутренние механизмы воздействия medien на сознание человека. Особое значение для нашего исследования имеет статья H.M.Enzensberger «Bewustseinindustrie», которая раскрывает манипулятивный характер массовой информации.

Говоря о формировании позитивной концепции massenmedien в образовании, нельзя не упомянуть о традиции, заложенной М.Фуко. Идея генеалогической практики, предложенная М. Фуко, заставляет заново осмыслить такие понятия, как знание, рациональность, дискурс. Отказ от понятия единого Разума, фундирующего интерпретацию вышеназванных понятий, позволяет выявить особое отношение субъекта к истине. В таком контексте исследования особую значимость для субъекта приобретает понятие собственной самости, поэтому на передний план выступает не познание внешнего мира, а самопознание. Актуализация процесса самопознания открывает нам новые горизонты исследования massenmedien в образовании, когда происходит смещение акцентов с внешних ценностей образования к внутренним, в связи с чем актуализируются вопросы самопознания и образования человека.

Следует отметить ряд работ общеметодологического характера, определивших философские основания диссертационного исследования. Это работы Х. Абельса,.

П.Бергера, Т. Лукмана, Т. Парсонса, Э. Гуссерля, К. Маркса, А. Шюца, М. Хайдеггера, Ф. Соссюра, K.-O.Apel, D. Horster, R. Piaget, A. Soellner и многих других. Особенно хотелось бы отметить работы McCarty «Kritik der Ver-staendigungverhaeltnisse» и J. Habermas «Theorie des kommunikativen Handelns», которые определили интерпретацию основных понятий, используемых в работе: коммуникация, рациональность, понимание, язык и т. д. Для прояснения и конкретизации отдельных аспектов функционирования massenmedien в образовании привлекаются работы Б. Гершунского, В. Дмитриенко, В. Когана, Н. Ладыжец, М. Назарова, Ю. Петрова, И. Проскуровской и многих других.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить философские основания функционирования massenmedien в образовании, на базе чего разработать возможный проект позитивной реализации massenmedien в образовании с учетом потребностей и целей образования. Данная цель предполагает не построение единственно возможной концепции medien-образования, а выявление условий, при которых возможно преодоление манипулятивного характера massenmedien и раскрытие когнитивного потенциала массовой информации. Достижение поставленных целей обеспечивается постановкой и решением следующих задач:

1. На материале современной западноевропейской философии провести сравнительный анализ различных подходов к пониманию сущности феномена massenmedien.

2. На материале философии образования эксплицировать философские основания классической и современной концепций образования для того, чтобы определить место massenmedien в образовании.

3. Руководствуясь положениями антропологической философии, определить современное понимание субъекта образования в контексте функционирования massenmedien.

4. Раскрыть природу негативного влияния massenmedien на образование.

5. Выявить когнитивный потенциал massenmedien в образовании и рассмотреть условия его позитивной реализации.

Философско-методологические основания исследования.

Философско-методологическую базу исследования составляют основные положения таких программ, как герменевтика, лингвистические исследования, постструктурализм. Поскольку мы работаем с философскими понятиями, то в качестве методологических оснований исследования послужили логический и исторический методы исследования. В качестве наиболее значимых концепций для тематики нашего исследования можно считать теорию коммуникации, прагматику языка, теорию речевого акта, концепцию жизненного мира.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в том, что: а) В работе предложен не реализованный ранее подход к пониманию сущности феномена massenmedien: medien интерпретируются как особая форма социальности, которая выражается посредством языка. Коммуникативная природа massenmedien обусловлена как фундаментальными характеристиками языка, так и техническими свойствами массовой информации. Таким образом, технические возможности massenmedien являются не средством для коммуникативного взаимодействия, а необходимым условием для реализации коммуникативного потенциала языка. Речевая коммуникация в пространстве massenmedien дополняется визуальным изображением, поэтому технические возможности massenmedien расширяют смысловое пространство языка, определяя тем самым характер и способы достижения понимания в современном образовании. б) Такой способ анализа феномена massenmedien создает основания для создания позитивной концепции massenmedien в образовании. Раскрытие подлинной природы феномена massenmedien позволяет рассматривать данный феномен не как чуждый элемент в системе образования, а как современную форму образовательной практики. Специфика medien-образования заключается в том, что в пространстве massenmedien реализуется особый способ коммуникации, опосредованный через информационные средства связи. Такой характер образовательной практики свидетельствует о том, что субъекты обращаются к новым средствам коммуникации для расширения возможностей языка. Medien выступают как смыслообразующий фактор образования, поскольку они способствуют не только усвоению знания, но и делают возможным достижение взаимопонимания между субъектами образования. в) В работе показано, что безграничные возможности massenmedien в образовании обусловлены трансцендентным характером данного феномена. Трансцендентный характер massenmedien вопреки его имманентному проявлению выражается в том, что посредством massenmedien в образовании тематизи-руется принцип коммуникативной рациональности. Принцип коммуникативной рациональности отражает фундаментальной свойство языка, которое заключается в том, что значение языкового высказывания определяется не только реальной коммуникацией, но и рассматривается в контексте идеального языкового дискурса. Таким образом, в процессе образования субъект ориентируется как на реальных субъектов коммуникации, так и на всех идеальных субъектов языкового дискурса. Именно в этом заключается принцип коммуникативной рациональности: открытости, критизируемости любого языкового высказывания (как со стороны реальных, так и идеальных субъектов коммуникации). Принципиальная открытость языкового пространства существует как чистая возможность, поскольку реализация данного принципа в реальной языковой практике осложняется в силу пространственных, технических, временных границ. Реализация принципа коммуникативной рациональности в образовании оказывается возможной только при создании общего языкового дискурса, когда высказывание становится доступным для любого субъекта коммуникации. Благодаря техническим возможностям massenmedien преодолеваются внешние границы образования: massenmedien объединяют субъектов коммуникации в единую сеть, происходит глобализация образовательного пространства. Коммуникативное пространство современной культуры трансформируется в образовательное, таким образом, образование предстает как пространство открытости, когда размываются временные, институциональные границы образовательной деятельности. г) В работе показано, что в пространстве medien-образования происходит экспликация внутреннего содержания языковых структур, что делает возможным обучение навыкам medien-грамотности. Информатизация современного образования достигает такого уровня, что необходимо владение навыками не только языковой грамотности, но и medien-грамотности (умение обращаться с любыми информационными средствами). Поэтому развитие теdien-компетенции может стать приоритетной областью современного образования.

Научно-практическая ценность и апробация основных положений диссертации.

Теоретическая значимость работы обусловлена самой темой исследования, поскольку проблематика образования приобретает сегодня особую остроту. Информатизация образовательного пространства ставит перед нами задачу осмысления трансформационных процессов в образовании. Наряду с этим ощущается необходимость разрешить круг вопросов, связанных с исследованием феномена massenmedien в образовании. Поэтому данная работа призвана решить ряд проблем, которые являются актуальными для современной философии. Именно в этом состоит теоретическая новизна исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы как теоретические основания для других исследований в этой области. Позитивная концепция medien-образования позволяет изменить характер современного образовательного процесса путем экспликации коммуникативных механизмов языка. Кроме того, некоторые положения данного исследования могут служить в качестве теоретического основания при разработке различных образовательных практик, концепции дистанционного образования и т. д.

Некоторые положения диссертационного исследования послужили основой лекционного курса «Современные проблемы социальной философии», который читается для студентов философского факультета Томского университета. Основное содержание и выводы диссертации были апробированы на аспирантском семинаре и на заседаниях кафедры философии философского факультета, на различных научных конференциях и коллоквиумах. В частности, по теме диссертации состоялись выступления на конференции, посвященном проблемам социогуманитарного знания, в мае 1999 г. в г. Томскеконференции, посвященной проблемам интеграции образования, в мае 2000 г. в г. Томскеконференции, посвященной проблемам дистанционного образования, в сентябре 2000 г. в г. Томске, — medien-коллоквиуме в г. Аугсбурге (Германия) в январе 1999 г.- на конференции, посвященной современным проблемам образования, в г. Билефельде (Германия) в феврале 1999 г. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде научных публикаций.

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется целью работы и ее внутренней логикой, отражая последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы на русском и немецком языке.

Заключение

.

Подводя итоги нашего исследования, следует еще раз остановиться на наиболее значимых моментах диссертационной работы. Исследуя феномен massenmedien в образовании, мы пришли к выводу, что massenmedien представляют собой глобальную информационную систему, пронизывающую все сферы жизни общества: искусство, науку, философию, образование. Поскольку medien имеют коммуникативную природу, их следует рассматривать в коммуникативном аспекте, однако коммуникация отражает в данном случае фундаментальное свойство языка, а не действительности, понимаемой как «объективная реальность». Поэтому massenmedien представляют собой современный этап языкового развития.

В силу того что medien отражают коммуникативные свойства языковых структур, massenmedien способствуют процессам объяснения и понимания, которые разворачиваются в социальной практике. Таким образом, сущность massenmedien следует усматривать в том, что medien являются выражением коммуникативного потенциала языка. Massenmedien следует понимать как языковой медиум, который с развитием техники приобретает современные формы функционирования. Итак, феномен massenmedien как сфера выражения общественного мнения раскрывается в постмодернистской культуре как современная форма общественности, т. е. как сфера межличностной коммуникации, где субъекты вступают во взаимодействие с целью постижения смысла мира и смысла собственного бытия.

Проникновение сферы массовой информации в пространство современного образования сопровождается не формальным, а сущностным изменением образования. Современное образование фундировано новой концепцией человека, когда в качестве субъекта образования выступает не трансцендентальный субъект познания, а реальный субъект культуры. Поэтому целью современного образования является образование человека как духовного существа в единстве всех его проявлений.

Анализ современного состояния образования позволяет утверждать, что massenmedien являются сущностной компонентой образования. В процессе нашего исследования мы пришли к заключению, что massenmedien в образовании имеют сложный неоднозначный характер функционирования. Мы выдвигаем тезис об амбивалентном характере massenmedien в образовании. С одной стороны проникновение medien в образовательный процесс способствует качественному изменению образования. Medien как выражение коммуникативного потенциала языка несут с собой нормы коммуникативной рациональности. Таким образом, происходит отказ от догматического толкования классической рациональности, оно дополняется понятием коммуникативной рациональности. Наряду с этим сегодня в образовании появляются новые формы образовательной деятельности, которые успешно дополняют классические формы образования. Таким образом, происходит расширение образовательного пространства, процесс образования глобализируется и охватывает собой все пространство современной культуры. Безграничные возможности massenmedien в образовании фундированы не техническими характеристиками массовой информации, а фундаментальными характеристиками языковых структур.

Однако massenmedien привносят с собой и негативные моменты: поскольку массовая информация функционирует как системный механизм, то medien привносят с собой механизмы политической и экономической целерацио-нальности. В XX веке «пространство общественности» развивается согласно собственной логике развития1. Поэтому medien изменяют коммуникативное пространство современного образования: коммуникация направлена не на понимание, а реализацию частных интересов. Таким образом, в современном образовании преобладает стратегическое, а не коммуникативное действие, что приводит в свою очередь к изменению сущности образования. Оно (образование) способствует не развитию человека, образованию его как духовного существа, а подавлению человека. Человек предстает как объект манипулирования со стороны социальной системы. Следовательно, в современном образовании господствуют неподлинные формы massenmedien, поэтому коммуникативный потенциал массовой информации оказывается невостребованным.

Исходя из этого, в работе предлагается проект позитивной реализации massenmedien в образовании. Поскольку massenmedien пронизывают собой все социальное пространство, позитивная концепция medien-образования выстраивается как пространство открытости. Тем самым расширяются границы образовательного процесса, когда любой человек является субъектом образования. Образование направлено не на формирование человека, а на его образование, когда человек обретает себя посредством других субъектов коммуникации. Для преодоления негативного воздействия системы массовой информации на человека необходимо развитие языковых способностей субъекта, поскольку только компетентный субъект способен отличить подлинные формы образования от ложных. Поэтому развитие medien-компетенции является важной стратегией современного образования. Только развитие коммуникативных способностей субъекта позволит преодолеть давление, которое оказывают medien на человека.

Итак, в диссертационной работе было решено несколько важных исследовательских задач. Во-первых, прояснена сущность massenmedien в современной философии. Во-вторых, показано, какое влияние оказывают medien на современное образование. Автор работы выявил условия позитивной реализации massenmedien в образовании. Таким образом, данное исследование открывает новые горизонты в развитии medien-образования, когда medien способствуют подлинному образованию человека.

1 Habermas J. Strukturwandel der Oeffentlichkeit. Frankfurt am Main, 1996. S.275.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999, 261с.
  2. Абрамова. Ценности образования. Новые технологии и неявные формы знания// Вопросы философии. 1998. № 6. С.58−66.
  3. Д. Культурные противоречия капитализма//Социальная философия: Хрестоматия.Ч.2. М., 1994, С.330−342.
  4. Д. Социальные рамки информационного общества// Новая технократическая волна на западе, М., 1986, с. 330−342.
  5. П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995. 322с.
  6. . Повседневность как «плавильный тигль» рациональности// Социологос, М., 1991, С.39−50.
  7. С. Идеал научности в образовании//А1ша mater. 1998. № 11. С.34−37.
  8. М. О некоторых категориях понимающей социологии//Избранное. 1990. С.495−507.
  9. JI. Логико-философский трактат//Философские работы. 4.1. М., 1994. 520с.
  10. Ю.Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988. 699с. 11.Гадамер.Г.-Г. Что есть истина?//Логос. 1991. № 1. С.30−37.
  11. . Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998. 605с.
  12. . Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. М., 1987.263с.
  13. М.Гуссерль.Э. Кризис европейского человечества и философии// Вопросы философии. 1986. № 3. С.101−116.
  14. У. Наступление информационного века//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С.343−355.
  15. Р. Сочинения. Т.1, М., 1989. 654с.
  16. В.А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. Красноярск, 1989. 182с.
  17. Долженко.О. В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Aima mater .1996. № 1,2.
  18. O.B. Очерки по философии образования. М., 1995. 239с.
  19. Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского (К идее мыследеятельной антропологии)//Пайдейя. М., 1996.
  20. И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. 253с.
  21. И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998. 255с.
  22. Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах- инновационные стратегии в образовании, 4.2. Томск, 2000, 284с.
  23. В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991. 317с.
  24. П. Культура постмодерна. М., 1997, 240с.
  25. Коммуникатнвно-теоретическая модификация философской рациональности в концепции Юргена Хабермаса// Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С.99−117.
  26. Н.С. Университетское образование: идеалы, ценностные ориентации. Ижевск, 1992.
  27. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании// Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 138−159.
  28. Лиотар Ж-Ф. Ответ на вопрос-что такое постмодерн? /Ас! Маг§ тепГ93. М., 1994. С.303−323.
  29. Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сборник обзоров. М., 1989. 183с.
  30. К. Философско-экономические рукописи 1844 г.//Сочинения. Т.42. М., 1956.
  31. М. Массовая коммуникация в современном обществе: методология анализа и практика исследования. М., 1999. 239с.
  32. Е. Деконструктивная методолгия Ж.Деррида. Томск, 1996. 100с.
  33. Т. Общетеоретические проблемы социологии// Социальная философия: Хрестоматия.Ч. 1. М., 1994. С.57−66.
  34. Т. Система современных обществ. М., 1998. 269с.
  35. Ф.И., Тарасенко Ф. П., Основы системного анализа. Томск, 1997. 396с.
  36. М.К. Социально-культурные основания развития современной науки М., 1992. 229с.
  37. Ю.В. Антропологический образ философии. Томск, 1997. 447с.
  38. Г. И. Современный характер образовательного знания//Сибирь. Философия, Образование: Альманах-приложение к журналу «Образование в сибири». 1997. № 1. С. 18−22.
  39. Петрова Г. И Постмодернизм и игра//Сибирь. Философия, Образование: Альманах-приложение к журналу «Образование в сибири». 1999. № 3. С.57−67.
  40. В. Феноменология тела: Введению в философскую антропологию. М., 1995. 339с.
  41. О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: методологический аспект. Ижевск, 1997.
  42. И.Д. Концептуальные основания философии образования (к проблеме онтологического обоснования педагогической деятельности). Томск, 1995. 158с.
  43. В.Н. Философские основания педагогической деятельно-сти//Вестник высшей школы. 1987. № 1.
  44. Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. 695с.
  45. Г. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 394.
  46. М. //Избранные произведения. М., 1994. 490с.
  47. Философия образования (по материалам круглого стола) //Вопросы философии. 1995. № 11.
  48. М. Герменевтика субъекта// Социологос.ВыпЛ.М., 1991.
  49. М. Археология знания. Киев, 1996. 206с.
  50. В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск, 2000. 244с.
  51. М. Бытие и время. М., 1997. 451с.
  52. Хабермас Ю Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992. 245с.
  53. Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы философии. 1989. № 2. С.35−40.
  54. Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный рефе-рат.//Современная западная теоретическая социология. Вып.1. Хабермас Ю.//Реферат. сб.М., 1992. С.57−101.
  55. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление Разума. Заметки о политическом либерализме Джона Роулса// Вопросы философии. 1994. № 10.
  56. Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. 299с.
  57. Г. П. Языковое мышление и его анализ// Вопросы языкознания. 1957. № 1.
  58. Эко У. Инновация и повторение // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С.48−71.
  59. .
Заполнить форму текущей работой