Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием судовых устройств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны методы анализа и прогнозирования состояния работоспособности мобильных РЛС САЦ по результатам экспресс-оценок показателей качества функционирования отдельных подсистем и узлов. Определено, что работоспособность РЛС определяется по значениям вектора ее выходных характеристик или по значениям единого свободного показателя. Из всего набора технических параметров для оперативного контроля… Читать ещё >

Содержание

  • Список основных сокращений
  • 1. Анализ работоспособности систем информационной поддержки судоводителя
    • 1. 1. Структура систем информационной поддержки оператора технических средств судовождения
    • 1. 2. Модели контроля работоспособности устройств СИП
      • 1. 2. 1. Модель подсистемы аппаратно-программной реализации задач судовождения
      • 1. 2. 2. Модель контроля работоспособности механических конструкций СИП
      • 1. 2. 3. Модель контроля работоспособности электронных узлов СИП
    • 1. 3. Анализ характера и причин возникновения неисправностей СТС для различных климатических зон
  • Выводы
  • 2. Аппаратно-программная реализация управления техническим обслуживанием системы автоматического сопровождения целей
    • 2. 1. Структура автоматизированного комплекса управления техническим состоянием САЦ
    • 2. 2. Алгоритмизация САЦ
    • 2. 3. Анализ эффективности ситемы контроля работоспособности САЦ
    • 2. 4. Обобщенный алгоритм контроля работоспособности и управления техническим состоянием САЦ
    • 2. 5. Реализация алгоритма контроля работоспособности и управления техническим состоянием САЦ на базе фильтра Калмана
  • Выводы
  • 3. Управление техническим состоянием механических конструкций СТС
    • 3. 1. Концепция вибродиашостики механических. конструкций СТС
    • 3. 2. Методы получения характеристик вибраций # механических конструкций
      • 3. 2. 1. Получение частотных характеристик с постоянной шириной полосы.,
      • 3. 2. 2. Получение характеристик вибраций с применением параметрической следящей цифровой фильтрации
      • 3. 2. 3. Получение спектральных характеристик с постоянной относительной шириной полосы с применением полосовой фильтрации
    • 3. 3. Алгоритмизация контроля работоспособности механических конструкций
      • 3. 3. 1. Снижение размерности пространства признаков
      • 3. 3. 2. Программное обеспечение метода снижения размерности
    • 3. 4. Адаптивная фильтрация сигналов
    • 3. 5. Экстраполяция временных рядов в задачах вибродиашостики механических конструкций
    • 3. 6. Аппаратно-программный комплекс системы вибродиагаостики механических конструкций
  • Выводы
  • 4. Алгоритмизация прогнозирования и контроля работоспособности мобильных РЛС по результатам экспресс-оценки показателей качества функционирования отдельных блоков
    • 4. 1. Принципы анализа и прогноза работоспособности РЛС
    • 4. 2. Прогноз сосотояния работоспособности РЛС на основе модели, учитывающей информацию датчиков различных типов
      • 4. 2. 1. Применение одномерных моделей для оценки работоспособности многопараметрических систем
      • 4. 2. 2. Многопараметрические модели оценки работоспособности РЛС
      • 4. 2. 3. Определение степеней работоспособности для многопараметрической РЛС
    • 4. 3. Анализ базового варианта PJIC мобильного типа
      • 4. 3. 1. Анализ структурной схемы
      • 4. 3. 2. Основные параметры, подлежащие контролю в различных режимах работы PJIC
      • 4. 3. 3. Выбор вектора параметров, подлежащих экспресс-оценке в целях прогноза
      • 4. 3. 4. Выбор критерия работоспособности PJIC
    • 4. 4. Разработка принципов построения аппаратных средств диагностики отдельных систем PJIC
      • 4. 4. 1. Контроль блоков питания
      • 4. 4. 2. Экспресс-оценка состояния передатчика
      • 4. 4. 3. Экспресс-оценка состояния приемника
    • 4. 5. Экспериментальные исследования
      • 4. 5. 1. Макет устройства автоматизированной экспресс-оценки состояния отдельных узлов РЛС
      • 4. 5. 2. Экспериментальные измерения
  • Выводы
  • 5. Система технического обслуживания СТС
    • 5. 1. Структура системы технического обслуживания СТС.,
    • 5. 2. Система выбора алгоритма распознавания
  • Выводы

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием судовых устройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический прогресс в области комплексной автоматизации судовых процессов в течение последних 20 лет определяется достижениями в области электроники и вычислительной техники. Современные тенденции развития средств автоматизации в мировом судостроении характеризуются широким применением вычислительно-информационных систем, микроЭВМ, микропроцессорных средств, позволяющих существенно повысить безопасность плавания, снизить эксплуатационные расходы за счет периодического контроля, диагностирования и прогнозирования технического состояния судовых технических средств, сократить численность судовых экипажей и повысить эффективность использования судов.

Основной особенностью программ автоматизации является объединение всех систем управления отдельными технологическими процессами и оборудованием в автоматизированную систему управления судном с распределенной структурой, единой информационной базой и базой данных, выполняющих определенные функции как на борту судна, так и в стратегии его использования судовладельцем.

При этом особенно эксплуатация судового оборудования в условиях длительного автономного плавания судов при воздействии множества внешних и внутренних факторов при требовани высокой надежности всего комплекса судовых механизмов выдвигает на первый план необходимость регламентированного контроля технического состояния оборудования и принятия решения в рамках автоматизированных систем управления всеми процессами технического обслуживания судовых систем.

Анализ судовых технических средств (СТС) сводится прежде всего к определению контролепригодности, возможности измерения совокупности параметров и получения информационного массива данных, пригодного для решения поставленных задач контроля и управления по повышению надежности и безопасности как судна в целом, так и отдельных СТС.

Поскольку надежность и безопасность по определению весьма сложные понятия, дадим определение надежности судов и кораблей, под которым будем понимать свойство судов (кораблей) сохранять во времени в установленных пределах значения параметров, характеризующих способность выполнения требуемых функций (перевозок) в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. В широком смысле надежность обуславивается безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью, а в узком смысле — только безотказностью.

Безотказность судовых технических средств (СТС) может быть обеспечена в условиях длительного автономного плавания судов путем периодичесого контроля технического состояния судовых механизмов, принятия решения о работоспособности этих механизмов и прогнозирования измерения состояния СТС хотя бы на период плавания (перевозок грузов). Для организации контроля множества параметров СТС, анализа и обработки, оценка технического состояния судовых объектов и принятия управленческих решений необходима система технического обслуживания (СТО). Поскольку у некоторых объектов на судах количество анализируемых признаков достигает нескольких сотен, то безусловно СТО должна быть автоматизированной (ACTO), т. е. с применением ПЭВМ и в отдельных случаях включать специализированные микропроцессорные устройства. При этом, если учесть, что продолжительность плавания судов достигает часто несколько десятков дней, то становится необходимым решать задачу прогнозирования изменения технического состояния СТС для предвидения отказовых ситуаций.

Иными словами необходимо организовать работу ACTO, которая решала бы задачу управления технического обслуживания судовых технических средств и тем самым обеспечивала надежность и безопасность плавания судов в течение заданного времени.

В связи с этим целью диссертационной работы является алгоритмизация управления техническим обслуживанием судовых технических средств на основе методов диагностирования и прогнозирования их работоспособности.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1) Анализ работоспособности технических средств системы информационной поддержки (СИП) судоводителя;

2) Аппаратно-программная реализация управления техническим обслуживанием системы автоматического сопровождения целей;

3) Информационное и методическое обеспечение процессов управления техническим состоянием механических конструкций;

4) Алгоритмизация прогнозирования и контроля работоспособности мобильных радиолокационных станций (PJIC) по результатам экспресс-оценки показателей качества функционирования отдельных блоков;

5) Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора по анализу работоспособности системы информационной поддержки.

Методы исследования. Общетеоретической базой проводимого исследования служат методы теории радиолокации, теории управления, системного анализа, теории технической диагностики и статистической классификации теории прогнозирования, теории вибрации и прочности механических объектов, теории фильтрации и других теорий.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Проанализированы СТС, входящие в состав СИП, факторы, влияющие на их надежность и модели всех подсистем СИП как объектов диагностики.

2. Разработаны структура, метод, алгоритмы и машинная программа для автоматизированного комплекса управления техническим состоянием СИП.

3. Предложена концепция контроля механических конструкций СТС, в рамках которой рассмотрен метод получения спектральных характеристик вибраций, разработан алгоритм адаптивной фильтрации сигналов вибродатчиков, исследованы методы снижения размерности пространства признаков, предложен метод экстраполяции временных рядов и разработан 8-ми канальный аппаратно-программный комплекс контроля работоспособности механических конструкций.

4. Предложены принципы анализа и прогнозирования состояния работоспособности мобильных РЛС систем автоматического сопровождения целей (САЦ) по результатам экспресс-оценок показателей качества функционирования.

5. Изложен общий подход к построению системы технического обслуживания СТС и описана интеллектуальная система выбора оптимального алгоритма распознавания в диалоговом режиме.

Практическая значимость. Работа выполнена в рамках важнейших НИР в соответствии с Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997;2000 годы», имеющей статус президентской программы.

Практическая ценность результатов, полученных в работе, заключается в том, что созданы методические и алгоритмические основы управления техническим обслуживаним судовых технических средств, входящих в систему информационной поддержки судоводителя.

По результатам проведенных исследований при участии автора разработаны модели, алгоритмы и программы, предназначенных для управления упомянутыми системами оценки технического состояния и прогнозирования работоспособности объектов СТС. 8

Результаты нашли внедрение в различных организациях и предприятиях региона.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались, обсуждались и были одобрены на

— Международной научно-технической конференции «Транском-97» (СЛетербург, 1997 г.)

— Международной конференции по информатике и управлению (Россия, СЛетербург, 1997 г.)

— Третьем международном симпозиуме по электромагнитной совместимости и электромагнитной экологии «ЭМС-97» (С.Петербург, 1997 г.)

— на ежегодных научно-технических конференциях СПГЭТУ в 19 971 999 г. г.

Публикации. Основные научные результаты опубликованы в 5 печатных работах, из которых 3 статьи и 2 тезиса докладов на конференциях.

Объем работы. Работа состоит из введения, пяти глав и приложения.

Выводы к главе 5.

1. Предложен общий подход к построению систем технического обслуживания СТС. Изложены основные требования, предъявляемые к системе технического обслуживания, предложена функциональная схема системы, перечислены основные задачи, решаемые системой.

2. Предложена интеллектуальная система, позволяющая в диалоговом режиме решать задачу выбора оптимального алгоритма распознавания при изменяющихся исходных данных.

Заключение

Требования к безопасности плавания морских и речных судов, а также кораблей военно-морского флота в жестких климатических условиях приводят к необходимости автоматизации процессов управления техническим обслуживанием судовых технических средств разнообразного назначения. При этом особенно важным является обеспечение повышенной надежности объектам системы информационной поддержки судоводителя, так как от их работоспособности зависит оптимальность пространственно-временного движения судна, эффективность и стоимость перевозок и выполнение задания.

В связи с этим в работе большое внимание было уделено именно объектам СИП, методам их контроля, алгоритмам анализа и обработки информации и программам принятия решения (диагностическим, прогнозирующим и управленческим).

В результате проведенных исследований были получены следующие основные результаты:

1. Проанализирована структура систем информационной поддержки оператора (сформулированы задачи по управлению и обслуживанию СТС, предложена модель процесса принятия решения, определена концепция оценки качества применительно к СИП) — проведен анализ влияния климатических факторов на надежность СТС по результатам их длительного хранения и эксплуатации в различных климатических поясахосуществлена детализация СИП как объекта диагностирования на три подсистемыпредложены модели всех подсистем с позиции технической диагностики и процедуры управления их техническим состоянием.

2. Рассмотрен принцип автоматического сопровождения множества целей с помощью одной РЛС кругового обзора, обеспечивающей дискретное поступление информации о координатах сопровождаемых целей. В качестве математического аппарата, обеспечивающего операции сглаживания и экстраполяции координат сопровождаемых целей, предложено использовать аппарат линейной фильтрации Калмана.

Кроме того получены математические соотношения между заданным числом каналов САЦ, допустимой вероятности достоверности информации о состоянии работоспособности каналов САЦ, темпом поступления входной информации, требуемым временем обработки информации и требуемым числом проверочных и запасных каналов.

3. Разработано методическое обеспечение экспресс-контроля работоспособности САЦ путем непрерывного сравнения результатов вычислений в каждом из рабочих каналов системы с результатами вычислений в проверочных каналах. При этом разработаны структура автоматизированного комплекса для управления техническим состоянием САЦ, алгоритмы контроля и компьютерная программа на языке С++, реализующая этот алгоритм.

4. Предложена концепция контроля работоспособности механических конструкций СТС, основанная на исследовании спектральных характеристик сигналов вибраций отдельных элементов конструкций. В качестве диагностического признака предложено использовать значения интенсивности дискретного спектра сигнала вибрации в заданных частотных окнах. Рассмотрены методы получения спектральных характеристик вибраций и методы снижения размерности пространства признаков.

5. Разработан алгоритм адаптивной фильтрации сигналов вибродатчиков с целью максимизации на его выходе отношения сигнал-шум. Предложен метод экстраполяции временных рядов в задачах вибродиагностики механических конструкций, при этом рассмотрены авторегрессионная и взаимнорегрессионная модели.

Разработан и изготовлен восьми канальный аппаратно-программный комплекс для контроля работоспособности механических конструкций, позволяющий параллельно обрабатывать информацию от восьми вибродатчиков, расположенных в различных точках механической конструкции.

6. Разработаны методы анализа и прогнозирования состояния работоспособности мобильных РЛС САЦ по результатам экспресс-оценок показателей качества функционирования отдельных подсистем и узлов. Определено, что работоспособность РЛС определяется по значениям вектора ее выходных характеристик или по значениям единого свободного показателя. Из всего набора технических параметров для оперативного контроля выбрано ограниченное количество наиболее информативных.

7. Разработан алгоритм прогнозирования выходных характеристик РЛС и единого сводного показателя. Предложены пути оценки погрешности прогноза, выбора нужного алгоритма прогнозирования для конкретной РЛС, уточнены динамические модели оценивания работоспособности станции.

8. Предложен общий подход к построению систем технического обслуживания СТС с изложением основных требований к ней и функциональная схема системы с перечислением основных решаемых задач. Описана интеллектуальная система, позволяющая в диалоговом режиме решать задачу выбора оптимального алгоритма распознавания при изменяющихся исходных данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П., Кузьмин И. В., Шмыевой В. Г. Микропроцессорные системы поэлементного диагностирования РЭА. М: Радио и связь. 1987.256 с.
  2. Л.П., Смирнов А. Н. Проектирование технических систем диагностирования. Л.: Энергоатомиздат. 1982. 168 с.
  3. E.H., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностирование судовых технических систем. Л.: Судостроение. 1978. 476 с.
  4. С.Е., Фидев B.C. Основы технической эксплуатации судового электрооборудования и автоматики. СПб.: Судостроение. 1995. 448 с.
  5. Л. А. Функциональное диагностирование динамических систем. Автоматика и телемеханика. 1980. № 8. с.96−121
  6. A.B., Гаскаров Д. В. Техническая диагностика. М.: Высшая школа. 1975. 207 с.
  7. A.B., Гаскаров Д. В., Глазунов Л. П., Ерастов В. Д. Автоматический поиск неисправностей. Л.: Машиностроение. 1967. 264 с.
  8. О. И., Усынин Ю. С. Техническая диагностика автоматизированных электроприводов. М.: Энергоатомиздат. 1991. 160 с.
  9. П. П., Согомонян Е. С. Основы технической диагностики (оптимизация алгоритмов диагностирования, аппаратные средства). Под редакцией Пархоменко П. П. М.: Энергия. 1981. 320 с.
  10. Элементы теорий испытаний и контроля технических систем (Под редакцией Р.М.Юсупова). Л.: Энергия. 1978. 192 с.
  11. Вопросы математической теории надежности (Е.Ю.Барзилович, Ю. К. Беляев, В. А. Каштанов и др.) Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Радио и Связь. 1983. 376 с.
  12. Н.М., Гаскаров Д. В., Грищенков A.A. Управление и оптимизация производственно-технологических процессов. С.Пб.: Энергоатомиздат. 1995. 301 с.
  13. А.Г. Техническая эффективность и надежность судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1969.
  14. П.П. Радиооборудование кораблей. С.Пб.: Поликом, 1998.256 с.
  15. С.Н., Шапошников С. О. Об одной модели принятия решения в задачах поддержания готовности судовых технических средств. /Изв.ГЭТУ. Вып. 484. -с. 54−56.
  16. З.Я. Проблема оценки информации в системах интеллектуальной поддержки операторов. /Изв. ГЭТУ. Вып. 484 с. 56−60.
  17. Судовые системы автоматического контроля. /3.Я.Вирьянский, Ч. Л. Киселев, В. Н. Михайлов и др. Л.: Судостроение. 1974.
  18. Г. В. Надежность автоматизированных производственных систем. М.: Энергоатомиздат. 1986.
  19. А.Г., Кульба В. В., Шелков А. Б. Достоверность, защита и резервирование информации в АСУ. М.: Энергоатомиздат. 1986.
  20. ПЛ., Рогалев Ю. Н., Сайдун Мефти. Управление информационными образами объектов в задачах распознавания. Сб. научн. трудов «Информационные технологии на транспорте». С.Пб.гСПГУВК, с.155−159.
  21. Ю.А., Ворошилов В. А. Многоканальная радиолокация с временным разделением каналов. -М.: Радио и связь. 1987.
  22. С.З. Основы проектирования систем цифровой обработки PJI-информации. -М.: Радио и связь, 1986.
  23. P.A., Бенке Е. К. Оценка характеристик и выбор фильтров сопровождения в реальном масштабе времени для тактических систем вооружения. -Зарубежная радиоэлектроника, 1972 г., № 1, с.44−59.
  24. Бакулев П.А.,. Сосновский A.A. Радиолокационные и радионавигационные системы. М.: Радио и связь, 1994 г.
  25. A.A. Пространственно-временная теория радиосистем. -М.: Радио и связь, 1987 г.
  26. Адаптивные фильтры. Под редакцией К.Ф. Н. Кроуэна и П. М. Гранта. М.: Мир, 1988 г.
  27. .Ф. Основы статистической обработки траекторных измерений.-М.: Советское радио, 1978 г.
  28. Р. Микропроцессоры. Курс и упражнения. -М.: Энергоатомиздат, 1988 г.
  29. В.А., Вениаминов В. Н., Ковалев В. Г., Лебедев О. Н., Мирошничеснко А. И. Микросхемы и их применение. -М.: Радио и связь, 1983.
  30. Сверхбольшие интегральные схемы и современная обработка сигналов. Пер. с англ. /Под ред. С. Гуна, Х. Уайтхауса, Т.Кайлата. -М.: Радио и связь, 1989.
  31. Кун С. Матричные процессоры на СБИС. Пер. с англ. -М.: Мир, 1991.
  32. Цифровая обработка сигналов. Справочник /Л.М.Гольденберг, Б. Д. Матюшкин, М. Н. Поляк. -М.: Радио и связь, 1985.
  33. Марпл.- мл. С. Л. Цифровой спектральный анализ и его приложения. Пер. с англ. -М.: Мир, 1990.
  34. Р. Быстрые алгоритмы цифровой обработки сигналов. Пер. с англ. -М.: Мир, 1989.
  35. В.Н., Кочуров В. А., Хорьков Г. И. Параллельные методы обработки сигналов с применением ЦПОС TMS32010. -Изв. ЛЭТИ: Сб. научных трудов Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина).-Л., 1984, Вып.433.
  36. C.B. Исследование и разработка корректоров первичных преобразователей на базе микропроцессорных средств для динамических испытаний. Кандидатская диссертация. Л., ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина), 1990.
  37. Разработка 15-канального анализатора спектра (фильтра) для исследования резонансных свойств поврежденных авиационных конструкций. Отчет по НИР ЭМЦ-44/2886. ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина) Л., 1984.
  38. О.В., Лундин В. З. Операционные усилители в линейных цепях.-М.: Связь, 1978. с. 103−107.
  39. A.B., Филиппов Л. И. Введение в теорию сигналов и цепей. -М.: «Высшая школа», 1968, с. 158−166.
  40. Брюль и Къер. Электронная аппаратура. Каталог 1989/90 г.
  41. Брюль и Къер. Аппаратура для акустики, электроакустики, виброметрии, фотометрии, исследований тепловых условий и газов, анализа сигналов и медицинской диагностики. Краткий каталог 1989/90 г.
  42. Т.А., Червинская K.P. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. -М.: Радио и связь, 1992 г. .
  43. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технолгии.-М.: Наука, 1988 г.
  44. A.B., Смирнов A.B., Шашкин А. К. Робастные методы обработки сигналов в системах синхронизации. СПб., ЛГУ, 1991 г.
  45. С.М., Шарапов В. И., Ксенз С. П., Афанасьев С. С. Теория и практика эксплатации радиолокационных систем. М.: «Сов. радио», 1970.
  46. В.П., Дубицкий Л. Г. Выявление причин отказов РЭА. М.: Радио и связь, 1983.
  47. Д.В. и др. Выбор информативных параметров при контроле качества изделий электронной техники. Л.: Знание, 1979.
  48. Испытания РЛС (оценка характеристик). А. И. Леонов, С. АЛеонов, Ф. В. Нагуменко и др. Под ред. А.ИЛеонова. М.: Радио и связь, 1990, с. 208.
  49. Морская радиолокация. Под.ред. Винокурова В. И. -Л.: Судостроение, 1987.
  50. Г. С., Сергеевич Л. В., Хорьков Г. И. Параметрический фильтр низких частот. -/Изв. ЛЭТИ: Сб. научных трудов Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина). Л., 1984. -Вып.345.
  51. A.M., Сергеевич Л. В., Юшков C.B. Синтез фильтров по методу пространства состояния на ЦПОС К1813ВЕ1. устройства обработки информации -/Изв. ЛЭТИ: Сб. научных трудов. ЛЭТИ, -Л, 1989, -Вып.418.
  52. П.П., Рогалев Ю. Н., Сайдун Мефти. Метод снижения пространства признаков в задачах вибродиагностики. Труды международной НТК «Транском-97». СПб, СПУВК, 1997 г.
  53. Р. Оценка характеристик оптимального фильтра. Зарубежная радиоэлектроника. № 8,1970.
  54. П.П., Валеев В. Г., Винокуров В. И. Построение судового радиооборудования. Л: Судостроение. 1982. -228 с.
  55. А.И., Сазонов А. Е. Автоматизация судовождения. -М.: Транспорт, 1983. -216 с.
  56. Е.В. Исследование принципов принятия решения судоводителем при расхождении судов. Автореферат диссертации. -Л.: ЛВИМУ, 1982.-20 с.
  57. Г. Корн, Т.Корн. Справочник по математике. -М.: Наука, 1968.
  58. Р., Бьюси Р. Новые результаты в линейной фильтрации и теории предсказания. -В кн.: Труды американского общества инженеров-механиков. 1961. Серия Д. JMbl.C. 124−140.
  59. Космические траекторные измерения. /Под ред. Агаджанова П. А. -М.: Сов. радио, 1969.
  60. Л.Н. Интерполирование и экстраполирование стационарных случайных процессов. -В кн.: Известия АН СССР: Серия Математика, 1941, т.5, № 1.
  61. Я.А., Тарловскцй Г. Р. Статистическая теория распознавания образов. -М.: Радио и связь, 1986 264 е.: ил.
  62. Я.А., Савич A.B. Оптимизация распознающих систем. -М.: Машиностроение, 1993. -288 с.
  63. Селекция и распознавание на основе локационной информации. Под ред. А. Л. Горелика. -М.: Радио и связь, 1990. -240 е., ил.
  64. A.B. Классификация сигналов в условиях неопределенности. -М.: Сов. Радио, 1975. 328 с.
  65. А.Л., Скрипнин В. А. Методы распознавания. М.: Высшая школа, 1989.-232 с.
  66. И.И., Скороход A.B. Теория случайных процессов. -М.: Наука, 1971 г.
  67. В.Г. Теория адаптивных систем. -М.: Наука, 1976.
  68. В.А., Грищенков A.A., Сайдун Мефти. Задача классификации в оценке экологической информации. Упраление и информационные технологии на транспорте. Труды международной НТК «Транском-97». СПб., 1997.
  69. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1973. -392 с.
  70. Э.П., Мелса Д. Л. Идентификация систем управления. -М.: Наука, 1974. -246 с.
  71. Цифровые сигнальные процессоры ADSP. Перевод с англ. /Под ред. проф. Викторова А. Д. -СПб.: Поликом, 1997 г.-560 с.
  72. Справочник по функциям Borland С++ 3.¼.0. /Под ред. Дернеева И. И. -Киев, Диалектика 1994 г., -320 с.
  73. П.П., Рогалев Ю. Н., Сайдун Мефти. Обратная задача распознавания как метод управления информационными образами надводных объектов. Труды международной конференции по информатике и управлению. С. Пб, 1997 г.
  74. П.С. Техническая диагностика радиоэлектронных устройств и систем. -М.: Радио и связь, 1988. -256 с.
  75. A.B., Волынский В. И., Гаскаров Д. В. Техническая диагностика судовой автоматики. -Л.: Судостроение, 1987. -224 с.
  76. В.Д. Теория ошибок наблюдения. -М.: Недра, 1983.
  77. Отчет по НИР «Поисковые исследования путей создания средств автоматической экспресс-оценки и прогноза состояния работоспособности мобильных РЛС». -Л.: ЛЭТИ, 1995 г.
  78. Программирование экспертных систем на Паскале. Перевод с англ. Иванникова В. П. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  79. Экспертные системы. Базы знаний и данных. -М.: ЦРДЗ, 1992 г.
  80. Отчет по НИР «Разработка методологии создания экологических систем». -Л.: ЛЭТИ, 1991 г.
  81. Д. Анализ процессов статистическими методами. -М.: Мир, 1973.-957 с.
  82. по. оптимизационным задачам в АСУ. -Л.: Машиностроение, 1984.-212 с.
  83. В.И. Теория планирования эсперимента. -М.: Радио и связь. 1983. -248 с.
  84. Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. -М.: Финансы и статистика, 1981. -256 с.
  85. П.П., Рогалев Ю. Н., Сайдун Мефти. Управление характеристиками рассеяния морских объектов для решения задачи ЭМС портовых ЮС. Электромагнитная совместимость и электромагнитная экология. Труды III международного симплзиума. СПб, 1997.
  86. В.Я., Киримок Н. И., Девиков Э. А. Системное проектирование АСУ.-Киев: Техника, 1983.-136с.
  87. И.В. Математические модели и методы решения задач дискретной оптимизации. -Киев: Наук.думка. 1985. -382 с.
  88. Н.В. Диагностирование электротехнических объектов на основе моделей. СПб.: СПГУВК, 1996. -102 с.
  89. Гук М. Процессоры Intel: от 8086 до Pentium II. -СПб.: Питер Паблишинг. 1997.
  90. Каталог. Все необходимое для индустриальных бортовых и встроенных систем управления, контроля и сбора данных. -M.:Prosoft, 1997.
  91. H.A. Адаптация программного обеспечения, управления синтаксическим описанием. Тезисы доклада Всесоюзной конференции по автоматизации программирования. -Калининград: 1986 г. -с. 17−18.
  92. H.H. Автоматизированные информационные системы для принятия решения. -Киев: Знание, 1982 г.
  93. . Методы и техника обработки сигналов. Перевод с французского/Под ред. Волкова Н. Г. -Москва: Мир, 1983.
  94. И.Б., Кордонский Х. Б. Модели отказов. -М: Сов. радио, 1996.95Самарский A.A. Введение в численные методы. -М: Наука, 1987. 288 с.165
  95. Intelligent real-time system management: towards an operator companion for nuclear power plants /Garland W.I. Poehlman W.F.S./ Solutseff N. and oth.// Eng. Computat. -1989 -Vol. 6, № 2. -p.5/9−11/10. -Англ.
  96. Probl. solving using expert system techique /Maher Mary Low// Exp. Syst. Giv. Eng: Ргос/ Ist Symp., Seattle, Wush., Apr. 8−9, 1986/ -New York.
  97. Knowledge based planning and replanning in naval command and control/ Gadsden J.A.//4th Cout. Artif. Intell. Appl., San Diego. Calif. March 14−18,1988- Proc. -Washington, 1988. -p.286−292. — Англ.
  98. Conntction applied to a real timt expert system for tactical data fusion/ MacRae J.R., Byrne C.D.// 3rd Ann. Expert Syst. Gov. Conf., Washington, Oct 19−23, 1987- Proc. -Washington, 1987. -p.66−71. -Англ.
  99. Brown R.G. Smoothing, Forecasting and Prediction of Diskrete time-series, Prentice-Hall, new Jercy, 1962.
  100. Box G.E.R., Jenkins G.M. Nime series Analysis. Forecasting and Control. Holden-Day, San Francisco, 1970.
Заполнить форму текущей работой