Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторические этапы развития религий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анимизм — отдельная самостоятельная система верований и символических действий, основанная на вере в существование духов и души, которыми наделяются разнообразные предметы и явления. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека и животных некой силы. Мир древнего человека был населен злыми и добрыми духами, способными принимать вид любого… Читать ещё >

Исторические этапы развития религий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось, неоантропы 40—20 тыс. лет назад по своему физическому типу почти не отличались от современного человека. Археологи обнаружили наскальные рисунки, на которых люди изображены в сценах охоты и в ритуальных танцах, ряженные в звериные шкуры, изображенные как полузвери-полулюди. Кроме того, археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика обрядового захоронения первобытных людей, при которой, например, тела умерших покрывали красной краской — охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. На основе подобных находок учеными были сделаны выводы, что уже в этот период древней истории можно говорить о существовании религиозных представлений у людей.

Таким образом, можно согласиться с мнением ученых, что религия как отражение мировосприятия человека существует с тех пор, как в процессе эволюции сформировался человек современного типа, человек разумный (Homo sapiens sapiens). Религия как часть человеческой жизни и культуры формировалась вместе с развитием человеческого мышления.

По типологии Р. Белла выделяются пять исторических категорий религий:

  • — примитивная;
  • — архаическая;
  • — историческая;
  • — раннесовременная;
  • — современная.

На ранних этапах развития родоплеменного общества появились примитивные и архаические формы религии — тотемизм, шаманизм, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм.

Тотемизм определяют как веру в существование родственной связи между членами рода или племени и определенным животным, растением или природным явлением. Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм (тотем — растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода). Тотемические представления делят всех людей на «своих» и «чужих». Мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак друг с другом. Они являются друг для друга табу. Табу — это специфическая система запретов, регламентирующая жизнь племени в соответствии с системой обрядов.

Шаманизм связан с появлением шамана — посредника в сверхъестественном общении с духами и богами, который наделен особым даром общения с духами и руководит проведением обрядов.

Магия (колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем магических действий можно оказывать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. Магия пронизывала все сферы человеческой жизни в прошлом.

Атрибутом магии являются фетиши — конкретные предметы, якобы наделенные магической силой. Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии, как фетишизм. Фетиши могут стоять на лесной тропинке, у брода, у горного перевала; могут стоять у порога дома, висеть на шее у человека в виде амулетов, которые предохраняют от опасностей, охраняют от болезней, от воров.

Идолопоклонство является одной из разновидностей фетишизма. Идол — это тот материальный предмет, которому придана форма человека или животного, который наделяется таинственной силой воздействия, которому следует поклоняться, чтобы иметь покровительство.

Анимизм — отдельная самостоятельная система верований и символических действий, основанная на вере в существование духов и души, которыми наделяются разнообразные предметы и явления. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека и животных некой силы. Мир древнего человека был населен злыми и добрыми духами, способными принимать вид любого предмета. Высшей формой анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души.

Таким образом, тотемизм, табу, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Такого рода племенные, архаические религии существовали на протяжении всей истории человеческой культуры, проявляются в обществе и в настоящее время в виде суеверий. Отдельные племена северных народов Сибири, индейцев Северной и Южной Америки, внутренних районов Африки, аборигены Австралии и жители многих островов Тихого океана и в наше время имеют религиозные представления примитивного и архаического типа.

С переходом к классовому обществу и появлением городов и государств зависимость индивида от стихийных сил природы, от обычаев и традиций этнической общности дополнилась появлением государственно-правового принуждения. При этом изменились религиозные верования и обряды. Формируются национально-государственные, локально ограниченные (этнические) религии. В них появляется много богов, среди которых, как и в человеческом обществе, постепенно прослеживается иерархия: есть главные, всемогущие, боги и есть рангом пониже, отвечающие за отдельные стороны природы и жизни. Человек как бы проецировал, переносил устройство общества людей, среди которых выделялись могущественные лица (князья, военачальники, феодалы, цари), а также и простолюдины (крестьяне, рабы), на божественные объекты и явления, «очеловечивая» их. Так появляется политеизм (многобожие), или язычество (культы Солнца и других небесных светил, грома, моря, гор и др.). В язычестве обычно главным богом являлся Бог Солнца (у древних египтян, греков, майя, ацтеков, инков, варягов, славян и у многих других народов).

По мере исторического развития общества культовая деятельность все более становится специализированной деятельностью. Организаторы и исполнители этой деятельности — жрецы, патриархи — выделяются в самостоятельную социальную группу. Начинают формироваться религиозные организации и появляются государственные религии, возникает монотеизм (единобожие). Такова общая логика эволюции религии в этносах, находящихся на пути перехода от родоплеменной организации к феодально-государственной.

В современном мире продолжают существовать различные религиозные взгляды, течения и религии, в которых присутствует поклонение многим богам (политеизм) и поклонение единому Богу (монотеизм). Например, политеизм присущ таким религиям, как индуизм, синтоизм, даосизм и др. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой