Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Доктрины солидарности Э. Дюркгейма и субсидиарности В. Э. Кеттелера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По его мнению, общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, в котором существуют важные типы связей между индивидами, создаваемые разделением труда и названные Дюркгеймом «органической солидарностью». Этот вид солидарности, как считал автор, формирует у индивида чувство органической связи с обществом… Читать ещё >

Доктрины солидарности Э. Дюркгейма и субсидиарности В. Э. Кеттелера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доктриной, оказавшей существенное влияние на формирование института социального страхования, является доктрина солидарности (солидаризма). Важный вклад в ее разработку внесли французские ученые и политические деятели Э. Дюркгейм, О. Конт, Л. Дюги, Л. Буржуа[1].

Ее смысл состоит в том, что солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей друг другу. Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу. Содержание и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, общинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества. Она, по сути, служит неписаным законом организации жизнедеятельности людей.

Основоположники доктрины солидарности исходили из того, что эволюция человеческого общества непосредственно связана с усилением интегрирующего начала, потребности во взаимопомощи индивидов, что ведет к формированию солидарных групп взаимоподдержки, а социализация общества протекает в русле развития таких социальных качеств человека, как сострадание, сопереживание, сопричастность, являющихся антитезами асоциальных его характеристик — обособления, агрессивности, враждебности.

При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О. Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э. Дюркгейм), которые в силу общественных потребностей и интересов побуждают членов социальной группы брать на себя моральные обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие.

Э. Дюркгейм при написании работы «О разделении общественного труда» ставил перед собой цель: доказать, что вопреки некоторым индивидуалистическим теориям разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, другими словами, выполняет интегрирующую функцию посредством социализации и объединения обществ. Для обоснования этого положения Дюркгейм увязывает в своей доктрине в единое целое формы организации труда, типы обществ и связующие их виды солидарности[2].

По его мнению, общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, в котором существуют важные типы связей между индивидами, создаваемые разделением труда и названные Дюркгеймом «органической солидарностью». Этот вид солидарности, как считал автор, формирует у индивида чувство органической связи с обществом, возникающее у него из сознания взаимной зависимости между собой профессиональных функций различных индивидов.

При этом, если в архаических («сегментарных») обществах, для которых характерна «механическая солидарность», социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене, что формирует у членов общества «органическую солидарность»[3].

Одна из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удачно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, но мнению Э. Дюркгейма, — это профессиональные корпорации, которые являются прообразом новых органов общественной солидарности[4].

В то же время при формировании механизмов социального страхования возникал вопрос о допустимых масштабах солидарного перераспределения финансовых ресурсов между различными группами застрахованных лиц, о властных полномочиях по управлению этим институтом страхователей, застрахованных и государства. Другими словами, требовалось концептуально обосновать границы солидарности и личной ответственности.

Решить эту проблему в теоретическом плане удалось с помощью доктрины субсидиарности.

Справка

Социально-философская и правовая доктрина субсидиарности (от лат. subsidium — помощь, поддержка), или, как ее еще называют, оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства. Предметом ее рассмотрения является распределение компетенции и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества.

Истоки ее формирования связывают с именем немецкого богослова и общественного деятеля В. Э. Кеттелера[5], который исходил из положения о том, что «каждый индивид должен иметь возможность осуществлять те нрава, которые он может осуществить самостоятельно. Государство, по-моему, не машина, а живой организм с живыми членами, в котором каждый член имеет свое собственное право, свою собственную функцию, устраивает свою свободную жизнь. Такими членами являются: индивид, семья, община и т. д. Каждый нижележащий член свободно движется в своей сфере и пользуется правом свободного самоопределения и самоуправления. Только там, где нижележащий член этого организма более не в состоянии сам достичь своей цели или сам предотвратить угрожающую ему опасность, в его пользу начинает действовать вышележащий член»[6].

Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда — целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах оптимального перераспределения финансовых ресурсов, а также самоуправления организацией социального страхования. Привлечение основных социальных субъектов (работников и работодателей) к управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

В конце XIX — начале XX в. идеи субсидиарности были развиты учеными-католиками в триаде «индивид — общество — государство», в которой высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивид. Общество и государство, по их мнению, существуют только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества. Субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая сообщность людей должны иметь возможность заниматься деятельностью, которую они могут осуществлять[7].

Исходя изданных постулатов в рамках доктрины субсидиарности ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов общества:

  • • о допустимых рамках вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума;
  • • об оптимальных объемах финансовой опеки государства по отношению к общественным структурам, семье и личности;
  • • о механизмах обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающихся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения.
  • [1] Солидарность (от лат. solidare — прочно соединять, связывать) в данном случае означает взаимосвязь и взаимную ответственность индивида и общества.
  • [2] См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: пер. с франц. М, 1996.
  • [3] См.: Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 182−206.
  • [4] См.: Там же. С. 119−149.
  • [5] Будучи епископом города Майнца (Германия), Кеттелер в 1860-е гг. разработал теоретические основы устройства федеративного германского государства и его взаимодействия с гражданским обществом. Он, пожалуй, первым дал определение «субсидиарному праву», которое позволяет народу самостоятельно «самому обеспечить и совершить то, что он может сделать сам в своем доме, в своей общине, в своем отечестве… Тогда бы чрезмерному управлению и изданию несметных законов пришел бы конец» .
  • [6] Кардинал Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 49.
  • [7] См.: Папа Пий XI. Папская энциклика «Quadragesimo anno». Париж: Умка-Пресс, 1987. С. 78−79.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой