Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования. 
ВСория ΠΈ тСхнология прСподавания ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ курса "ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€"

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌ сказанноС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ «ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ». Π—Π΄Π΅ΡΡŒ студСнтами изучаСтся Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности связанная с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями психичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ экологичСского образования, мСтодичСская Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌ формирования ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования. ВСория ΠΈ тСхнология прСподавания ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ курса "ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€" (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ исслСдования, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, начинаСтся с ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈ изучСния Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… источников: ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… пособий, статСй Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π°Ρ…, ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π² ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π°Ρ… «ΠΠ°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ школа», ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€. Для составлСния Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ студСнт ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Ρ… систСматичСскиС ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈ, Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ элСктронныС ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈ. Для ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° пСриодичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ слСдуСт ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Слям статСй, ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Π»Π΅Π½Π΄Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ послСднСго Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π° Π·Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ издания. Π§Π°ΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π°Ρ…. ВыясняСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Ρ… Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π°, послСднСС особСнно Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… аспСктов образования, ΠΎΠ± ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, экологии, истории своСго края. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя для получСния ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚-рСсурсы.

ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌ сказанноС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ «ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ». Π—Π΄Π΅ΡΡŒ студСнтами изучаСтся Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности связанная с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями психичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ экологичСского образования, мСтодичСская Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌ формирования ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ изучСния «ΠžΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°» ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дисциплин, провСдСния внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

НаблюдСниС. ЦСлью наблюдСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учитСля ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ активности учащихся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ (Π½Π° ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΠΈ, Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ классных занятий) ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСний Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ наблюдСния (Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ), Ρ†Π΅Π»ΡŒ наблюдСний (для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ это дСлаСтся), содСрТаниС наблюдСний, способы фиксации Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² наблюдСний. ΠŸΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Π² эти вопросы, ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ наблюдСний.

НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСний ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π½Π°ΠΌΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ наблюдСний ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ: Π°) Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ проявлСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅; Π±) Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ формирования ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ.

ЦСлью наблюдСний Π·Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ; Π·Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ — выявлСниС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ учитСля ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ формирования ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности; Π·Π° ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ «ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ — ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ» — ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° формирования ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° наблюдСний Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ:

  • — Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ особСнности ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎ ΠΈΡ… Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡΠΌ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ проявлСниям, дСйствиям;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ, мСняСтся Π»ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ наблюдСния;
  • — ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…, внСклассных мСроприятиях ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΠ½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, проводится Π»ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ½Π° проводится лишь ΠΏΠΎΠΏΡƒΡ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎ Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ изучСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… вопросов;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ часто ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° мСсто Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ; ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Ρ‚Π΅ΠΌ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ эти вопросы;
  • — ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° учитСля ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ этой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ (Ρ†Π΅Π»ΡŒ, содСрТаниС, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСдства);
  • — Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ наблюдСний ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ зафиксированы. Бпособами рСгистрирования Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² наблюдСний ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ записи наблюдаСмого ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, экскурсии, внСклассного мСроприятия; Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ записи ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… элСмСнтов процСсса обучСния; ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΊΠΈ наблюдСний; записи с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ схСм, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†; фиксация с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ тСхничСских срСдств (ΠΌΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚ΠΎΡ„ΠΎΠ½, Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠΈ ΠΊΠΈΠ½ΠΎΠ°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚).

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ опроса. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ опроса рСализуСтся Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ (бСсСда, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²ΡŒΡŽ) ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ (Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. АнкСтированиС позволяСт ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ большоС количСство ΠΎΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ для обСспСчСния рСпрСзСнтативности ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ матСматичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ². ΠŸΡ€ΠΈ этом вопросы Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹, часто Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ пСрСчислСний, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² «Π΄Π°» ΠΈΠ»ΠΈ «Π½Π΅Ρ‚». Устный ΠΆΠ΅ опрос Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡΡ…, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° трСбуСтся выяснСниС Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ явлСния, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ рассуТдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ проявлСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом часто приходится Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ наводящиС ΠΈ ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ вопросы. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ случаС опрос Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π΄Π²ΠΎΠ΅ΠΌ: ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ бСсСду, Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ фиксируСт Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΈΠ»ΠΈ (ΠΈ) Π²ΠΎΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚ΠΎΡ„ΠΎΠ½ΠΎΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π½Π°Π΄ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ «ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ» Π±Ρ‹Π» осущСствлСн ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ использования ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ школьников ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ: ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π»ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅? ПослС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΡ‚ вопрос, Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΡ… ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…. Вопрос ΠΆΠ΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠΌΠΈ, Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΡΡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ устного опроса, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ проводился Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ бСсСды.

ЭкспСримСнт. ЭкспСримСнт ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ исслСдоватСля Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ процСсс. НСобходимыми условиями пСдагогичСского экспСримСнта ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ минимально Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ числа ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ провСдСния экспСримСнта.

На ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС экспСримСнта Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ анкСтирования, устного опроса, наблюдСний Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Π±Ρ‹Π»ΠΎ установлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ второклассников ΠΈΠ· ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… классов считали, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠ΅, Π·Π»Ρ‹Π΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ мСстС срСди Π·Π»Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΌ оказался Π²ΠΎΠ»ΠΊ, Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΏΠΎΠΏΠ°Π»ΠΈ змСя, ΠΆΠ°Π±Π° ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅.

ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ экологичСскиС слСдствия ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ пСрСстройки Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Π² Π½Π΅ΠΉΡ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅.

ПослС изучСния ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ дСлСния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΡ… ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΡ… ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ трансформации Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π°. НСгативноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ трансформируСтся Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ сторону, Ссли Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ мСроприятиС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ:

  • — Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ: 1) отсутствиС практичСской опасности для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΡΡ‚ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΠΈΠ·-Π·Π° Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈΡ… ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΌΠ°Π»ΠΎ; 2) Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ этих ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ (экосистСмах) ΠΈ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; 3) Ρ‚Ρ€ΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π·Π²Π΅Ρ€Π΅ΠΉ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ потомствС, Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ элСмСнты «Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°» Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…;
  • — Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ созданы ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ситуации, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΎ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π² Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈΡ… Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ².

Π‘ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… характСристик Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ природовСдСния ΠΈ Ρ‡Ρ‚Сния ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚ΠΈ-сказкС Π . Киплинга «ΠœΠ°ΡƒΠ³Π»ΠΈ», Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, выступая Π² Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ², участвовали Π² Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ‚Π΅ стаи, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π³Π°Π»ΠΈΡΡŒ всС Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ обвинСния, Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ этих ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅… ПозднСС дСтям Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π΄Π°Π½ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈ Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, попавшими Π² ΡΠΏΠΈΡΠΎΠΊ «Π·Π»Ρ‹Ρ…», послС Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ написали сочинСниС Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ «Π― Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ…» (Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ этап экспСримСнта).

Π§Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя (Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· нСдСлю, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· мСсяц) Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, бСсСда, сочинСниС ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ вопросам, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π²ΠΎΠ»ΠΊΡƒ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ этого ряда измСнилось Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ сторону (ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап экспСримСнта).

БущСствСнный нСдостаток ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… курсовых ΠΈ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ качСствСнным описаниСм выявлСнных зависимостСй. ИспользованиС количСствСнных (статистичСских) ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² наблюдСний позволяСт ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ связи ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИспользованиС матСматичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², явлСний Π² ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… показатСлях, Ρ‚. Π΅. ΠΈΡ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом наибольшСС ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ находят измСрСния, основанныС Π½Π° Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π½ΠΆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ рСгистрации опрСдСляСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ явлСния ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊ, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ происходит рСгистрация. НапримСр, всСх ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ «ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅», «Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅». ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ анкСтирования ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ характСристики ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… «Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅» ΠΈ «Π·Π»Ρ‹Π΅». Π’ΠΎΠ»ΠΊ, змСя Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ «Π·Π»Ρ‹Ρ…», заяц, Π±Π΅Π»ΠΊΠ° — Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ «Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Ρ…».

Π Π°Π½ΠΆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ — Π²ΠΈΠ΄ измСрСния, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ явлСния, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ΅ возрастания ΠΈΠ»ΠΈ убывания Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°. НапримСр, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎ 10 вопросам: 10 ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² оцСниваСтся Π² 5 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ²; 8, 9 ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² — 4 Π±Π°Π»Π»Π°; 7 ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² — 3 Π±Π°Π»Π»Π°; 6 ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ — Π² 2 Π±Π°Π»Π»Π°.

Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ наблюдСний, ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² матСматичСской статистики. НаиболСС распространСнным срСди Π½ΠΈΡ… являСтся вычислСниС срСднСй Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹: срСднСй арифмСтичСской (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, срСднСС количСство ошибок Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅), ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°Π½Π° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅ 25 ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² это Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚Ρ€ΠΈΠ½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π² ΡΠΏΠΈΡΠΊΠ΅, Π³Π΄Π΅ всС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ распрСдСлСны ΠΏΠΎ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π½Π³ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°ΠΌ).

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… часто Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ умСстным использованиС срСдних ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, коэффициСнтов коррСляции, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π‘Ρ‚ΡŠΡŽΠ΄Π΅Π½Ρ‚Π°, коэффициСнтов достовСрности ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅.

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ пСрСчислСнных Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСских исслСдованиях ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Ρ€Π΅ΠΉΡ‚ΠΈΠ½Π³Π°, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ изучСния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ пСдагогичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ