Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изложение основного материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы учитывали, что профессиональная идентичность является одним из ведущих критериев становления личности профессионала. Она выполняет функции: социального статуса (профессиональная принадлежность), самоуважения, личностной безопасности и снижение тревожности, самосовершенствования, профессионального и личностного роста, структурирование жизненного времени и пространства, обретение личного смысла… Читать ещё >

Изложение основного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессионализм можно определить, как совокупность достигнутых индивидом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определенной разделением труда в сфере человеческой деятельности [4]. Профессионализм — необходимое условие самореализации человека в обществе, но для этого только его недостаточно. Выделены основные качества профессионала: эффективность результата деятельности; владение специальными знаниями и умениями; способность к творчеству (креативность); ответственность за свою деятельность; сознание деятельности; наличие определенной профессиональной этики [16].

Изучая вопрос о профессионализме, мы обратили внимание на то, что формирование профессиональной идентичности базируется на процессе профессионализации. Ознакомление с работами А. Марковой [10], Е. Климова [7], показало, что понятие «профессионализация» авторы используют как синоним понятия «профессиональное становление человека». В работах Б. Ломова выделяются такие аспекты профессионализма: многоплановость; многомерность; многоуровневость; целостность; полилинейная детерминация; учет динамики и развития психических явлений [8].

Мы рассматриваем профессионализм как компетентность, являющая собой тип организации знаний, который позволяет эффективно действовать. Поэтому в каждой профессии формируется определенные основания для развития профессионализма и профессиональных отношений [4].

В трудах современных исследователей профессиональной идентичности (М. Абдулаевой, Ж. Верной, О. Ермолаевой, Л. Шнейдер) она определяется как характерная опора на принципы системности и структурности психических явлений.

В своей эффективности, ощущение себя как профессионала, рассматривает профессиональную идентичность педагога, Т. Березина [2, с. 25]. Профессиональную идентичность характеризует присоединения и наложения образа профессии (со всеми ее закономерностями) особенности конкретной личности [2, с. 24]. В. Родыгина отмечает, что процесс обучения в вузе сопровождается становлением профессиональной идентичности студентов [16], с. 40].

В работах Т. Березиной [2,с. 26] выделяются три основных этапа становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза:

  • 1) первичный выбор, когда студенты впервые знакомятся с профессиональным сообществом, даже не примеряясь к ней. При этом у будущих педагогов формируется ценностное отношение к избранной профессии;
  • 2) подтверждение или нет первичного выбора. На этом этапе могут существенно изменяться профессиональные предпочтения и намерения студентов, что нередко приводит к разочарованию в своем профессиональном выборе или наоборот, в уверенности в нем;
  • 3) реализация первичного выбора в деятельности. На этом этапе происходит переход студентов к отождествлению себя со своей профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество, осознание своей профессиональной самостоятельности и эффективности.

М.Павлюк [12,с. 320] считает, что необходимым условием развития профессиональной идентичности учителя является сама личность учителя, личностный и профессиональный потенциал, а также специальные знания и умения, необходимые для данного вида деятельности. Процесс возможен по таким направлениям:

  • 1) развитие потребностей и интересов;
  • 2) формирование притязаний личности в плане определения того, кем и каким человек себя видит;
  • 3) происходит все более глубокое осознание себя, своих возможностей и потребностей [7, с. 122].

Эти направления характеризуются компонентами профессиональной идентичности педагога: коммуникативный, эмоционально-волевой, рефлексивный и эмпатийный. Именно эти компоненты формируют ядро профессиональной идентичности [9, с. 375]. Большое значение имеет ряд качеств, свойств, а именно: соблюдение моральных принципов общечеловеческих идеалов; понимание современных проблем развития общества, человеческого бытия, духовной культуры; начальные знания по разным направлениям культуры, искусства, науки; общая эрудиция; широкий круг интересов; способность сочувствовать, сопереживать, общаться с людьми разного возраста [9, с. 373].

Профессиональная идентичность педагога представляет собой динамическую систему, которая начинает формироваться в процессе профессиональной подготовки [1].

В монографии А. Борисюк профессиональная идентичность определена как интегративное понятие, объединяющее в себе компоненты личностной и социальной идентичности, многоуровневая динамическая структура, содержащая осознанные и неосознанные компоненты, составляющая самосознания, результат профессионального самоопределения, характеристика личности с точки зрения ее профессионального взаимодействия с окружающим миром, что предполагает отношение к себе как к профессионалу, отношение к профессии, к членам профессионального сообщества [3, c. 127].

Мы придерживаемся мнения Л. Шнейдер, что профессиональная идентичность представлена в двух аспектах: осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [17].

Рассматривая концепцию профессиональной идентичности, мы использовали теорию Р. Бернса, согласно которой человек пытается интерпретировать события в соответствии с собственной Я-концепцией с целью обеспечения определенных чувств и поведения [13, с. 26].

Мы учитывали, что профессиональная идентичность является одним из ведущих критериев становления личности профессионала. Она выполняет функции: социального статуса (профессиональная принадлежность), самоуважения, личностной безопасности и снижение тревожности, самосовершенствования, профессионального и личностного роста, структурирование жизненного времени и пространства, обретение личного смысла [3]. О. Емельянова подчеркивает, что на формирование профессиональной идентичности влияют следующие факторы: 1) рост мотивации к самопознанию; 2) осознание собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей; 3) создание положительных образов и перспектив профессионального и личностного будущего; 4) постановка целей для поддержки и развития образа Я; 5) предоставление индивиду максимального обратной связи в его личностных проявлениях, профессиональном поведении [5, c. 154−156]. Для этих факторов выделяют четыре уровня развития профессиональной идентичности личности: 1) осознание профессиональных целей; 2) усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представления о выполнении определенной деятельности (по образцу); 3) практическая реализация собственных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности; 4) свободное выполнение профессиональной деятельности, стремление к решению сложных профессиональных задач [17].

Становление профессиональной идентичности, профессионализация сознания опосредованные длительным, поэтапным развитием индивида как субъекта, и заключается в осознании себя в профессии. Сначала — это этап обучения, накопления опыта, освоения и систематизации теоретических знаний. Далее подключается психологическая составляющая профессионализации, когда лицо наблюдает, присваивает и представляет себя и будущей профессии. Следующий — этап — саморефлексии, осознания реального положения дел, их принятия или не принятия ею, а также признание или не признание профессиональным сообществом ее как специалиста. Важно то, что приобретение профессиональной идентичности происходит в процессе обучения, становится возможным через творческую познавательную активность личности, а также ее психологическую подготовку к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Кроме этого, косвенно влияют на ее поступательное развитие саморефлексия, моделирование, подражание профессиональных образцов будущей профессии, четкое определение своего места и роли в нем [11, c. 96−112].

В профессиональной идентичности выделяют два основных аспекта в процессе ее формирования: первый — этапы профессионального становления специалиста; второй — уровни профессиональной идентичности. Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально-психологических исследований выявил следующие этапы формирования профессиональной идентичности [15, с. 607]: профессиональный идентичность учитель нематематический.

  • 1. Этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который возможен будет для индивида.
  • 2. Этап социальной идентификации: процесс перемещения человеком себя в ту или иную категорию.
  • 3. Этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Определена следующая иерархия в уровнях профессиональной идентичности:

I уровень. Осознание дальних и ближних профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть ею в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определить структуру профессиональных взаимоотношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: «хочу»; характеристика самого субъекта деятельности — мнимая. Профессиональная идентичность — невыраженная.

II уровень. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознание своих возможностей, представления о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равна 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю», характеристика самого субъекта деятельности — осведомлен. Профессиональная идентичность — выраженная пассивно.

III уровень. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: «могу»; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профессиональная идентичность — активная.

IV уровень. Свободное выполнения профессиональной деятельности, повышение уровня стремлений — поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт > ?); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться с другими (профессиональное общение идти к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю 'характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность стойка [14].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой