Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути использования учебно-дидактического межпредметного материала в обучении именам существительным

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроках русского языка по развитию речи часто используются репродукции картин известных художников. Это дает учителю возможность опираться на знания, полученные учениками на уроках изобразительного искусства и МХК. Помимо этого, на уроках по изучению типов речи некоторые методические разработки предлагают обратиться к живописи с целью научить учащихся находить соответствующие языковые средства… Читать ещё >

Пути использования учебно-дидактического межпредметного материала в обучении именам существительным (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из самых главных источников расширения словарного запаса на уроках русского языка является учебно-дидактический межпредметный материал — отдельные слова, словосочетания, предложения или связные тексты, которые отражают содержание той или иной школьной дисциплины или включают отдельные сведения из этих дисциплин, которые используются на уроках русского языка в упражнениях для закрепления изучаемых языковых или речевых явлений. Такой материал помогает показать учащимся, что именно язык способен выразить всё из окружающей жизни.

М.Т. Баранов выделяет два вида учебно-дидактического материала:

ѕ не контекстный (содержание другой науки представлено отдельными словами, словосочетаними или предложениями);

ѕ контекстный (содержание другой науки представлено в виде связного текста).

На уроках русского языка учебно-дидактическая связь осуществляется с помощью дидактического материала, подобранного учителем из методических пособий, научно-лингвистической литературы, художественных произведений, научных публикаций и т. д. Однако к отбору такого материала предъявляются свои требования: он не должен быть слишком сложным для понимания и не должен превышать объем упражнений из учебника русского языка.

Формально русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам», «поскольку он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность». Однако, несмотря на то, что русский язык является метаязыком для других предметов, методические возможности преподавания русского языка не обогащаются.

В середине XIX в. Ф. И. Буслаев писал: «Так как в гимназии все учителя совокупными силами стремятся дать ученикам общее образование, потому непременно должны помогать друг другу. Как учитель отечественного языка иногда по необходимости входит в области преподавания других учителей, ибо язык есть выражение всякой духовной деятельности человека, так и прочие учителя должны помогать в образовании отечественного дара слова… Многие, к сожалению, вовсе не хотят этого понять».

Вопрос межпредметных связей русского языка с другими науками и в настоящее время разработан недостаточно глубоко. В научных публикациях чаще всего рассматриваются связи русского языка с литературой, немного реже — русского языка с иностранным языком.

Основные трудности, возникающие при реализации межпредметных связей, заключаются в следующем:

ѕ несогласованность терминологии и обозначений в интерпретации общих для различных дисциплин понятий;

ѕ недооценивание роли изучаемой дисциплины в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов;

ѕ разобщенность предметно-понятийного аппарата, сформированного при изучении различных дисциплин.

Поиск межпредметного материала между русским языком и литературой вполне естественен. Во главе угла в обеих дисциплинах стоит работа со словом, а основным направлением в методиках преподавания русского языка и литературы является развитие устной и письменной речи.

Во-первых, в учебниках русского языка широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых явлений, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста.

Во-вторых, межпредметная связь между русским языком и литературой преобладает, преимущественно, в области стилистики. В 5-ом классе межпредметные связи осуществляются через такие виды устных и письменных работ, как пересказ, характеристика героя, развернутый ответ на вопрос, сочинение, изложение и т. д.

На уроках русского языка по развитию речи часто используются репродукции картин известных художников. Это дает учителю возможность опираться на знания, полученные учениками на уроках изобразительного искусства и МХК. Помимо этого, на уроках по изучению типов речи некоторые методические разработки предлагают обратиться к живописи с целью научить учащихся находить соответствующие языковые средства при построении высказываний различных типов речи: описания, повествования, рассуждения.

О связи русского языка и истории писал еще В. В. Виноградов: «Как название, как указание на предмет, слово является вещью культурноисторической». Здесь идет речь о генетической связи языка и истории, благодаря которой мы имеем возможность объяснить особенности лексики современного русского языка, привлекая сведения по истории лингвистики и историографии.

Так, при изучении существительных, возможны задания следующего характера:

  • 1) при работе с существительными из текста учебника по истории выписать несколько слов, которые преимущественно употребляются в речи историков, объяснить их значение;
  • 2) подразделить слова из области исторической науки: древность, археология, хронология, рабовладельчество, мифология — на две группы:
    • а) исконно русские,
    • б) заимствованные из других языков;
  • 3) выписать из параграфа учебника по истории существительные, которые вошли в русский язык как специальные термины из области науки и театра и т. д.

Помимо того, историческая наука дает нам возможности познакомиться с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями.

Некоторые исследователи говорят о возможности связи русского языка и математики, однако её реализация — достаточно сложный и практически не осуществляемый на практике процесс, т.к. такая связь возможна только в тех разделах, которые поддаются формализации.

Связь русского языка и музыки основывается, прежде всего, на эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала. Одни методисты предлагают использование музыкальных композиций на уроках развития речи при написании сочинений.

Например, при написании сочинения-описания предметов в 5-ом классе предлагается использование вальса-шутки «Музыкальная табакерка» А. К. Лядова. Другие говорят о выявлении точек соприкосновения вербального и музыкального языка. И речь, и музыка состоят из отдельных звуков, объединяемых в «слова», которые, в свою очередь формируют, законченные высказывания, где смежными понятиями являются интонация и ударение18.

Обучение иностранному языку происходит при помощи опоры на родной язык, что обусловливает межпредметную связь русского языка и иностранных языков.

Как писал Л. С. Выготский, «усвоение иностранного языка проторяет путь для овладения высшими формами родного языка». Обращение на уроках русского языка к иностранным языкам открывает возможности для изучения лексики и словообразования.

И.А. Бодуэн де Куртенэ предлагал следующее: «При наличности в головах учеников двух языков, можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходства и различий и вообще особенностей этих языков, все равно, будут ли языки родственные в той степени, как, например, польский и русский, литовский и латышский, немецкий и английский, латинский, и французский и т. п., или же менее родственные. Очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учеников представляет сравнение языков по их строению…».

При изучении имени существительного возможно сравнение грамматических категорий рода, числа и падежа в русском и иностранном языках.

Межпредметные связи существуют даже между такими, казалось бы, отдаленными друг от друга предметами, как русский язык и география.

Однако в конце XIX века между данными науками возникла гибридная дисциплина — лингвогеография, целью которой является изучение территориального распространения языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений. При изучении имени существительного возможно обращение к топонимике — разделу лексикологии, изучающему различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов, местностей и т. д.).

Между русским языком и биологией также существуют межпредметные связи. Под влиянием теории Чарльза Дарвина возникает натуралистическое направление в языкознании. Однако в школьном курсе русского языка межпредметная связь между русским языком и биологией представлена исключительно упоминанием представителей флоры и фауны, а также небольшими текстами на биологическую тему.

  • 1. Русский язык как учебный предмет формировался не в отрыве от других наук, а в общеобразовательной системе.
  • 2. В силу того, что школьные предметы не могут и не должны быть изолированы друг от друга, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи практически со всеми остальными учебными предметами в той или иной степени. Величина межпредметного материала разнится между разными школьными дисциплинами.
  • 3. ФГОС ставит перед учащимися задачу овладеть универсальными умениями и навыками, дабы развить умение обучаться самостоятельно в течение всей жизни. Задача педагогов заключается в формировании познавательных интересов учащихся средствами всех учебных дисциплин в их органическом единстве. Нахождение и использование междпредметных связей между русским языком и всеми остальными дисциплинами на уроках дает возможность научить учащихся переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой