Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Распространение порнографии. 
Международное уголовное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

5] Эта идея сегодня широко поддержана Европейским судом по правам человека, который в ряде решений отмечает, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении… Читать ещё >

Распространение порнографии. Международное уголовное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К числу преступлений международного характера традиционно относят деяния, связанные с распространением порнографии и материалов порнографического характера.

Термин «порнография» (от греч. роnё — блуд, graphos — изображаю) в современном прочтении означает крайне натуралистическое, циничное изображение половых отношений в литературе, искусстве.

Порнография как явление противоестественна общественной нравственности[1]. Как отмечают специалисты, повышенная общественная опасность распространения порнографии заключается в том, что подобное антисоциальное поведение разлагающе действует на нравственные устои всего населения и особенно на молодежь[2]. Многие ученые связывают распространение порнографии в том числе и с тем, что оно влияет на увеличение числа изнасилований. Эта позиция была весьма распространена в отечественной и западной литературе долгие годы. Однако ряд специальных исследований, проведенных за последние 30 лет, не позволяет однозначно утверждать, что между распространением порнографической продукции и ростом сексуального насилия в обществе существует прямая зависимость[3]. Вместе с тем, как утверждают исследователи, определенная связь между насилием и потреблением порнографической продукции среди подростков все же имеется[4]. В этом смысле современное общество обеспокоено тем, как защитить детей и подростков от негативного влияния порнографии. То, что это должно быть осуществлено при помощи права, не вызывает сомнений[5].

Потребность в осуществлении уголовно-правового противодействия преступлениям, связанным с распространением порнографии, осознана многими участниками международного сообщества достаточно давно. Как показывает история, уголовно-правовая борьба с порнографией на национальном уровне продолжалась многие века. Однако международный характер такие преступления приобрели тогда, когда масштабы распространения порнографии увеличились, выйдя далеко за пределы отдельных государств, что сделало крайне затруднительным борьбу с ней на уровне отдельных стран. В начале XXI в. проблема борьбы с распространением порнографии стала еще более актуальной, поскольку жизнь людей уже немыслима без использования компьютерных технологий и телекоммуникационных средств связи, интернет-пространства и т. п. Широкое использование высоких технологий в обыденной жизни наряду с привнесением в нее явных позитивных результатов одновременно с этим дало «новую жизнь» распространению порнографии, превратив эту деятельность в высокодоходный криминальный бизнес. Интернет позволил не только перенести значительную часть преступных посягательств в киберпространство, сформировав нишу для чрезвычайно доходного криминального бизнеса, но и повлиял на их эволюцию. Развитие технологий позволило создавать фотографически точные копии сцен откровенного содержания, не несущие научной либо культурной ценности (трехмерные компьютерные изображения и видеоматериалы порнографического содержания, мультипликационная продукция и т. п.).

Международные документы, определяющие правовую основу борьбы с порнографией на международном уровне, появились уже в начале XX в. Первым таким документом было подписанное 4 мая 1910 г. в Париже Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий. Участниками этого соглашения явились 15 стран, включая Россию. Несмотря на то что в Соглашении не определялись базовые понятия (отсутствовало определение порнографии, не были названы виды соответствующих преступлений, критерии, позволяющие отличать порнографию от эротики, не описывались способы распространения порнографической продукции и т. п.), этот документ стоит назвать знаковым, поскольку с момента его подписания можно говорить о начале международного сотрудничества в этой сфере. Документ создал условия для взаимного обмена информацией между участниками Соглашения в целях облегчения поиска преступников. Также он определил примерный перечень предметов и материалов, которые могут содержать информацию порнографического характера (сочинения, рисунки, изображения или предметы). Кроме того, в Соглашении шла речь об ознакомлении с законодательством и состоявшимися судебными процессами.

Как указано в тексте Соглашения, страны-участницы договорились между собой создать или определить специальные органы, которые должны были:

  • 1) централизовать всякие сведения, могущие облегчить розыск и пресечение действий, составляющих нарушение внутреннего законодательства в отношении соответствующих предметов с порнографическим содержанием, составные элементы которых имеют международный характер;
  • 2) доставлять всякие сведения, могущие препятствовать ввозу изданий или предметов порнографического характера, а также обеспечить или ускорить их изъятие в рамках внутреннего законодательства;
  • 3) сообщать законы, которые уже были изданы, или будут изданы на уровне государств-участников в отношении предмета Соглашения.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с распространением порнографии привело к принятию 12 сентября 1923 г. в г. Женеве Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими. Свои подписи под документом поставили представители 29 стран (СССР присоединился к этой Конвенции 8 июля 1935 г.). Конвенция, действующая в неизменном виде и сегодня, стала программным документом международного характера, определяющим общественную опасность оборота порнографической продукции и материалов и необходимость установления уголовно-правовых запретов для борьбы с ним на международном уровне. В частности, в ст. 1 Конвенции указано, что договаривающиеся стороны соглашаются принимать всяческие меры в целях раскрытия, преследования и наказания следующих действий:

  • 1) изготовление или хранение сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильмов или других порнографических предметов, с целью их продажи или распространения, или же публичного их выставления;
  • 2) ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях перечисленных сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильмов или других порнографических предметов, или выпуск их тем или другим путем в обращение;
  • 3) торговля ими, даже не публичная, совершение с ними всяких операций какого бы то ни было вида, распространение их, публичное их выставление или же сдача их в качестве профессии в прокат;
  • 4) анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем, в целях поощрения оборота или торговли, подлежащих пресечению, что какое-либо лицо занимается одним из перечисленных выше наказуемых действий, анонсирование или оглашение, как и через кого эти сочинения, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии, кинематографические фильмы или другие порнографические предметы могут быть получены либо непосредственно, либо через чье-либо посредство[6].

Как видно из этого документа, к числу преступных следует относить достаточно широкий перечень действий. Между тем, если уделить внимание положениям действующего уголовного законодательства на национальном уровне, то окажется, что многие из указанных действий в уголовном праве государств Европы и Северной Америки преступлениями не называются (Нидерланды, Дания, Швеция, США, Чехия и др.). Связано это в большей степени с изменившимися условиями жизни общества и взглядами на проблемы половой морали. Еще во второй половине XX в. в советской печати отмечалось, что со времени подписания международных соглашений о борьбе с распространением порнографии прошло немало времени и среди определенных кругов изменилась нравственная оценка таких деяний (если не по форме, то по существу, что проявляется практически в игнорировании ряда законодательных актов международного значения)[7].

Действительно, XX в., и в особенности его вторая половина, ознаменовались переосмыслением множества параметров и норм человеческого общежития, в том числе и в сфере половой морали. Глобализационные процессы, взаимопроникновение культур, их смешение, как отмечают многие специалисты, существенно «размывают» границы оценок человеческого поведения. При этом темпы такого «внешнего» влияния на формирование нравственных стандартов в сфере сексуальной морали в современных условиях настолько высоки, что становится сложно определить многие юридические параметры.

Уже к середине 1990;х гг. общественное сознание и мораль в России, как отмечается в специальной литературе, стали весьма терпимыми по своему отношению к порнографии. Кинематографистами создавались фильмы, которые раньше однозначно были бы расценены как порнографические, а их творцы и демонстраторы привлечены к уголовной ответственности. И хотя уголовный закон существенно не реформировался, изменилось правосознание судей как следствие эволюции нравственных представлений общества, что и привело к фактической декриминализации некоторых видов поведения, ранее образующих состав преступления, связанного с порнографией. Об определенном понижении «градуса» общественной опасности преступлений, связанных с оборотом порнографической продукции, также свидетельствуют и сравнительно невысокие санкции уголовно-правовых норм[8].

Откровенный сексуальный контекст (а зачастую и контент) сегодня составляет значительную часть рекламы, видеоклипов, иной медиапродукции. Однако это не означает, что подобные представления о сексуальности одобряются всем обществом. В таких условиях перед государствами закономерно встает вопрос не только о параметрах допустимого, но и о возможных правовых средствах защиты общественной нравственности. И в этом смысле применительно к проблемам уголовно-правового вмешательства в вопросы общественной нравственности и половой морали в современной криминологической науке сложился вполне определенный подход. Критериями признания тех или иных действий преступными в этой сфере служит степень терпимости общества и государства[9]. Именно этот показатель берется в расчет при криминализации деяний, названных в Конвенции 1923 г. распространением порнографии[10].

В последние десятилетия серьезно выросло число случаев сексуальной эксплуатации детей и подростков и распространение детской порнографии. Эти обстоятельства вызывают серьезную обеспокоенность национальных правительств и международных организаций. О необходимости обеспечения безопасности детей от использования в целях эксплуатации в порнографии и порнографических материалах указывается в ст. 34 Конвенции о правах ребенка. В Конвенции отмечается, что государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. И в этих целях они принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые превентивные меры. Детализация этих положений содержится в принятом 25 мая 2000 г. в г. Нью-Йорке в дополнение к Конвенции о правах ребенка Факультативном протоколе, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В частности, в нем указывается о целесообразности принятия государствами-участниками более широкого характера мер защиты детей от получивших распространение практик их использования в порнографии.

Этим международным документом определены многие важные параметры взаимодействия в сфере борьбы с детской порнографией. В частности, в ст. 2 Факультативного протокола дано определение детской порнографии. Под ней предлагается понимать любое изображение какими бы то пи было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях. Кроме того, в документе указывается, что каждое государство-участник должно обеспечить, чтобы его уголовным правом были охвачены действия по производству, распределению, распространению, импорту, экспорту, предложению, продаже или хранению детской порнографии, независимо о того, были эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке (ст. 3).

Сказанное позволяет заключить, что в современных условиях в сфере уголовно-правового противодействия распространению порнографии на международном уровне имеется четкая определенность в вопросах защиты детей от различного рода действий, связанных с их сексуальной эксплуатацией в порнографии.

  • [1] См.: Карпец И. И. Преступления международного характера. М.: Юрид. лит., 1979. С. 186; Наумов А. В., Кибальник А. Г., Орлов В. Н., Волосюк П. В. Международное уголовное право. С. 281.
  • [2] См.: Панов В. П. Международное уголовное право. С. 122.
  • [3] См., например: Kutchinsky В. Law, Pornography, and Crime: The Danish Experience. Oslo: Pax Forlag, 1999; Malamuth N. M., Addison T" Koss M. Pornography and Sexual Aggression: Are There Reliable Effects And Can We Understand Them // Annual Review Of Sex Research. 2000. Vol. 11. P. 26−91.
  • [4] См., подробнее: Allen M., D’Alessio D., Brezgel K. A Meta-Analysis Summarizing the Effects of Pornography II. Aggression After Exposure // Human Communication Research. Vol. 2. Issue 2. 1995. P. 258−283: Mancini C., Reckdenwald A., Beauregard E. Pornographic Exposure Over the Life Course and the Severity of Sexual Offenses: Imitation and Cathartic Effects // Journal of Criminal Justice. Vol. 40. 2012. P. 20−30 etc.
  • [5] Эта идея сегодня широко поддержана Европейским судом по правам человека, который в ряде решений отмечает, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона — применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких, как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости. См., например: постановления ЕСПЧ: Dudgeon v. United Kingdom против Соединенного Королевства. Судебное решение от 22 октября 1981 г.: краткое неофициальное изложение обстоятельств дела // Европейская конвенция о защите прав человека: право и практика. URL: echr.ru/documents/doc/2 461 472/2461472.htm; Otto-Preminger-Institut v. Austria. Судебное решение от 20 сентября 1994 г.: краткое неофициальное изложение обстоятельств дела // Там же. URL: echr.ru/documents/ doc/2 461 425/2461425.htm; Wingrove v. United Kingdom. Судебное решение от 25 ноября 1996 г.: краткое неофициальное изложение обстоятельств деда // Там же. URL: echr.ru/documents/doc/2 461 494/2461494.htm (дата обращения: 15.03.2015) и др.
  • [6] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу до 1 января 1937 года. М.: Издание НКВД, 1939. С. 100−101.
  • [7] См.: Карпец И. И. Преступления международного характера. С. 52.
  • [8] См. подробнее: Дьяченко Л. П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. М.: Изд-во Акад, управления МВД России, 1995. С. 57−65.
  • [9] См.: Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 182.
  • [10] Отечественное уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за совершение целого ряда действий, связанных с оборотом порнографии (ст. 242- 242.2 УК РФ).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой