Активизация самостоятельной работы студентов в системе семинарских занятий по общей физике в педагогическом ВУЗе
Апробация результатов исследования заключалась в выступлениях на Зональном совещании-семинаре по проблеме" Совершенствование профессиональной направленности вузовских курсов в подготовке учителя физики" (Таганрог, 1977 г.) — 71, УП, УШ чтениях по физике СКНЦ ВШ (Ростов-на-Дону, 1978, 1979,1980гг.) — X юбилейных чтениях по физике СКНЦ ВШ (Орджоникидзе, 1982 г.) — УШ межвузовском…
ДиссертацияФормирование учебно-речевой деятельности в условиях вузовского и послевузовского образования
Раскрыты педагогические условия системного и целостного формирования учебно-речевой деятельности студентов и аспирантов. Важнейшими среди них являются: создание парадигмальных основ целостного образовательного процессаразработка теоретико-педагогического обеспечения личностного (речевого) развития обучаемых, имеющего системный и целостный характерсоздание единого федерального образовательного…
ДиссертацияДидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте
Практическая значимость исследования состоит в определении условий способствующих совершенствованию педагогического процесса, ориентированного на развивающее обучение. Предложенная форма организации занятий по освоению понятийных отношений может быть использована в современных дошкольных образовательных программах. Разработанное на основе дидактических игр методическое пособие «Поле чудес…
ДиссертацияЭвристическая модель лабораторного практикума по естественно-научным дисциплинам в вузах МЧС России
В настоящее время существует ряд подходов к классификации методов: перцептивный (Е.Я. Голант, Н. М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко), логический (А.Н. Алексюк, кибернетический (Т.А. Ильина, JI.H. Ланда), целостный (Ю.К. Бабанский), управленческая концепция (М.А. Данилов, Б.Е. Есипов), подход по видам деятельности — познавательной, коммуникативной, творческой, самоорганизационной (И.Я. Лернер, М. Н…
ДиссертацияФормирование поликультурной грамотности старшеклассника в образовательном процессе
Поликультурная деятельность рассматривается как пространство для формирования поликультурной грамотности, что предполагает сохранение своей культуры и ее обогащение за счет признания и принятия иной культуры, готовности к освоению других культур, ориентации на диалог, который создает благоприятные условия для нравственного совершенствования личности. Поликультурная деятельность выступает как…
ДиссертацияИндивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией
Данные констатирующего эксперимента позволили выделить различные группы детей по уровню развития познавательных возможностей. В первую подгруппу вошли дети, которые обладают относительной самостоятельностью при выполнении работы. Ко второй подгруппе отнесены дети, которым необходима специальная корригирующая помощь и поддержка в процессе различных видов деятельности. К третьей подгруппе отнесены…
ДиссертацияМетодика обучения чтению аутентичных текстов молодежных средств массовой информации учащихся завершающей ступени общего среднего образования с углубленным изучением иностранного языка: На материале нем. яз
Путем опытного обучения подтвердилась правильность выдвинутой гипотезы. Это означает, что можно вести речь о перспективности предлагаемой методики, которая вносит свежую струю в обшую систему обучения иностранным языкам и ставит своей целью: а), помочь старшим школьникам осмысленно пользоваться информацией молодежной периодикиб), извлекать из нее ценные, практически значимые сведения и фактыв…
ДиссертацияМетодика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы опирались на комплекс методов, дополняющих друг друга: сравнительный анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования, систематизация программно-целевых подходов к формированию представления об учебном диалогетакие диагностические методы, как: наблюдение, беседа, свободное…
ДиссертацияМетодика осуществления преемственности в обучении физике при переходе с родного на русский язык в национальных школах Тувинской АССР
Поскольку в национальных школах Тувинской АССР преподавание физики в 6−7 классах ведется на родном языке, то вопросы разработки и совершенствования физической терминологии на тувинском языке имеют большое значение в преподавании физики на первой ступени. Неразработанность физической терминологии на тувинском языке, погрешности в применении физических терминов в переводных учебниках физики создают…
ДиссертацияМетодика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров физико-математического образования, профиль информатика
На первом этапе исследования (1999;2002 гг.) с целью определения степени разработанности проблемы исследования проводился анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследованияобобщение отечественного и зарубежного опыта подготовки бакалаврованализировался опыт проведения студентами самостоятельных научных исследований, изучался опыт работы преподавателей РГПУ…
ДиссертацияПедагогические условия формирования диагностического компонента физической культуры будущего учителя
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обусловлена последовательной реализацией теоретико — методологических основ исследованияцеленаправленным использованием взаимодополняющих методов исследования, положительными результатами (количественными и качественными) опытно — экспериментальной работы, их статистической обработкой. Апробация и внедрение результатов исследования…
ДиссертацияРазвитие умения читать как условие введения учащихся в культуру: На материале педагогической практики в начальных арабских школах Израиля
По данным экспериментального исследования 92% от общего числа учеников читают ежедневно и получают удовольствие от чтения, поэтому следует позаботиться о том, чтобы учебная среда была богатой книгами и разнообразными материалами, чтобы у ученика был широкий и постоянно обновляющийся выбор чтения. Следует сделать все, чтобы директора школ, учителя, библиотекари, родители поняли, насколько важны…
ДиссертацияПедагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства
Современные формы изобразительных (пластических) искусств значительно расширили свои границы и наряду с такими традиционными видами, как живопись, графика и скульптура, появились новые — дизайн в различных областях промышленности, полиграфии и архитектуры, а также компьютерный дизайн, мультимедиа и др. В связи с этим возникла потребность в теоретическом и практическом исследовании проблемы…
ДиссертацияПедагогическое обеспечение формирования социальной позиции личности в процессе получения музыкального образования в вузе
Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире: исполнительское искусство отечественных музыкантов характеризуется глубиной воплощения творческого замысла композитора, вдохновенностью и лиризмом, подлинной художественностью и творческой свободой. Но в настоящее время музыкальное образование переживает ряд трудностей, (связанных…
ДиссертацияСовершенствование содержания воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Экспериментально проверенные основные педагогические пути совершенствования содержания воспитания военнослужащих: формирование социального заказа на разработку содержания воспитания военнослужащихоптимизация основных видов воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерациисовершенствование субъектно-объектных отношений в воспитании военнослужащих и условия их реализации: соответствие содержания…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования профессионально-творческой направленности личности будущих учителей начальных классов способствуют совершенствованию процесса подготовки и преподавания иностранного языка в сельской школе. Многократно…
ДиссертацияПодготовка студента — будущего педагога к социально-правовой защите детства
Предложенная нами модель педагогической системы формирования готовности будущих педагогов к социально-правовой защите детства состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: концепции, программы, технологии. Концепция имеет личностную направленность, раскрывает структуру, стратегию, сущность системы подготовки к социально-правовой защите детства, содержит определенные понятия: подготовка…
ДиссертацияПсихолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития
Апеллируя к периодизации развития отечественной системы специального (коррекционного) образования (Н.Н. Малофеев, 1996, С. З), можно говорить о том, что на первом этапе поиски в области содержания специального обучения велись под влиянием необходимости подготовить детей с нарушениями интеллектуального развития в условиях спецшколы к как можно более самостоятельной взрослой жизни, определить…
ДиссертацияТеоретико-методологические основы методической подготовки учителя математики в педвузе в условиях фундаментализации образования
Разработан спецкурс &bdquo-Основы двузначной, бесконечнозначной и порядковой логик", реализующий методологический подход к пониманию логик в математике, методике математики. При его разработке учтены основные требования к фундаментализации образования будущего учителя. Мы предлагаем нетрадиционный подход к изучению этого курса, положив в основу функциональный подход, дающий более общее…
ДиссертацияТрадиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков
И. Этнопедагогизация сферы внеклассной деятельности в школе с активным применением потенциала традиций татарской народной педагогики представляла собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, проведения классных часов, факультативов и др. Стержнем этой деятельности выступила интегративная культурологическая программа «Изучение татарской культуры…
ДиссертацияТеоретические основы развития творческой индивидуальности учителя
Методологический принцип детерминизма, означающий, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни, определяет также активную роль внутренних условий, опосредующих внешние воздействия и тем самым устанавливающих, какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации жизни субъекта. Зависимость внешних воздействий от внутренних условий характеризует степень…
ДиссертацияФормирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ
Для развития у курсантов готовности к профессиональному общению важное значение имеет содержательная организация процесса профессиональной подготовки курсантов. В нем создаются благоприятные условия для формирования у курсантов мотивации их профессионального и личностного развития. Важной предпосылкой развития у курсантов готовности к профессиональному общению является воспитание у них…
ДиссертацияУчебный центр предприятия как фактор повышения профессиональной компетентности рабочих
Анализ критериев показал, что если в начале опытно-экспериментальной работы показатель обучаемости был 37,3%, то в конце 87,4%. Более точное измерение уровней сформированности профессиональных умений у выпускников курсов повышения квалификации переподготовки до ОЭР и после позволяет установить, что если сформированность профессиональных умений на стратегическом уровне отсутствовала полностью…
ДиссертацияФормирование коммуникативной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации
С учетом выявленных компонентов сформированы критерии коммуникативной компетентности преподавателя вуза негуманитарного профиля: мотивационной ценностно-смысловой направленности личности преподавателяинформационно-коммуникативные знания и педагогическое мышлениепрофессионально-коммуникативные умения и навыкикоммуникативный самоконтрольэмоционально-интеллектуальная и поведенческая рефлексия…
ДиссертацияЭстетическое воспитание учащихся при обучении математике в средней школе
Соколова В. А, Зенкевич И. Г. Воспитание эстетического восприятия математики. Из опыта работы преподавания математики в средней школе. (Составители: Соколова В. А., Пикан В. В., Оганесян В.А.). М.: Просвещение, 1979.-е. 183−186. Башмаков М. И. Математика. М.: Высшая школа, 1994. — 544 с.П.Бевз Г. П., Бевз ВТ. и другие. Геометрия 7−11. М.: Просвещение, 1992. -352 с.Ш.Блонский П. П. Избранные…
ДиссертацияТеоретические основы управления качеством подготовки учителя математики
Принцип интеграции математической подготовки и профессионально-практической, учебной и научно-исследова-телъской деятельности студентов ориентирует на пересмотр организационно-методических основ учебного процесса. В процессе экспериментальной работы доказано, что важный резерв решения этой задачи состоит в создании и применении в учебном процессе учебно-методических пособий, содействующих…
ДиссертацияФормирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки
На первом этапе (1994;1995 гг.) — подготовительно-поисковом — проводилось теоретическое исследование разработанности проблемы формирования готовности студентов к творческой воспитательной деятельности в рамках профессионально-педагогической подготовки на базе высшей школы, изучалась философская, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по данной проблеме…
ДиссертацияРазвитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами АРТ-технологий
Опытно-педагогическое исследование с элементами опытно-экспериментальной работы осуществлялось на базе Московского городского психолого-педагогического университета (кафедры социальной педагогики), Московского педагогического училища № 1 им. К. Д. Ушинского и было направлено на разработку модели развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий…
ДиссертацияРазвитие толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа и внедрение её результатов в практику носили длительный характер: 20-летний опыт работы автора диссертациивнедрение в школьную практику методики развития толерантности как качества школьника-читателя учителями школ г. Курска (Солопановой JI.C., школа № 30- Козловой И. А., школа № 43- Ждановой Т. В., школа № 49). В констатирующем…
ДиссертацияФормирование диалектического мышления будущих педагогов: Общепедагогический аспект
В сущности, в течение веков обучение сводилось к формированию ответов прежде всего на эти четыре вопроса. Обучали и до сих пор, обучают тому, что уже «есть», т. е. добыто, удостоверено и, следовательно, может служить фундаментом дальнейшего развития познания и практической деятельности. Но «когда мы знаем, что нечто есть, — рассуждал великий Стагирит, — тогда мы спрашиваем о том, что именно оно…
Диссертация