Формирование гностических умений у студентов педагогического вуза в условиях моделирования учебного текста
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании соподчинения умения моделировать структуре общепедагогических умений, которое выражено следующей цепочкой: умение моделировать — умения работать с текстом — гностические умения — общепедагогические умения. Обосновано влияние уровня сформированности умения моделировать учебный педагогический текст на интенсификацию…
ДиссертацияЧастные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии
Использование учащимися аксиом, определений понятий, теорем в ходе поисковой математической деятельности чаще всего связано с их переформулировыванием в плане получения частных эвристик. Под частной эвристикой мы понимаем предписание (систему вариативных предписаний), содержащее рекомендацию к выбору возможного действия по преобразованию дайной информационной системы для получения новой…
ДиссертацияФормирование готовности студентов младших курсов к учебно-профессиональной деятельности в вузе
Проблема исследования. Различные аспекты формирования готовности студентов младших курсов к учебно-профессиональной деятельности. анализируются в рамках исследований проблем преемственности в системе непрерывного профессионального образования (Г.Н. Александров, С. М. Годник, А. П. Сманцер и др.), адаптации студентов-первокурсников к вузовским условиям обучения (О.Ф. Алексеева, Н. М. Бабаева, В…
ДиссертацияФормирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет
Проблеме внедрения материалов сети Интернет в канву образовательного процесса посвящен целый ряд исследований. Достаточно хорошо исследованы дидактические свойства сети (Т.А. Болдова, Е. И. Дмитриева, В. А. Коломиец, Е.С. Полат), возможности использования Интернет-коммуникации в обучении иностранным языкам (Е.И. Дмитриева, Л.П. Халяпина), использование Интернеттехнологий в социокультурном…
ДиссертацияФормирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания
Разработана модель процесса экологического образования, направленная на формирование у старшеклассников способов экологической деятельности в изменяющейся природной среде проживания, включающая теоретические положения, служащие основой отбора содержания интегрированного курса биологии-экологии, а также предметов естественнонаучного циклапринципы отбора методов и форм организации учебного…
ДиссертацияФормирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе: на примере преподавания геометрии в 7-9 классах средней школы
В первой главе диссертационного исследования «Теоретические основы компетентностного подхода в общеобразовательной школе «, состоящей из двух параграфов, представлены различные теоретические и методологические подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность», выявлено приоритетное требование к условиям формирования ключевых компетенций — проявление активности познающего субъекта…
ДиссертацияФормирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку
Сложность психофизиологической природы языковой i способностинесовершенство методики преподавания родного языкаотсутствие ориентации учителей на реализацию развивающих задач обучения приводят к: невостребованности в процессе преподавания в школе родного языка многих элементовязыковой способности, и, прежде всего, способности к языковому I/ творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости…
ДиссертацияФормирование аксиологического потенциала личности студента в процессе изучения культуры: На материале иностранного языка
Изучение культуры страны иностранного языка выступает реальным фактором формирования аксиологического потенциала личности в том случае, если у студентов в учебном процессе формируется ценностное отношение к информации о культуре страны. Ценностное отношение к познанию у студентов-экономистов преобразуется в устойчивые ценностные ориентации, когда в процессе обучения иностранному языку реализуются…
ДиссертацияФормирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин
Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научно-методической конференции «Управление качеством образования» (Тюмень, 2003) — VII отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей института «Модернизация образовательной системы СурГПИ: поиски и решения» (Сургут, 2003) — региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы…
ДиссертацияФормирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики
В процессе опытно-экспериментальной работы нами была построена и апробирована модель формирования аналитико-рефлексивных умений, включающая мотивационно-целевой, когнитивно-операциональный, аффективный и оценочный компоненты. В качестве педагогических условий, необходимых для функционирования разработанной модели, выдвинуты ^ * следующие: формирование положительной мотивации студентов…
ДиссертацияФормирование этической культуры старшеклассников в процессе уроков этики
Конструирование уроков этики основывается на следующих методических принципах: принцип монистичности задает определенную «систему координат» (парадигму), относительно которой ведется осмысление материала, принцип историчности соблюдает три условия: во-первых, рассмотрение идей и проблем в их развитии, во-вторых, рассмотрение их во взаимосвязи с другими идеями, в-третьих, постоянная проекция…
ДиссертацияГуманизирующий потенциал гендероориентированных занятий: На примере обучения немецкому языку в вузе
Проанализировав учебные программы крупнейших в нашей стране центров тендерных исследований — Московского Государственного университета («Основы тендерной педагогики»,) — Ивановского государственного университета («Женщина и мужчина в XXI веке: стратегии и реалии тендерного равенства»,) — и Московского центра тендерных исследований (Курс лекций «Теоретико-методологические основы тендерных…
ДиссертацияКомпетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе
К проблематике компетентно-ориентированного образования в последние годы также обратились многие исследователи. В их работах рассмотрены различные аспекты применения компетентностного подхода в образовании: общие социальные и теоретико-методологические основания компетентно-ориентированного образования (Н.А. Аминов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. И. Огарев, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, О. В. Чуракова…
ДиссертацияИспользование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля
За последние десятилетия значительные изменения претерпела система профессионального образования. В ряде исследований указывается, что одна из причин этих изменений — значительное сокращение расходов на образование, переход от достаточного, а в некоторых случаях и избыточного, к дефицитному финансированию. Образование, которое в течение очень длительного периода жизни общества воспринималось как…
ДиссертацияМетодика формирования иноязычного речевого поведения студентов лингвистических профилей на основе социокультурных стереотипов
В качестве родового понятия нами обозначен «социокультурный коммуникативно-поведенческий стереотип», трактуемый как социокультурно маркированная единица менталъно-лингвалъного и этно-кннетического комплекса, содержащая устойчивые представления о культурно-ценностных сущностных характеристиках страны и народа изучаемого языка, проявляющаяся в стандартных ситуациях общения в виде нормативной…
ДиссертацияМетодика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода
Сегодня, когда общение с представителями разных культур стало каждодневной реальностью, возрос интерес к межкультурной коммуникации как отдельной дисциплине. Последние десятилетия характеризуются процессами обновления межкультурного образования во многих странах мира, в том числе и в России. Социальный заказ общества во многом определяет цели обучения, его принципы и методы. Современные мировые…
ДиссертацияРазвитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы (на материале произведений современной прозы)
Одна из задач нашего исследования заключалась в том, чтобы перевести содержание категории «диалогическое мышление» и сопутствующих ей понятий с языка философии и литературоведения на язык теории и методики обучения литературе. Система этих понятий вполне может стать базой для создания методических принципов, технологического инструментария изучения произведений современной прозы в аспекте…
ДиссертацияРазвитие профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики в процессе педагогической практики
Профессиональная творческая активность — это особое качество личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, а также в направленности и потребности в изменении, как самого себя, так и окружающего. При этом за основу нами выбрано следующее определение профессиональной творческой активности: педагогическая творческая активность — это владение опытом творческой…
ДиссертацияПедагогические основы оптимизации режима двигательной активности младших школьников во внеучебное время
Установлено,. что учебные перегрузки, опережающие уровень образования, обучение детей по программам повышенной трудности, стремление педагогов к быстрым учебным достижениям значительно ограничивают двигательную активность современных младших школьников и отодвигают заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья. Содержание программ начального образования в большей мере…
ДиссертацияПедагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России
Существующие образовательные структуры, в которых осуществляется подготовка преподавателей для ВУЗов МВД России, не обеспечивают выполнение государственных аккредитационных требований по коэффициенту укомплектованности должностей преподавательского состава учеными на уровне 60%. Так, согласно результатам исследования, в 2001 г. средняя укомплектованность учеными должностей преподавательского…
ДиссертацияРазвитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по основным концептуальным идеям свидетельствует о целесообразности и продуктивности разработанной концепции развития вариативной подготовки специалистов физической культуры, которая включает: научные знания о физической культуре как виде культуры общества и личности, самостоятельном объекте исследования, предмете обучения и сфере…
ДиссертацияПедагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности
Первый этап (1994;1996 гг.) — носил поисковый характер: проводился теоретический анализ психолого-педагогической, методической, культурологической, философской литературы по изучаемому вопросуопределялись противоречия, проблема, объект и предмет исследованияформировалась гипотеза и задачи, изучалась практика использования в учебно-воспитательном процессе народных традиций. Были разработаны…
ДиссертацияРеализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника
Среди функций изобразительного искусства ведущей в формировании базовой культуры личности младшего школьника является аксиологическая, которая посредством реализации эмоционально ценностного содержания данного предмета способна влиять на базовую культуру личности младших школьников. Аксиологическая функция, заключенная в произведениях искусства, наполняет содержание предмета «изобразительное…
ДиссертацияРеализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка
Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы психологов (Л.С.Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и-др.), дидактов (И.Я.Лернер, М. Н: Скаткин и др.) — исследования в области антропологической лингвистики (Н.Ф.Алиференко, Н. Д. Голев, Е. С. Кубрякова Б.А.Серебренников, Ю. С. Степанов и др.) — в области функциональной…
ДиссертацияПедагогическое проектирование профессионально-правовой подготовки будущего учителя в вузе
Положения, выносимые на защиту: 1. Педагогическое проектирование профессионально-правовой подготовки учителя в вузе выступает как способ качественной подготовки учителя в вузе, предполагающий создание условий для получения профессионально-правовых знаний через освоение способов профессиональной деятельности, включающих описание нового типа образовательного результата, направленный на решение…
ДиссертацияПодготовка к профессиональной деятельности обучающихся интегрированных групп учреждений начального профессионального образования средствами технологии уровневой дифференциации
Уровень готовности к профессиональной деятельности обучающихся позволяют определить следующие критерии: потребностно-мотивационный (наличие познавательных мотивов и потребностей в овладении профессиейпроявление интереса к профессиональной деятельностипреобладание ценностей профессионального успеха и жизненной самореализации) — когнитивный (знания основ профессиональной деятельностииспользование…
ДиссертацияПодготовка методистов для начального профессионального образования
Анализ практической деятельности методистов образовательных учреждений НПО свидетельствует о том, что они не готовы профессионально выполнять указанные функции (как специфические, так и неспецифические) в силу отсутствия у них специальной методической подготовки. Непрофессионализм методистов непосредственно отражается на деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения…
ДиссертацияПодготовка учителей к развивающему педагогическому взаимодействию с учащимися в образовательных учреждениях
Проблема педагогического взаимодействия давно волновала мыслителей и прогрессивно думающих ученых. Уже в трудах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Демокрита и другихученых средневековья М. Монтеня, ЯЛ. Коменского, М. Ф. Квиентилиана, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и других мы находим описание прекрасных образцов педагогического взаимодействия учителя с учениками. Именно они…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства
Выделены основные компоненты профессиональной готовности студентов будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства: информационный (знание основ бесконфликтного взаимодействия и сотрудничествапонимание роли социального партнерства в профессиональной деятельностизнание основ развития партнерского взаимодействия и т. п.), операционный (общепрофессиональные…
ДиссертацияСитуативно-тезаурусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии
Проблемами иноязычной коммуникативной компетентности занимаются зарубежные исследователи Л.-Ф. Бахман (L.-F. Bachman), Г. Бесс (G. Bess), У. Литтлвуд (W. Littlewood), Р. Кэмпбелл, (R. Campbell), С. Савигнон (S. Savignon), А. Холлидей (A. Holliday), Д. Хаймз (D. Hymes) и др. В работах А. Холлидей коммуникативная компетентность характеризуется целе-функционально как внутренняя готовность к речевому…
Диссертация