Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых способствует совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя. Учебные программы этнопедагогических дисциплин, спецкурса, образовательные, практико-ориентированные технологии этнопедагогической подготовки учителя…
ДиссертацияЭлективные курсы по геометрии в условиях профильного обучения математике в старших классах
Теоретическая значимость результатов исследования, вносящих определенный вклад в теорию профильной дифференциации обучения математике учащихся старших классов, заключается в том, что в диссертации: проанализированы существующие подходы к проблеме проектирования элективных курсовуточнены роль, место, цели и функции элективных курсов по геометрии в условиях профильного обучения математике (схема 1…
ДиссертацияДинамика методологических парадигм в культурно-историческом опыте преподавания родного языка: На материале русского языка
Настоящая работа представляет собой попытку применить в практической лингводидактике некоторые методологические принципы М. М. Бахтина, в частности, диа-логику8. Обусловлено это тем, что фигура М. М. Бахтина знаменует собой границу, отделяющую Новое время от новейшего, так как после Бахтина в культуре уже нет места картезианской парадигме9. Подход к объекту исследования с позиций М. М. Бахтина…
ДиссертацияФормирование информационной культуры старшеклассника в компьютерной среде школы
Актуальность исследования обусловлена социокультурными, психолого-педагогическими предпосылками: вхождение человечества в информационную эпоху, открытость, общества, влекут за собой повышение требований к качеству подготовки выпускников средней школы. Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие стороны жизни современного общества. Интенсивно…
ДиссертацияФормирование технологического мастерства преподавателей средних специальных учебных заведений в системе повышения квалификации
Изучение психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблемам повышения квалификации, анализ работы преподавателей СПО, и, прежде всего, преподавателей гуманитарных дисциплин, опыт обучения на курсах ИПК, дают основание считать, что использование образовательных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении как педагогическая проблема…
ДиссертацияФормирование взаимоотношений учителя и подростков в современных социокультурных условиях
Особенностью ситуации второго типа — «ситуации-познания», использующейся в качестве основного средства на данном этапе, является то, что она способствует взаимному познанию учителя и учеников, их жизненных позиций, опыта, личных особенностейпорождает взаимопонимание между нимипосредством диалога позволяет общаться на уровне смыслов, приобщать учеников к человеческим ценностямпредполагает познание…
ДиссертацияДидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза
Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал резко возросший уровень потребности в овладении иностранными языками. Практическое владение иностранным языком — одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое…
ДиссертацияФормирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: Орг.-пед. аспект
Формирование ДЧО — важнейший компонент целостного педагогического процесса. Оно связано прежде всего с нравственным воспитанием, всеми его слагаемыми задачами. Без него нравственное воспитание если и возможно, то ущербно. Формирование ДЧО теснее всего связано с интернациональным воспитанием. Общее между ними — это их гуманистическая направленность на создание атмосферы мира и добра в отношениях…
ДиссертацияФормирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий: На опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе
С другой стороны, расширение международных контактов увеличило роль иностранного языка в обучении специалистов. Современный экономист не может полноценно работать без сформированной коммуникативной иноязычной компетентности. В современных условиях хорошее знание иностранного языка обеспечивает выпускникам вузов большую профессиональную востребованность, облегчает поиск работы и способствует…
ДиссертацияДифференцированно-групповое обучение как средство преодоления трудностей адаптации обучающихся в условиях высшего профессионального образования: На примере дисциплины «Иностранный язык»
В ходе экспериментальной работы получены результаты, доказывающие, что при включении системной организации дифференцированно-группового обучения в учебно-воспитательный процесс, целенаправленной работе по преодолению трудностей (ценностно-мотивационных, познавательных, социально-психологических, органи-зационно-деятельностных) адаптации обучающихся в вузе повышается их мотивация к учебной…
ДиссертацияМетодика анализа текста культуроведческой направленности: На материале регионального компонента Ставропольского края
Первый этап (1999;2000). Была определена область исследования, проводилась теоретическая подготовка эксперимента (анализ научной и научно-методической литературы), наблюдение за учебным процессом и работой с художественным текстом по традиционной методике в г. Железновод-ске и Предгорном районе Ставропольского края, формулировка гипотезы, выбор вида эксперимента и его планирование, подбор…
ДиссертацияМодель педагогической системы развивающего обучения: На содержание курса физики 7-го кл
Ф элементов знания, принцип моделирования, принцип формальнологически правильного оформления полученного знания, принцип выделения и фиксации на вербальном уровне способов деятельности, принцип интериоризации, принцип самоконтроля и принцип самооценки, 2) принцип формирования индивидуальной учебной деятельности, 0 принцип формирования коллективно-распределенной учебной деятельности, принцип…
ДиссертацияПедагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа: На материале физического воспитания
В ходе эксперимента путём модернизации традиционной программы разработана экспериментальная программа обучения учащихся основам физического воспитания, предназначенная для средних специальных образовательных учреждений Она основана на принципах гуманизации, культуросообразности и педагогической целесообразности с учетом социальной и личностной природы человекана учении о социальной детерминации…
ДиссертацияПедагогические условия формирования толерантности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации
Актуальность исследования. Происходящие социально-экономические преобразования в обществе потребовали изменений во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия. Новые запросы к образованию требуют не только приобретения его участниками новых знаний, умений, навыков…
ДиссертацияПедагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
Учитывая результаты анализа литературы по проблеме адаптации сирот, а также результаты констатирующего эксперимента, были описаны основные пути формирования социально-профессиональной компетентности студентов-сирот как результата их социальной адаптации в вузе. В их число вошли: оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, направленной на повышение социальной…
ДиссертацияПодготовка будущего педагога профессионального обучения к использованию элементов искусственного интеллекта
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, методической и специальной литературынормативно-законодательных документов Российской Федерации об образованииконцептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследованийизучение литературы по вопросам: моделирования, адаптации, создания и эффективного использования…
ДиссертацияСовместная деятельность педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков
За последнее время появились исследования подростковой агрессии, ее причин и путей коррекции (Е.Е. Копченова, Е. В. Ольшанская, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.). Современные исследования детской агрессии проводятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л.А. Абрамян, А. И. Захаров, М. П. Квадрициус, Н. И. Корытченкова, A.M. Прихожан, М…
ДиссертацияОрганизационно-андрагогическое обеспечение деятельности Центра образования взрослых как звена в системе непрерывного образования: на материале Литвы
Мировой опыт послужил основой для разработки теоретических и организационных основ литовского варианта Центра образования взрослых, ориентированного на идею обучения в течение всей жизни и способного отзываться на потребности личности. Но по мере становления и развития Центра образования взрослых как социального института нового типа достаточно четко обозначилась группа противоречий: между…
ДиссертацияСтановление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе
В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа философско-этической, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы в исследовании установлено, что мировоззренческая культура личности является фундаментальной, целостной и универсальной персональной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая направленность и позиция личности…
ДиссертацияТеория и практика организации клубной деятельности учащихся
На трвоы агав" (1937;1984 гг.) было начато изучение практического овдга организации клубной деятельности в различных воспитательных учреждениях и определение ее воспитательных возможностей. На этом этапе применялся ретроспективный анализ личного участия автора в жизнедеятельности литературного клуба «Парус» в школе N 41 г. Липецка, во внеаудиторной работе и художественной самодеятельности…
ДиссертацияЗадачи «на многозначность» как средство развития рефлексии учащихся при обучении геометрии
Механизмом включения в познавательные процессы рефлексии является ситуация выбора (А.С.Белкин, У. Глассер, М. В. Лукьянова и др.). Именно в условиях свободного выбора при преодолении трудностей различного характера, в том числе познавательного, рефлексивные качества проявляются наиболее ярко и способны инициировать стремление к самосовершенствованию. Ситуация выбора в учебной деятельности…
ДиссертацияТеория и практика педагогической поддержки саморазвития жизнеустойчивости студентов технического вуза
Констатация высокой развитости характеристик жизнеустойчивой личности выпускников университета, обучавшихся на экспериментальном факультете, дает исследователю право видеть в педагогической поддержке саморазвития жизнеустойчивости студентов путь к возрастанию роли образования в модернизации общества и его экономики. В связи с этим нам представилось актуальным исследовать пути и средства…
ДиссертацияВзаимосвязь общего и особенного в экологическом воспитании младших школьников: на примере общеобразовательных учреждений Чувашской Республики
Полученные результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях» (Чебоксары, 1993) — «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах» (Чебоксары, 1995) — всероссийских научно-практических…
ДиссертацияПедагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя
На основе полученного материала были разработаны основные идеи, выдвинута рабочая гипотеза, проводилась опытно-экспериментальная работа на базе студентов физико-математического, филологического факультетов Уссурийского государственного педагогического института, средней школы № 28 г. Уссурийска, где учителя Т. А. Карлова, С. Н. Питолина, Н. Ю. Шпирна, преподаватели УГПИ A.M. Кулинец и автор…
ДиссертацияФормирование информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки
Для достижения поставленных целей, для проверки гипотезы и для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: изучение научно-педагогической, специальной и психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы данного исследованияанализ материалов по изучению проблем формирования информационной культуры студентов-гуманитариев вузовсинтез изученных материалов с целью…
ДиссертацияФормирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе
В содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в условиях вуза особое место занимает практика по специализации «Гостиничный и туристический бизнес». Практика выступает связующим звеном между учебно-профессиональной подготовкой специалиста в вузе и его самостоятельной профессионально-трудовой деятельностью. В ходе…
ДиссертацияМетодика обучения русскому предложному управлению в 5-6 классах аварской школы
Всвязи, с тем, что в школьных учебниках нет таблиц, схем по > данной проблеме, нами была использована графическая наглядность разных видов: Внедрение в ученый процесс средств наглядности явилось одним из важных факторов по повышению активной познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной работе: Наглядность обеспечивает сознательность усвоения изучаемого грамматического материала…
ДиссертацияДифференцированно-групповая работа как форма организации профильного обучения старших школьников
Личностно-деятельностный подход в нашем исследовании предопределил учебное взаимодействие обучающихся в процессе решения учебных задач, чтобы формировался коллективный субъект и был реализован принцип коммуникативного обучения. Этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения во взаимодействии с другими обучающимися, что способствует развитию не только чувства…
ДиссертацияДидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения: На материале изучения предметов естественнонаучного цикла
Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что определена сущность жизненного познавательного опыта как сложного интегрального образования личности, рассмотрена его структура. Впервые комплексное поэтапное включение жизненного познавательного опыта учащихся в содержание уроков стало предметом научного исследования. Выявлена, теоретически обоснована…
ДиссертацияМетодика использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках начального курса физической географии в классах компенсирующего обучения
В числе принципов государственной политики в области образования одними из важнейших провозглашаются «общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Одним из направлений реализации указанных требований в условиях общеобразовательной школы является организация системы дифференцированного обучения, которая…
Диссертация