Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях
Одним из центральных в исследовании стоял вопрос о создании модели формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях. Конструирование такой модели базировалось на теоретических положениях о содержании и сущности готовности старшеклассников к экстремальным ситуациям. Модель включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: 1) цель — формирование высокого уровня…
ДиссертацияФормирование интерактивной компетенции языковой личности при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе
Строгая управляемость процессом овладения видами речевой деятельности осуществляется через специально разработанные серии упражнений на основе интерактивной компетенциив неязыковом вузе. Этот подход предполагает опору на типологическую карту ошибок, сравнительно-сопоставительный анализ учебного материала на уровне языка и культуры. Педагогически ориентированный анализ был направлен, в большей…
ДиссертацияФормирование изобразительной деятельности как сферы передачи социального опыта: На материале образовательного процесса средней школы и педагогического вуза
Вместе с тем на пути приближения реального процесса обучения изобразительной графике к его полной и развернутой модели наше исследование намечает лишь начальные шаги. Вышеперечисленные заключительные теоретические положения ведут к настоятельной необходимости продолжения работы в следующих перспективных направлениях: разработка системы формирования изобразительной деятельности в пределах стадий…
ДиссертацияЭстетическое воспитание будущего учителя физической культуры: На прим. худож. гимнастики
Ритмика — упражнения на согласование движений с музыкой — позволяет студенткам глубже понять музыкально-двигательный образ, развивает способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкальных произведений. При этом развивается внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная…
ДиссертацияИнтенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагают формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной…
ДиссертацияИзучение иностранного языка как средство обучения деятельности
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение студентом иностранного языка может стать эффективным средством обучения любой деятельности, если: в процесс обучения будут включаться ситуации осмысления профессиональных и культурологических явлений на изучаемом языкеизучаемому иноязычному тексту будет придаваться жизненная значимость, и он будет содержать новую значимую…
ДиссертацияИзучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога
Предметом исследования выступил организованный процесс изучения иностранного языка в его влиянии на формирование у студента гуманистического отношения к Человеку как наивысшей ценности. Исследуется процесс гуманистического развития через вычленение существенного признака гуманистического отношения, а именно: ценностное отношение к человеку. Показателей гуманистического отношения очень много: это…
ДиссертацияКонцепция и модель профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы
П. А. Просецкого, Г. Л. Смирнова, А. Л. Шнирмана. Изучение феномена становления и развития коллектива в пространстве профессиональной деятельности школьных учителей строилось на исследованиях представителей отечественной психологии и педагогики: психолого-педагогических теориях коллектива (В. М. Бехтерев, М. Н. Блонский, А. С. Залужный, М. В. Ланге, А. С. Макаренко, А. В. Петровский, К. К…
ДиссертацияМЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
(на примере дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и "Компьют
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и апробации учебно — методических обеспечений для дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» — разработанная методическая система способствует повышению профессиональной компетентности будущих учителей в информационнокоммуникативной областиподтверждена эффективность, условия реализации…
ДиссертацияМетодика изучения романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы с привлечением материала литературной критики
В ходе экспериментального обучения при анализе романа в стихах был предложен учащимся не только критический материал, предусмотренный программой, но и современная критика, которая вносит в изучение произведения новое содержание: учащиеся получают возможность сравнивать точки зрения не только современников писателя, но и критиков разных эпох. Здесь находит отражение принцип историзма преподавания…
ДиссертацияСовершенствование бизнес-процессов как средство развития организационной культуры будущего учителя информатики
Высокотехнологичная информационно-образовательной среда проекта является средой суперпозиции культуры личности и культуры задачи, в которой актуализируется дидактический потенциал CASE-средств, актуализируется, формируется и развивается компетенция «готовность к совершенствованию бизнес-процессов образовательного учреждения на базе ИКТ» — создаются и сохраняются артефакты — знания…
ДиссертацияПроектирование системы контроля в условиях концентрированного обучения специальным дисциплинам в вузе
Выявлены особенности проектирования содержания специальных дисциплин в условиях применения концентрированного обучения в техническом вузе строительного профиля и проектируемой системой контроля: разработка модульной учебной программы специальных дисциплин, состоящей из пояснительной записки, перечня требований к знаниям и умениям по дисциплине, перечня учебных модулей, видов и форм контроля…
ДиссертацияСовершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии: В условиях дополнительного образования
Эти обстоятельства делают область общения одной из самых проблемных в школе. Не преодолена, к сожалению, репрессивная направленность педагогического общениягуманистические принципы остаются в большей степени декларируемыми и реально не определяют характера взаимодействия учащихся и их наставников. Поскольку педагогическое общение детерминирует все стороны образовательного процесса, его деформации…
ДиссертацияРазвитие познавательной деятельности старшеклассников в процессе обучения истории на основе индивидуально-диагностической модели
Расширены представления об осуществлении деятельностного подхода в организации учебного познания учащихся старших классов в изучении истории. Выявлено, что в старших классах, учитывая особенности обучения истории, целесообразно строить процесс обучения таким образом, чтобы, развивая общеучебные и специфические для предмета приемы и способы получения знаний, учащиеся овладевали видами…
ДиссертацияРазвитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе доведения их до научной общественности, в том числе в докладах и статьях на VI, VII и VIII междисциплинарных научно-практических конференций аспирантов и соискателей (Москва, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — в материалах сборника «Проектирование подготовки социальных педагогов в системе непрерывного педагогического образования» в рамках…
ДиссертацияПедагогическая мастерская как форма организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя
Положительным результатом подготовки будущих учителей в условиях педагогической мастерской является сформированность показателей профессионально-творческой готовности: в мотивационно-ценностной сфере — осознание социальной и личностной значимости своей деятельности, направленность быть квалифицированным специалистом и готовность к профессиональному ростув интеллектуально-рефлексивной сфере…
ДиссертацияПедагогические условия развития музыкальной одаренности исполнителя в системе «колледж — специализированный вуз»
Актуальность исследования. Гуманитаризация современного образования актуализирует обращение и теоретиков, и практиков не только к личности учащегося, но и его индивидуальности. Качество образования в Концепции модернизации российского образования связываются с развитием активности, творческой инициативы, самостоятельности непосредственных участников образовательного процесса. Это обусловливает…
ДиссертацияПедагогические условия самореализация личности учащегося в системе непрерывного образования
Апробация исследования осуществлялась в форме их обсуждения на заседаниях лаборатории дополнительного образования ИОО МОПО РФ, докладов на городских, республиканских и международных научно-практических конференциях («Непрерывность образования» по программе «Школа-ВУЗ-Академия» в Совете Федерации Государственной Думы, февраль 1997 г.- Круглый стол «Синтез экономики, психологии, права в системе…
ДиссертацияРечевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход
Основные речеведческие понятия, предусмотренные программой, воспринимаются школьниками как содержательная основа текстовой деятельности. В частности формируется представление о тексте как многоуровневой структуре и о замысле как базовой для текстовой деятельности категории. Это проявляется в том, что к концу 6 класса школьники сознательно опираются на анализ языковых особенностей художественного…
ДиссертацияРечевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста
Если под речевым развитием учащихся понимать изменение способности воспринимать художественный текст, оценивая целесообразность использования языковых средств, и создавать собственный текст, отбирая средства языка в соответствии о речевой задачей, то методическими условиями, обеспечивающими эффективность речевого развития могут явиться: а) учет взаимосвязи восприятия и продуцирования текста как…
ДиссертацияПодготовка руководителей школ к управлению инновационными процессами: На фак. переподготовки и повышения квалификации
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: осуществлен ретроспективный анализ тенденций развития школ дореволюционной России конца XIX — начала XX века. Впервые управление инновационными процессами рассматривается в его преемственности и обусловленности историческими традициями. Подготовка руководителей школ к управлению инновационными процессами строится на основе учета выявленных…
ДиссертацияСовременные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза
Совершенствование двигательно-технического «аппарата» исполнителя предполагает отработку приёмов постоянного и регулярного «сброса» психофизиологических напряжений («зажимов», мышечных спазм), возникающих при игре. Практика свидетельствует, что эта задача зачастую выпадает из поля зрения преподавателей музыкально-исполнительских классов. Между тем, есть основания утверждать, что недостаточное…
ДиссертацияСтановление естественнонаучного образования в России в XVIII — первой половине XIX вв.: до реформ 60-х гг
Факторами развития содержания, методов и форм организации естественнонаучного образования в дореформенной России явились: внешние — актуальные потребности практической жизни в квалифицированных специалистахразвитие наукирелигиозно-охранительная и сословно-ограничительная политика государственного аппаратаобщественно-педагогическое движение. На определенном этапе развития школьного естествознания…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Системный подход к решению проблемы взаимодействия субъектов позволил определить и описать организационно-педагогические условия в педагогической модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Было выделено два уровня условий: 1) организационные (обеспечивают динамичность протекания процесса взаимодействия): готовность педагога и ребенка…
ДиссертацияСтруктура и содержание процесса экспорта образовательных услуг в вузах физической культуры и спорта (на примере Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризм
Второй этап (2009;2010 гг.): проходило теоретическое осмысление накопленных данных, их анализ и сопоставление, обобщался опыт мирового сообщества в модернизации систем подготовки кадров для зарубежных стран, выявлялся комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования системы экспорта образовательных услуг РГУФКСМиТ, анализировались ресурсы и конкурентные возможности…
ДиссертацияТенденции становления и развития вечерней школы как центра образования
Методологическую основу исследования составляют: положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлений системы образованияединство теории и практики, закономерность формирования профессионализма педагогов. В процессе исследования мы придерживались идеи гуманизации образования, изложенной в трудах А. С…
ДиссертацияВлияние гуманистической педагогики Л.Н. Толстого на процесс развития народного образования в Якутии в конце XIX — начале XX вв.: историко-педагогический анализ
Развитие русской педагогики в конце XIX — начале XX веков представляет собой обусловленную социально-историческими условиями совокупность принципов гуманизма. Педагогическое творчество JT.H. Толстого многогранно и многоаспектно. Наследие JI.H. Толстого, его педагогические идеи оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и нашли подтверждение в последующем развитии образования в России…
ДиссертацияУправление процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы
Во всех звеньях перспективной системы образования должно уделяться повышенное внимание проблемам использования информации как нового ресурса развития общества и перспективным информационным технологиям, являющимся катализатором этого развития. Анализ теории и практики применения информационно-компьютерных систем управления обучением в высшей профессиональной школе показал, что они позволяют…
ДиссертацияФормирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии
Деловое общение и формирование культуры делового общения были предметом исследования экономистов, социологов, психологов. Отдельные аспекты коммуникативных основ управленческой деятельности освещаются в публикациях по социальной психологии и деловому общению. Обзор теорий коммуникаций даётся в публикациях С. Мики, З. И. Ненцкого, Ю.В. Под-гурецкого, Н. И. Архиповой, В. В. Кульба, С. А. Косяченко…
ДиссертацияВзаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника
9 связи с этим она требует от читателя «четкости несения мысли» (В.Г.Белинский). В балладе более важным является «ощущение» (В.Г.Белинский) от события, описанного автором, однако чувства в ней «спрятаны» и из-за экспрессии сюжета менее разработаны. В восприятии последней наблюдается глубокий разрыв между «эмоциями материала» и «эмоциями формы», поэтому ее постижение учениками происходит…
Диссертация