Формирование готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников
Переход к новым отношениям в сфере труда и занятости населения в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально иной ситуации социально-трудовых отношений. В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи. Это достаточно…
ДиссертацияФормирование гражданской культуры будущих юристов в процессе профессиональной подготовки
Выявлены и обоснованы критерии сформированности гражданской культуры, которые характеризуются структурой уровней гражданской культуры (социально — дезориентированный, социально — ориентированный, социально — ценностный, социально и личностно значимый), компоненты гражданская идентификация, активное участие в политической жизни и соблюдение правовых норм гражданского общества, овладение профессией…
ДиссертацияЭколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике
Современными философами и культурологами отмечается тенденция к сближению ценностных установок Запада и Востока в области взаимоотношений человека и природы, повышению интенсивности диалога культур Основной вектор цивилизационного развития, который позволит перейти к гармоничному взаимодействию с природой, видится им в усилении духовной составляющей в системе взаимоотношений человека и природы…
ДиссертацияФормирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла
На третьем этапе (1990;1993 гг.) был проведен формирующий эксперимент, который разделялся на два подэтапа: частично-форми-рующий — посредством усиления ориентации на формирование педагогической культуры студентов в преподавании цикла педагогических дисциплин (П-Ш курсы) и непосредственно-формирующий — организация и проведение занятий спецпрактикума «Основы педагогической культуры будущего…
ДиссертацияИгровое моделирование как средство формирования профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре
Особенности игрового моделирования как средства формирования профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре: создание в учебно-воспитательной ситуации условий реальной профессиональной деятельностиобогащение представлений студентов о функциональных обязанностях будущего педагога по физической культуре и условиях его деятельностипредоставление участникам игры возможности…
ДиссертацияКоллективная творческая деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры подростков
Качественно-количественная обработка данных, полученных в ходе применения диагностического комплекса на этапе констатирующего эксперимента, подтвердила необходимость воспитания коммуникативной культуры подростков. В частности, необходимость организации деятельности, при включении в которую у учащихся будет повышаться уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, знаний…
ДиссертацияНародная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Анализ теоретических позиций, раскрывающих воспитательные возможности народной культуры, позволили определить ее как универсальное средство решения задач разных разделов воспитания, что явилось основанием для изучения ее потенциала в формировании тендерной толерантности детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: терминологической определенности тендерной толерантности как…
ДиссертацияМеждисциплинарные объединения учащихся как средство формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея
Формирование современной личности, способной плодотворно жить в быстро меняющихся условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, ставит перед российской школой в качестве одной из важнейших задач развитие такого качества личности, как толерантность. Проблемы образования и воспитания…
ДиссертацияМониторинг профессионального воспитания будущего педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса вуза
Профессиональное воспитание будущих педагогов представляет собой целенаправленный и управляемый процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов, предстающая в единстве трех ее компонентов — когнитивного, эмоционального и деятельно-практического. В основе профессиональной воспитанности, лежит нравственно-эстетическое отношение будущего учителя…
ДиссертацияПедагогические идеи Л. Н. Толстого как средство гуманистического воспитания подростков
Большое внимание уделяли этой проблеме основоположн С. Т. Щацкий, П, Н. Лепешинский, П. П. Блонский, а также новато Ф. Ф. Королев и другие. В их трудах сформулированы основные теоретические предпосылки воспитания подрастающего поколения на основе идей гуманизма и демократии. Они утверждали, что весь стиль деятельности учебно-воспитательных учреждений, вся их работа должны быть пронизаны гуманными…
ДиссертацияПедагогические основы конструирования и применения тестов в оценке профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: На примере вузов Польши
При подготовке специалиста оценка ее результатов во многом определяется спецификой профессионального обучения. Наиболее рациональным подходом для квалификации качеств, знаний и умений профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы является использование концепции многостепенного проверочного (дидактического) теста. Среди методов, которые наиболее удовлетворяют этим…
ДиссертацияПедагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе
Теоретический анализ, реальная ситуация образовательной практики в школе позволил выделить ряд существующих противоречий между: необходимостью построения образовательного процесса, готовящего личность, адаптированную к жизни в постиндустриальном обществе и недостаточной разработкой направлений и путей решения данной задачипотребностью организации учебного процесса с учетом потребностей рынка…
ДиссертацияПедагогические условия формирования содержания непрерывного математического образования в системе школа — ССУЗ — ВУЗ
Этап (1996;1997гг) — исследование проблемы включало: а) Анапа литературы. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемеобобщение отечественного и зарубежного опыта по формированию содержания образования, введению новых форм и методов обучения и учениявыявление особенностей реализации педагогических условий в непрерывном образовании, выявление критериев отбора содержания…
ДиссертацияПедагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ нашли отражение в публикациях автора. Ход и результаты теоретического и экспериментального исследования были представлены и одобрены на заседаниях кафедр общей и социальной педагогики УрГПУ, эстетики ДД УрГПУ и ИЦЭВ РАО (Москва), развития личности ИРРО (Екатеринбург), в гимназии № 9 г. Екатеринбурга, школе искусств № 2 г…
ДиссертацияПедагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса
Вместе с тем, несмотря на то, что символ давно и прочно вошел в арсенал средств педагогического взаимодействия, его воспитательная сущность и потенции изучены явно недостаточно. Понятие символа до сих пор не определено в педагогической науке, хотя есть философские основания для его разработки. Исследования символов в области педагогики носят обзорный и фрагментарный и характер. Лишь в некоторых…
ДиссертацияПедагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе
Так, из 70 опрошенных учителей, 12% — давали полное определение цели, способов их определения, умели их конкретизировать- 41% — неполный ответ- 47% — поверхностный. На основе анализа практической части исследования, мы сделали вывод, что проектирование целевого компонента познавательной деятельности учащихся в образовательной программе ставится не диагностично. Цели заданы слишком описательно…
ДиссертацияПодготовка будущего учителя технологии к реализации предпринимательской функции в профессиональной деятельности
В рамках разработанной модели процесса подготовки будущего учителя технологии к реализации предпринимательской функции, показано, что эффективность этого процесса определяется реализацией комплекса следующих педагогических условий: а) образовательный процесс ориентирован на активное и мотивированное овладение студентами системой профессиональных знаний и умений и побуждение субъекта учебной…
ДиссертацияПодготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий
Широкое внедрение тестов и тестовых испытаний как средства осуществления оценочной деятельности и наличие некоторых положительных результатов не привели к радикальному улучшению качества образования. В практике внедрения педагогического тестирования существует ряд проблем, мешающих качественному скачку в развитии образовательной системы в целом. Так, невозможность или неумение использовать…
ДиссертацияСистема обучения дошкольников и младших школьников народному искусству: На материале искусства народов Дагестана
Разработать критерии отбора оптимального содержания для обучения дошкольников и школьников искусству народов Дагестана. В решении данного вопроса мы опирались, во-первых, на результаты опроса, анкетирования среди работников образования, воспитателей и учителей, а также показатели тестирования и выполнения контрольных заданий среди детей, которые выявили следующие характерные особенности: а…
ДиссертацияОсобенности формирования речи у детей дошкольного возраста
В самостоятельной речи ребенок начинает повторять первый, второй слог (гая — горячий, вока — горка, ва — вода, эба — арбуз, хамакамень, лама — помидор, ana — лампа, тига — книга). Повторяя за взрослыми звуки и слова, ребенок сам переносит новые сочетания на другие слова (бабу'ка, деду’ка, маму’ка). В 1 г. 5 мес. — 1 г. 6 мес. заметно возрастает любознательность детей. Они с удовольствием…
ДиссертацияПредупреждение трудностей письма и чтения у учащихся первых классов с функциональными расстройствами зрения в букварный период обучения грамоте
Между тем в современной тифлопедагогике объектом изучения выступают и дети с функциональными расстройствами зрения в виде амблиопии разной степени, косоглазия разных видов, нарушения рефракции слабой и средней степени, астигматизма. По данным офтальмологической литературы эта довольно большая группа детей (Э.С. Аветисов) составляет 1,5−3% от общего количества нормально видящих детей. Дети данной…
ДиссертацияОсобенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков
Выявление позитивного потенциала историко-педагогического опыта воспитания в коми семье второй половины XIX — начала XX веков направлено на развитие и совершенствование современной практики семейного воспитания. Значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы позволяют смоделировать идеальный образ современной семьи, ориентировать детей на проверенные временем ценности…
ДиссертацияТеоретические основы организации контроля результатов учебной деятельности студентов в процессе модульно-дистанционного обучения
Развитие современного общества связано с возрастающей ролью ЭВМ и расширением информационного потока. Эти два фактора, объединившись, взаимно обогащают друг друга, создавая такие формы общения и передачи информации, как Internet. На основе этого возросла роль знаний и потребность их расширения и систематизации, что невозможно без качественного изменения учебного процесса. Дистанционное обучение…
ДиссертацияВзаимодействие региональных систем социальной защиты населения и социального образования
В качестве теоретико-методологической основы взаимодействия региональных ССЗН и ССО выступают концепции личностного образования, базирующиеся на идеях гуманистической педагогики, концепции социокультурной политики, основой которых служат идеи социокультурной жизнедеятельности личности. В соответствии с концепцией свободы в гуманистической педагогике «объектом образования» не может выступать…
ДиссертацияВоспитание культуры межнационального общения старшеклассников: На примере общеобразовательных школ г. Барнаула
Методологическую основу исследования составляют: на философском уровне — положения социально-исторического детерминизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Сорокин), функционализма (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Р. Турнвальда) и культурного релятивизма (Р. Бенедикт, Ф. Боас, А. Крёбер, М. Мид, С. А. Токарев, М. Херсковец) — на общенаучном уровне — поликультурный…
ДиссертацияВыявление трудностей при обучении аудированию, обусловленных стилевой принадлежностью звучащих текстов: На материале английского языка для младших курсов языкового вуза
На первый план выходит необходимость в понимании на слух аутентичной английской речи в ее книжном и разговорном вариантах, которая диктуется, прежде всего, значительным расширением сфер использования английской разговорной речи. Это связано с проникновением ее элементов в официальный стиль устной коммуникации. Проблема состоит в недостаточной подготовленности студентов к полному и точному…
ДиссертацияОсобенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг
Школа как социальный институт, связывающий национальную культуру с общественным сознанием, есть системообразующий элемент национального организма, неотъемлемый фактор общественного развития. Первоочередной задачей в настоящее время являются восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы, возврата ей действительно национального характера. Современная национальная школа может стать…
ДиссертацияСтановление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования
Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры Сантропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии…
ДиссертацияРазвитие творческой активности студентов неязыкового вуза в процессе моделирования иноязычной профессиональной деятельности будущего специалиста
Показателем её развития является степень выраженности основных компонентов модели. Общим показателем выступает разносторонняя творческая активность будущего специалиста в процессе иноязычного профессионального общения. Результирующей в данных изменениях выступает творческая активность как часть профессиональной компетенции, как часть интегральных качеств специалиста, единства информационной…
ДиссертацияТехнологическое обеспечение автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке преподавателя-лингвиста
Основной особенностью сегодняшнего мира является становление информационного общества, в котором способность добывать, перерабатывать и использовать информацию имеет решающее значение. Особую ценность приобретает не столько знание совокупности определенных фактов и данных самих по себе, сколько умение их осмысливать и интерпретировать, поскольку со временем данные и факты могут устаревать или…
Диссертация