Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения
Методолого-теоретическую основу исследования составляют базовые концепции программированного и проблемного обучения (В.П.Беспалько, В. Оконь), познавательного интереса (Г.И.Щукина), системно-деятельностного подхода в процессе формирования ведущих сфер личности (Ю.А.Азаров, А. В. Карпов, А. НЛеонтьев, Б. ФЛомов, М. И. Рожков, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), теории поэтапного формирования…
ДиссертацияФормирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией
Итоговый анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у дошкольников с нарушениями речи разные уровни развития интонационной выразительности речи (в основном низкий и средний), что определило необходимость разработки эффективной методики по ее коррекции и совершенствованию. Настоящее исследование направлено на поиск оптимальных путей обучения интонации дошкольников с ФФН и ОНР 3 уровня…
ДиссертацияАктивизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки
Проблема активизации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки представляется нам особо актуальной и в связи с тем, что за последние десятилетия в образовательный процесс все более глубоко проникают информационные технологии, базирующиеся на технических достижениях, таких как персональные компьютеры, мультимедийное оборудование, глобальные телекоммуникационные сети…
ДиссертацияФормирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе
Разработка теоретико-методологических основ процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе базировалась на его уровневом осмыслении. В качестве ведущего был избран культурологический подход. На философском уровне особое значение имел также аксиологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в социальном образовании. Общенаучный…
ДиссертацияФормирование математической культуры у учащихся начального профессионального образования
Исследование проблемы на методико-праксиологическом уровне мы связываем с ориентацией учащихся в ценностях математической культуры. Ценности математической культуры рассматриваются с позиции деятельно-стного подхода, поэтому делим их, исходя из исследований М. Рокича, на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Это позволяет субординировать ценности математической…
ДиссертацияАутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей в процессе обучения английскому языку
В этих условиях большую значимость приобретает развитие социокультурной компетенции в сфере профессиональной коммуникации студентов экономических специальностей как компонента содержания обучения иностранному языку. Социокультурная компетенция включает в себя знания всего того, что составляет культуру стран изучаемого языка: условий и культуры общения, правил речевого поведения в условиях…
ДиссертацияФормирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы
Необходимо отметить, что в процессе эксперимента были получены данные, подтверждающие, что формирование методологических и прикладных знаний непосредственно положительно влияет на общее развитие учащихся. Для анализа качества знаний и развития учащихся были использованы нестандартные методики оценки сформированности навыков умственной деятельности, умений преобразования знаний, а также…
ДиссертацияФормирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых
Мотивация достижения успеха выступает в качестве позитивного фактора деятельности, определяющего стремление человека добиваться успехов в деятельности, что в значительной степени определяет ее продуктивность. Обращает на себя интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной работы. В общепедагогической литературе…
ДиссертацияФормирование общественно-политической активности старшеклассников в деятельности комсомольских организаций по интернациональному воспитанию
В соответствии с результатами I этапа работы была разработана программа опытно-педагогической работы (см. приложение № I). В эту программу включена в определенной последовательности преобразующая работа по педагогически обоснованному совершенствованию процесса формирования общественно-политической активности старших школьников в деятельности комсомольски х организаций по интернациональному…
ДиссертацияДидактические особенности применения нестандартных учебных заданий для формирования основ алгоритмической культуры учащихся
Установлено, что независимо от используемой терминологии всеми педагогами признается важная роль алгоритма как детерминированной последовательности действий, используемой для активизации познавательной деятельности. В европейской педагогике в центре внимания стоял вопрос о включении обучающегося в познавательную и учебную деятельность под руководством педагога, который «учил мыслить…
ДиссертацияФормирование автономной позиции старшеклассников на уроках истории как фактор становления их гражданственности
В традиционной педагогике воспитание понимается как «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни». «Воспитание в специальном педагогическом смысле, — читаем у Ю. К. Бабанского, — есть процесс и результат целенаправленного влияния…
ДиссертацияФормирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища
Педагогическими условиями формирования профессионального мастерства будущих специалистов являются: реализация диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменение педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения…
ДиссертацияИзучение русских народных сказок в контексте «Диалога культур» в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан
Результаты исследования могут использоваться при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей. Предлагаемая система уроков может быть использована учителями словесниками как татарской, так и русской школы. Проведенное исследование представляет собой первую попытку…
ДиссертацияСоциально-педагогическая работа с детьми-иммигрантами в системе поликультурного образования Великобритании
Социально-педагогическая работа с детьми-иммигрантами реализуется в системе общеобразовательных учреждений при поддержке социальных педагогов, психологов, педагогов — переводчиков, учителей, а так же узкого круга специалистов. При включении детей в общеобразовательный процесс на основе билингвального подхода следует указать на использование психолого-педагогических форм и методов, ставящих…
ДиссертацияРазвитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования
В нашей модели развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой следует развести и систематизировать условия мотивационной среды, чтобы можно было более четко представить весь спектр условий, влияющих на мотивацию личности. Стоит выделить четыре группы условий. Первая группа: организационные — условия — все документы, которые регламентируют деятельность ребенка…
ДиссертацияРазвитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике
На первом этапе (1994;1995гг.) был проведен анализ состояния проблемы развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике в психолого-педагогической литературе и школьной практике, сформулированы цель, основные задачи, гипотеза исследованияисследован уровень обученности учащихся, определены экспериментальные и контрольные классы, проведен констатирующий эксперимент. Основными…
ДиссертацияПроектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов: На примере математики
Основные положения и результаты исследования докладывались на межвузовских конференциях Тольяттиского политехнического института (2000, 2001, 2002 гг.) — на пятой Международной конференции «Развитие через качество» (Москва — Тольятти, 2000 г.) — на четвёртой Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» (Москва-Сызрань, 2001 г…
ДиссертацияПрофессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров
В связи с этим проблема профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе его переподготовки выходит на передний план. Следует отметить, что данная проблема чрезвычайно широка и многогранна. Существует много исследований, посвященных разным ее аспектам. Анализ сущностных характеристик, принципов, особенностей системы профессионального образования представлен в работах Г…
ДиссертацияПедагогические и профессиональные основы проектирования и реализации поэтапного формирования социальной компетентности студентов специальности «Журналистика»
Теоретико-методологическими основами проектирования процесса профессионально-личностного становления и развития специалиста в области средств массовой информации являются: учет современных социально-экономических и социокультурных условий развития общества и его требований к профессиональным и личностным качествам будущих журналистовнаправленность образования на компетентностно-ориентированный…
ДиссертацияПедагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания
Определено, что основными организационно-педагогическими требованиями системного, модульного и аксиологического подходов к формированию экологической культуры студента выступают: а) целостность, открытость и результативность структурной организации рассматриваемого процессаб) самостоятельность, активность и индивидуальный подход в овладе нии студентами знаниями, видами эколого-направленной…
ДиссертацияПедагогические условия формирования имиджа офицера в образовательном процессе ввуза
Общенаучный уровень исследования базируется на концепции личностно и гуманно-ориентированного общего и высшего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, А. К. Маркова, В. Г. Рындак, Г. Н. Сериков) — основных положениях теории ориентации личности в мире ценностей (М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Л.П. Разбе-гаева, Л.Н. Столович) и формирования ценностных ориентаций (М.Г. Казакина, Т. Н…
ДиссертацияПедагогические условия формирования коммуникативной компетенции студентов вуза в полиэтнической среде
Базируясь на вышеизложенном, процесс обучения деловому языку был организован как работа над созданием проекта транснациональной компании, объединившей людей-носителей разных культур. Разумеется, в рамках одной страны и одной культуры, носителями которой являются студенты, говорящие на одном языке, трудно решить задачу подлинной межкультурной коммуникации. Однако мы считаем, что принцип…
ДиссертацияСовершенствование обучения диалогическому общению студентов в целях развития умений неподготовленной речи: На материале II курса немецких отделений языкового факультета
Определенную новизну хотелось бы усмотреть также в предлагаемом нами решении проблемы, какими же должны быть диалогические речевые поступки обучаемых в плане уже внедрившегося в методическую науку противопоставления реальной и условной речевой коммуникации. Для нас принципиальное значение в решении всех других вопросов исследования имело приводимое нами доказательство, что резкое…
ДиссертацияПедагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе
Условия, созданные нами в экспериментальной школе, и мероприятия, проводимые в рамках эксперимента, позволили значительно изменить картину распределения учителей по уровням развития каждого компонента физкультурно-рекреативной деятельности. В результате проделанной нами работы ситуация изменилась следующим образом. До начала эксперимента средний и высокий уровни развития мотивационно-целевого…
ДиссертацияРазвитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в 4 публикациях, творческих выставках работ по батику. Результаты исследования получили одобрение на научно — теоретических, практических конференциях профессорско — преподавательского коллектива Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета, на региональной научной конференции: Культура…
ДиссертацияРеализация идей синергетики в содержании биологического образования как условие успешности формирования экологического мировоззрения старшеклассников
На основе теоретического анализа философской, научной и педагогической литературы выявлены функции мировоззрения в содержании общего среднего образования. В трудах P.C. Карпинской, Б. Д. Комиссарова, И. Я. Лернера, И. К. Лисеева, А. Г. Спиркина, И.Т. Су-равегиной, A.C. Тонких, В. Ф. Черноволенко, и др. раскрыты свойственные мировоззрению функции: обосновывать цели, являться средством отбора…
ДиссертацияПодготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе
Организация и этапы исследования. Эксперимент выполнялся на базе Братского государственного технического университета. Исследовалась работа преподавателей в плане их психолого-педагогической подготовки и реализации ее в гуманизации педагогического процесса, имеющих различный возраст, пол, опыт работы, различные научные звания. В рамках действующей структуры центра социально-психологического…
ДиссертацияПодготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса
Следует ещё раз обратить внимание на то, что сформировавшееся в процессе предварительной хормейстерской работы представление о музыкальном материале (партитуре), является в определённом смысле абстрактным. На практике оно обязательно должно быть скорректировано и дополнено конкретной ситуацией в хоровом коллективе, его звучанием в данных акустических и психологических условиях, необходимо…
ДиссертацияСистемный подход к оценке эффективности профессионального обучения школьников профессиям швейного профиля
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в профессиональной педагогике и профессиональном образовании осуществлено проектирование и реализация системы оценки эффективности профессионального обучения школьников профессиям швейного профиляопределены мотивационные, аналитико-прогностические, контрольные, диагностические и информационно-исследовательские функции системысоздана…
ДиссертацияСодержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования
В последнее время в России отмечается тенденция быстрых личностных изменений, которая характерна для людей, адаптированных к современным социальным и культурно-экономическим условиям. Специалисты отмечают особую значимость способности личности адекватно реагировать на происходящие перемены, креативности, гибкости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, уважения к другим людям, культурам…
Диссертация