Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства
Философской базой стали труды М. .М.Бахтина, Г. Д. Гачева, Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина. Д. С. Лихачева, в которых обосновывается и разрабатывается культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчество как проявление духовной сущности человека. Теория развивающего обучения представлена в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева и других авторов. Основные принципы…
ДиссертацияФормирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано
Чрезвычайно важна и значительна в этом процессе роль педагога-музыканта, направляющего формирование личности учащегося, помогающего преодолеть инертность музыкального восприятия, развить весь комплекс музыкальных способностей. Для решения этих задач необходимо множество условий: компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой…
ДиссертацияАналогия как средство теоретического освоения студентами дисциплин педагогического цикла
Эффективность применения аналогии в процессе изучения педагогических дисциплин определяется следующими условиями: внешними (систематическое применение аналогии в процессе изучения дисциплин педагогического цикла, построение всех используемых на занятиях аналогий в соответствии с дидактической моделью аналогии, соблюдение общенаучных и дидактических правил применения метода аналогии, оптимальный…
ДиссертацияФормирование содержания регионального компонента стандарта среднего профессионального образования: На примере специальности «Технология машиностроения»
Апробация и внедрение результатов исследования. Тема диссертационного исследования выполнена в рамках «Концепции регионального компонента довузовского профессионального образования в Самарской области на 2005;2007 гг., приказ № 62 -од от 03.05. 2005 г. Работа по апробации и внедрению выдвигаемых в диссертации положений выполнялась в ходе экспериментальных исследований, проводимых на базе…
ДиссертацияДидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников
Предложенные учебно-методические материалы по дисциплине «Основы права», рабочие тетради для школьников, контрольные тесты по всем темам повысят доступность правового материала и обеспечат высокое качество правовых знаний. 3. Статистически значимые различия в качестве правовых знаний учащихся экспериментальных и контрольных классов подтвердили наши предположения о влиянии правового образования…
ДиссертацияФормирование основ межкультурной и межнациональной коммуникации у студентов будущих экономистов-международников средствами иностранного языка
Интернационализация деловых отношений, особенно в таких областях, как маркетинг, производство, управление, покупка/продажа товаров и оборудования, международное коммерческое право уже сегодня определяют специфику обучения экономистов иностранным языкам, которая на современном этапе определяется долговременными контактами по сотрудничеству, совместным освоением новых достижений, взаимодействием…
ДиссертацияФормирование педагогической направленности у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности
ОБЩИМ психолого-педагогическим условием перехода на высокий уровень педагогической направленности у студентов университета, как будущих воспитателей, и развития этого уровня является организация и развертывание коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей. Воспитательные возможности такой деятельности представляют собой ко нкретные условия формирования и развития высокого…
ДиссертацияФормирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
Апробация работы. Основные теоретические и I методологические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске (апрель 1996, май 1997, декабрь 1997, май 1998), на заседаниях т кафедры методик дошкольного воспитания Шадринского ы педагогического институтапо материалам исследования проведен спецкурс со студентами факультета дошкольной педагогики и психологии…
ДиссертацияГражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко
Основная цель тщательно конкретизировалась, делилась на близкие реальные (программа-минимум) и конечные цели (перспективные). Направление воспитания на первоначальном этапе создания колонии и трудового сообщества детей и взрослых руководствовалось следующей программой-минимумом: дисциплинированность, работоспособность, честность, политическая сознательность. С развитием коллектива воспитательная…
ДиссертацияИсторико-математическая подготовка как средство культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже
На втором этапе (2001;2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, посвященный апробации и корректировке разработанной нами системы историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже как одного из видов их профессиональной подготовки. Параллельно с этим осуществлялась оценка ее эффективности в системе требований современного культурологического личностно…
ДиссертацияЛингвометодические основы базового учебника практического курса русского языка для студентов-филологов вузов Ирана
Как известно, основные цели обучения русскому языку студентов-филологов национальных вузов, которые выступают в качестве социального заказа на определенном этапе развития общества, предполагают реализацию целого комплекса учебных задач, а именно: а) овладение речевой деятельностью в заданных сферах общенияб) усвоение широких страноведческих знанийв) выработку некоторых педагогических навыков…
ДиссертацияМузыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения) — устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста) — синкретизм (единство вербального…
ДиссертацияМоделирование процесса подготовки абитуриентов в условиях модернизации инженерного образования
Психологические проблемы мотивации абитуриентов, педагогические проблемы содержания и технологий организации процесса довузовской подготовки, обеспечивающих адаптацию первокурсников и повышение качества выпускаемых специалистов опубликованы на различных этапах исследования в ряде рецензируемых научных журналов из списка, утвержденного ВАК, а также обсуждались более чем на 30 конференциях…
ДиссертацияМатематические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и внедрен в образовательный процесс алгоритм информационно-математического моделирования, позволяющий более полно использовать развивающий потенциал учебной информации. Математическая модель и технология построения критерия оценки «уровня личностных достижений обучаемого», а также разработанные методики применения математических…
ДиссертацияМетодика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении: На основе Рериховской концепции эстетического воспитания
Методологической основой исследования явились положения прогрессивной диалектики о единстве теории и практики, объективных и субъективных факторах, о взаимосвязи природы, общества и личности, научные положения о единстве эстетического и этического в искусстве (Ш.А. Амонашвили, П. П. Блонского, JI.C. Выготского, А .Я. Зись, Н. И. Киященко, Т. С. Комаровой, Н. К. Крупской, В. А. Разумного, JI. H…
ДиссертацияРазвитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения
Научная новизна исследования: определены основные этапы развития арабо-андалузского вокального искусства и школы пенияохарактеризован учебный репертуар в классе «Арабо-андалузское пение» с позиции интонационной теории Б. В. Асафьева, концепции Т. В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества, теории Н. Г. Шахназаровой о двух типах музыкального профессионализмадана сравнительная…
ДиссертацияНоогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации
Вместе с тем эколого-педагогическое образование находится на начальном этапе развития, поэтому потребуется достаточно много усилий различных специалистов в области философии, психологии, педагогики, экологии для продолжения исследований: по развитию содержания, технологий обучения студентов, уточнения границ предметной области «Экология», проведении мониторинга профессионально-экологической…
ДиссертацияРазвитие системы обучения истории искусств как способ повышения профессиональной компетентности выпускников вуза: на примере специальности 290100 «Архитектура»
По мере того, как человечество шагнуло в третье тысячелетие, определяющей характеристикой этого этапа представляется переход человечества из технократического периода развития цивилизации в новый период изменения ноосферы. И эта данность требует направленности высшей профессиональной школы на декларируемые «Законом об образовании РФ» гуманистические цели образования, сформировавшиеся еще на этапе…
ДиссертацияРазвитие социальной компетентности менеджеров в условиях дополнительного профессионального образования на предприятии
Экспериментально подтверждено, что комплекс педагогических условий обеспечение взаимосвязи целей, содержания дополнительного профессионального образования менеджеров со стратегическими целями развития предприятияразработка индивидуальных программ развития социальной компетентности менеджеров, особенностью которых является критическое осмысление профессиональной деятельности, структурирование…
ДиссертацияПедагогические условия осознания младшими школьниками личной значимости изучения иностранного языка: на примере английского языка
В третьей главе мы решили следующие задачи — определили и обосновали содержание начального образования, ориентированного на формирование осознанного личностного отношения к учению. Отбор содержания обучения, лежащего в основе личностно значимой коммуникативной деятельности, осуществлялся нами в соответствии со следующими требованиями: отобранный материал имел коммуникативно-побудительную…
ДиссертацияРазвитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенное обоснование процесса развития творческой активности младших школьников в условиях интеграции индивидуального и дифференцированного обучения, способствует решению одной из основных задач современного образования: превращения ученика из объекта обучения в его субъект, «своими действиями создающего свою индивидуальность…
ДиссертацияСовершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи
Научная новизна исследованной проблемы заключается в том, что методическая организация обучения функционально-смысловым типам русской монологической речи в ее письменном варианте билингвов-осетин впервые становится объектом научных изысканий. В работе дана научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система совершенствования письменной монологической речи в процессе…
ДиссертацияПедагогическое стимулирование познавательных интересов подростков в деятельности классного руководителя
Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года указывается, что педагогические условия этого процесса состоят в «ориентации образования не только! на усвоение обучающимся определенной» суммы знаний…
ДиссертацияПервичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового возраста
Барьер к отрицательным влияниям среды, по мнению H.JI. Пономарева, это интегративное личностное образование, основанное на стойком проявлении психологической и нравственной устойчивости личности, составляющее ее внутреннюю позицию. Суть этой формулировки вполне соответствует нашему пониманию устойчивости личности к отрицательным влияниям внешней среды. Неблагоприятные факторы среды действуют…
ДиссертацияРегиональные особенности профессиональной подготовки социальных работников в вузе
Социально-экономические особенности включают своеобразие видов трудовой деятельности населения, профессиональный состав жителей и обеспеченность уровня их жизни. Для коренных народов Крайнего Севера характерно занятие оленеводством, рыболовством, охотойхарактер труда некоренного населения преимущественно связан с освоением природных ресурсовнедостаточно полная степень удовлетворенности социальных…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические основы предпринимательской подготовки учащихся: В системе дополнительного образования детей
При новых социально-экономических реалиях жизни общества и с учетом культурно-исторических традиций, опыта развития предпринима тельства в России. Во-вторых, разработано и. экспериментально проверено содержание предпринимательской подготовки учащихся в области дополнительного об разования, соответствующее логике предпринимательской деятельности. Разработан обязательный минимум содержания…
ДиссертацияСодержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII — I половины XIX века
В исследовании реализована система разнообразных семантических связей, осуществляемых в формах и методах, опирающихся на художественно-образную символику, обогащающую и порождающую новые эффективные технологии гармонического развития личности будущего педагога-художника — патриота своей страны, бережно хранящего и преумножающего ее художественно-исторические традиции, отшлифованные и проверенные…
ДиссертацияТехнология обучения руководителей образовательных учреждений преодолению личностных затруднений в управлении
Исследование подтвердило предположение, что предлагаемая технология будет эффектной, если процесс обучения слушателей строится на рефлексной основе, позволяющей осознавать недостаточность знаний и умений по преодолению затруднений в управлении. Для успешной работы со слушателями необходимо осуществлять построение образовательного процесса с учетом выявленных затруднений. Эффективность технологии…
ДиссертацияТеоретические основы рискологии как средство оценки эффективности учебных программ и педагогических технологий
Если процесс обучения отобразить 5-образной характеристической кривой /5,6,48/, то начальную фазу его составляет «понимание», отражающее процесс понимания предмета изучения, последующую — «накопление знаний» и конечную — «практические навыки», приобретаемые в процессе применения знаний нз практике, накопления опыта, профессионализма в работе. Переход к компьютерному обуче-^ нию позволяет…
ДиссертацияСоциальное проектирование как средство формирования гражданской компетентности студентов вуза
Результаты исследования были обсуждены и одобрены на Международном семинаре «Гражданское образование: новые подходы к подготовке преподавателей» (Самара, 20 — 23 октября 2004 г.) — республиканском семинаре «Активные методы преподавания в гражданском образовании» (Чебоксары, 28 — 30 октября 2004 г.) — Всероссийской конференции «Гражданское образование: ценности и приоритеты» (Брянск, 25…
Диссертация