Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена созданием новой образовательной ситуации на фоне регионализации и экологизации школьного образования с одной стороны и слабой разработанностью методических материалов для реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта с другой стороны. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания…
ДиссертацияФормирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы
Основой формирования исследовательских умений является такой специфический вид деятельности как исследовательская деятельность. На основе анализа различных подходов к определению состава исследовательских умений, приведенных в научной литературе, а также учитывая специфику деятельности специалиста, использующего научное исследование в производственных условиях, мы выделили следующие…
ДиссертацияФормирование творческого потенциала будущих учителей: на материале средних специальных учебных заведений
Творческий потенциал будущего учителя, включает мотивационный, содержательный, коммуникативный и операционный компоненты. Приоритетным элементом мотивационного компонента являются эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу творческой деятельности, стремление к творческим достижениямсодержательного — осмысленность, глубина и прочность знанийкоммуникативного — аргументированное…
ДиссертацияФормирование конкурентоспособности специалистов в системе среднего профессионального образования: На примере подготовки менеджеров гостинично-туристического сервиса
Практическая значимость исследования. Его результаты способствуют определению методов формирования конкурентоспособности будущих специалистов среднего звенавыявлению и экспериментальной проверке дидактических условий, позволяющих в процессе учебно-воспитательной работы развивать у студентов средних специальных учебных заведений целостное видение современного рынка труда. Разработка специального…
ДиссертацияДидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования
Разработанная нами система экологического образования подростков долгосрочна. Она рассчитана на три года. При этом занятия проводятся по 4 часа в неделю в первый год обучения и по 6 часов в неделю во второй и в третий год обучения. Внедрение системы экологического образования «Экомир» проходило в 4 этапа. На первом этапе (диагностическом) был проведен анализ психолого-педагогической…
ДиссертацияФормирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба)
Рассмотрение учебного процесса во взаимосвязи его компонентов, подход к нему как к развивающемуся, усложняющемуся явлению, а к отдельному уроку как к части целого /то есть части всего процесса изучения курса от первого урока и до последнего/важнейшее условие реализации диалектического подхода к организации обучения. Решение задач формирования мировоззрения учащихся на каждом уроке предусматривает…
ДиссертацияФормирование педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в процессе изучения правовых дисциплин
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепции целостного педагогического процесса, формирования и развития профессиональной компетентности специалиста как составной части общей системы формирования личности: концепция личностно-деятельностного подхода (А.К.Дусавицкий, Г. И. Щукина, И.С. Якиманская) — теория профессионально-педагогической деятельности (Н.В…
ДиссертацияФормирование этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды: На материале марийских школ Республики Татарстан
Анализ историко-этнографической и историко-педагогической литературы показал, что основным источником развития этнического самосознания марийского народа с древнейших времен являлась марийская национальная культура, а главным средством формирования этнического самосознания — марийская народная педагогика, которой накоплен богатейший опыт формирования этнического самосознания подрастающего…
ДиссертацияГуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа
В исследованиях Д. Б. Богоявленской, И. С. Кона, Ю. Н. Кулюткина, Т. Н. Мальковской, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании. В контексте теории адаптации и социализации учащихся (В.А. Кан-Калик, В. Н. Никитенко и др.) определены основные характеристики и пути создания гуманистической воспитательной среды. Общение…
ДиссертацияИнтенсификация процесса обучения как фактор социально-личностного профессионального становления будущего специалиста по сервису и туризму
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы выявлена, обоснована и апробирована совокупность организационных и психолого-педагогических условий интенсификации процесса обучения будущих специалистов по сервису и туризму: 1) усиление мотивационной направленности обучения посредством самоактуализации и самореализации личности студента- 2) интеграция фундаментальной и специальной подготовки…
ДиссертацияИнформационно-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России
Образовательный процесс в вузах ГПС МЧС России отличается специфическими особенностями и условиями становления личности сотрудника Государственной противопожарной службы, спецификой оперативно-служебных задач, выполнение которых связано с эмоциональным и физическим напряжением. Поэтому основными современными тенденциями профессионального образования выступают информатизация и технологизация…
ДиссертацияЛичностно-ориентированная технология обучения студентов технического вуза иностранному языку
В науке недостаточно отражены вопросы интеграции инженерного и педагогического знания, анализа совокупности технических и психологических проблем. В течение всего советского периода в системе высшего образования студент рассматривался как объект обучения, личностный потенциал которого направлялся на усвоение определенного извне заданного содержания. В системе образования в целом и в языковой…
ДиссертацияМоделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы
Поставленные задачи исследования решены: изучены и проанализированы теоретические источники по теме исследованияуточнены понятия «воспитательный процесс», «эффективность воспитательного процесса», «модель воспитательного процесса», «воспитанность учащихся» — изучен и проанализирован опыт работы школ по проблеме повышения эффективности воспитательного процесса в 8 — 9 классахвыделены…
ДиссертацияМетодика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования
Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеющихся недостатков в системе муниципального образования, максимально ослабить которые и призвано управление системой муниципального общего, допрофессиоиапьного и начального профессионального образования. Главными болевыми точками здесь являются: недостаточный объем предметов гуманитарного цикла, консерватизм учебных программ…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия практического обучения студента колледжа
I этап — организаг^ионно-подготовителъный. Ориентирован на реализацию организационно-педагогических задач практического обучения: определение требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту автотранспортного хозяйства (в том числе со стороны работодателя): требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для компетентного выполнения профессиональной деятельности по уровням…
ДиссертацияСоциокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
Внешние причины связаны с теми вызовами мировому сообществу, в том числе России, которые определились на рубеже тысячелетий. Здесь приоритетными считаются семь основных «вызовов»: технологический, экологический, информационный, мировоззренческий, демографический, динамический, нравственный. Анализ этих проблем показывает, что «их глубинные корни находятся не в экономической, политической или…
ДиссертацияРазвитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения
Общую методологию исследования составляют основные философские положения современной теории познания, рассматривающие единство чувственного и рационального, формы и содержания, явления и сущности, объективного и субъективного в структуре познавательной деятельности индивида как движущую силу, фактор развития знания, источник его самодвижения и приближения к объективной истиневажнейшие положения…
ДиссертацияПроектирование индивидуальной образовательной деятельности будущих учителей при изучении педагогических дисциплин
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности — это многоуровневый процесс совместной деятельности преподавателя и студента, в ходе которого определяются цели и задачи, пути и средства профессионального саморазвития и самообразования будущего учителя. Общая технология данного процесса может быть представлена последовательностью следующих этапов: подготовительного, предполагающего…
ДиссертацияРазвитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве
Гипотеза исследования: развитие социально значимой деятельности старшеклассников будет успешным если: обеспечивается поэтапное, многомерное развитие гуманистических, нравственно-ценностных социально-значимых ориентиров на личностном и деятельностном уровне с учетом современных социокультурных условийреализуется системно-задачный подход с учетом интеграции социокультурного и воспитательного…
ДиссертацияПедагогические условия формирования речевой культуры у слушателей подготовительных курсов в ВУЗе
На втором этапе (1992;1993 г.) определялось и отрабатывалось на практике содержание исследования в процессе довузовской подготовки учащихся, конкретизировалось основное содержание понятия «речевая культура личности» в контексте гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса вуза. На основе анализа теоретических источников, речевой практики учащихся были выявлены речевые коммуникативные…
ДиссертацияПедагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников
Формирование аудиовизуального восприятия медиатекстов предполагает многоплановое развитие личности старшеклассников, так как общение с произведениями искусства требует различных знаний и умений для понимания авторских смыслов и личностных свойств для переживания эстетических, нравственных эмоций. Применение показателей медиакомпетентности к диагностированию уровня аудиовизуального восприятия…
ДиссертацияОбучение определительным конструкциям как средство развития русской речи учащихся-осетин
Если и можно предположить, что языковое чутье позволит человеку при изучении родного языка без особых усилий добиться должного уровня коммуникативной компетентности, то при обучении неродному языку рассчитывать на такое развитие ситуации не приходится. Обучение неродной речи должно быть управляемым, хорошо продуманным. Бесспорная сложность языковой системы, ее речевой реализации обусловливает…
ДиссертацияПолисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: На материале вузов МВД России
Становление и развитие групповых субъектов управления и образовательной деятельности и достижение целевого, концептуального, социально-педагогического, технологического, критериального единства в образовательной системе вуза МВД России возможно на основе таких форм совместно-взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса, как: совместная разработка и реализация концепции…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия эффективного использования современных технических средств обучения в общеобразовательной школе
Методологической и теоретической основой исследования являются философские, психологические и педагогические идеи о современных концепциях общего образования, тенденциях его развития и влияния на становление человека в условиях информационного общества (Г. А. Бордовский, В. С. Леднев, Е. И. Машбиц) — методологические аспекты формирования информационного образовательного пространства…
ДиссертацияСистема диагностики психолого-педагогических знаний студентов в процессе формирования профессиональной компетентности
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме диагностики показывает, что актуальность ее постоянно возрастает, в связи со сменой приоритетов в современной модели профессионального образования в пользу личностноориентированной, направленной на развитие креативных и познавательных способностей будущего профессионала. Однако, приходиться констатировать, что на сегодняшний день…
ДиссертацияТехнология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника
Педагогической науке еще предстоит решить серьезную проблему, связанную с формированием гармонично развитой личности. Познавательная сфера ребенка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является…
ДиссертацияЗадачи с развивающими функциями как средство обеспечения преемственности в обучении математике между начальной и основной школой
Требования к набору дополнительных задач с развивающими функциями, обеспечивающего преемственность в обучении между начальной и основной школой, вытекают из ориентации на дальнейшее общее и математическое развитие учащихся, В главе 1 мы обосновали существование трех направлений общего развития (см. параграф 1.1) и трех направлений математического развития (см. параграф 1.3). Типология задач…
ДиссертацияПедагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом гимназии
Этап (1994 — 1995 уч. год) был проведен нами на базе негосударственного образовательного учреждения «Арт» и представлял собой пробный эксперимент по отработке учебных планов, образовательных программ, методик обучения и воспитания учащихся. На этом этапе были подготовлены основные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. В теоретическом аспекте работа над темой…
ДиссертацияДеятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков
При анализе концепций подросткового возраста и условий, содействующих саморазвитию и самосовершенствованию подростков, принципиальное значение имеют труды классиков педагогики и психологии, ученых, работавших в разное время, исповедовавших подчас существенно отличные мировоззренческие установки, но объединенных профессионализмом, любовью к науке и детям. Идеи и практические достижения П. П…
ДиссертацияИнтеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: На материале изучения древнерусской литературы
Анализ существующих программ обнаружил следующие проблемы в преподавании древнерусской литературы в школе: отсутствует система отбора произведений древнерусской литературы для изучения в каждом из классов: предлагаемый объем текстов либо ничтожно мал (как, например, в программах М. Б. Ладыгина, В.Г.Маранцмана), либо неоправданно велик (в программе Н.Н.Костаняна) — отбор произведений подчас…
Диссертация