Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности
Рефлексия представляет собой переосмысление личностью содержания собственного сознания, включающее осмысление сложившегося образа действительности, другого человека и самого себя на основе оценки этого образа и создания его критического образа. Процесс оценивания всегда предполагает соотнесение оцениваемого объекта с эталоном должного, в качестве которого в духовно-нравственной рефлексии…
ДиссертацияАксиологическое образование современного учителя: Методология, концепция, модели и технологии развития
Активно предпринимаемое сегодня в России междисциплинарное изучение проблемы ценностей как имплицитных детерминант социально-психического бытия человека актуализирует необычайно широкой спектр исследований, связанных с осмыслением феномена человека в рамках аксиологической парадигмы. При этом большое внимание уделяется как фундаментальным теоретическим подходам к интерпретации категории…
ДиссертацияАктивизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе
Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялась в 1999;2002 годах в ходе экспериментальной работы в школах № 2, № 18, № 23 г. Орла. Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете, на заседаниях кафедры теории и методики искусства Орловского…
ДиссертацияФормирование ценностного отношения к культурному наследию региона: На материале пропедевтических краеведческих курсов
Достоверность результатов исследования. Исследование проводилось в разных типах средних учебных заведений нескольких регионов страны. Всего в эксперименте приняло участие 338 ученика 13 классов (2−3 кл.) начальной школы. Эксперимент проводился 9 учителями со стажем работы от 1 до 20 лет, имеющих различную квалификацию. Автор, работая учителем, осуществлял экспериментальное преподавание…
ДиссертацияФормирование культурологической направленности личности будущего учителя в условиях интеграции традиционных и нетрадиционных знаний о сущности человека
Еще большую актуальность проблема исследования приобретает в связи с тем, что сегодня в философской, естественнонаучной, культурологической, религиозной, эзотерической литературе идет острая дискуссия по вопросам, научна ли научная картина миравозможен ли синтез науки, эзотерики и религииявляется ли человек частью макрокосма, т. е. микрокосмосом, и, стало быть, следует ли изучать законы…
ДиссертацияФормирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан
Целенаправленное ознакомление с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у детей и подростков эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед родиной и обществом. Искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине…
ДиссертацияДидактические основы межпредметных связей естественно-математических дисциплин, направленные на формирование творческого мышления учащихся средней школы
Методы исследования отражают три важнейшие специфически, особенности нашей работы: рефлексивность, теоретичность г ' монографичность. Соответственно нами используются: во-первых, методы науковедческого характера — методы эмпирическо! анализа текста, логические методы анализа понятий: интерпретацм.-. стержневых понятий как логико-методологических средств анализа операциональное определение базовых…
ДиссертацияФормирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД — будущих следователей
Цель педагога и, следовательно, обучения — сознательное стремление, целенаправленное решение изменить в лучшую сторону индивидуальность обучаемого: его интеллектуальную, мотивационную, волевую и другие сферы. Цель прежде всего предполагает результат, в данном случае — определённые изменения в мотивации, в отношении к учению. Поэтому цели должны быть максимально конкретными и диагностируемыми…
ДиссертацияИдентичность личности педагога в современном обществе как культурно-историческая проблема
При разработке методологических оснований диссертационного исследования использовались работы таких исследователей, как J1. Актон, Г. Балакришнан, Р. Барт, П. Бергер, JI. Бинсвангер, Дж. Бройи, К. Вердери, Гегель, Э. Геллнер, Э. Гидденс, Ж. Делез, М. Дуглас, С. Жижек, Р. Лэйнг, М. Манн, Т. Нейрн, С Прист, Р. Салецл, Ж.-П. Сартр, Э. Смит, С. Уолби, М. Фуко, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Э. Хобсбаум…
ДиссертацияЛингводидактические закономерности обучения фразеологизмам русского языка с национально-культурным компонентом в таджикской школе
Методологической основой исследования явились директивные документы: Государственный стандарт образования Республики Таджикистан (1996 год), Концепция национальной школы (2002г.), Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004 г.), Указы Президента Республики Таджикистан и Постановления Правительства- «Государственная программа совершенствования преподавания русского и английского языков…
ДиссертацияМетод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза
Выявлены сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях профессионального туристского образования. Определены особенности учебно-творческой деятельности на основе проектно-технологической деятельности, рассматриваемой как средство развития творческих способностей личности студентов туристского вуза. Уточнены сущность и содержание учебной творческой деятельности…
ДиссертацияМетодические аспекты профессиональной подготовки учителей специальности «Информатика»: В условиях становления многоуровневого пед. образования в Туве
Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположения, что в связи с переходом к многоэтапной структуре обучения информатике в школе, многообразию образовательных систем, роль методической подготовки учителя информатики существенно повышается, дополняется новыми компонентами, что потребует пересмотра объема, структуры и содержания этой подготовки. Вместе с тем, внедрение…
ДиссертацияМеждисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов
На сегодняшний день, когда содержание образования наполняется все новыми и новыми составляющими, когда мы выдвигаем новые компетенции, которыми должна обладать личность, мы не можем не использовать в учебном процессе междисциплинарные связи, позволяющие нам при таком возрастающем объеме знаний не увеличивать количество учебных предметов. Включение в процесс обучения таких универсальных проблем…
ДиссертацияРазвитие аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров-слушателей учреждений дополнительного профессионального образования
При разработке методики развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности мы, основываясь на положениях лично-стно-ориентированного и компетентностпого подходов в современном образовании, исходили из следующих требований: (1) методика должна удовлетворять лично значимые потребности слушателей в организаюрской деятельности, поэтому педагогическое воздействие со стороны…
ДиссертацияПроблемы методики изучения молекулярно-кинетической теории газа в классах с углубленным изучением физики Республики Вьетнам
При изучении этой темы учащиеся впервые должны совершить переход от усвоения динамических закономерностей к получению статистических представлений, без которых нельзя понять законы молекулярно-кинетической теории вещества. Решение этой задачи связано с раскрытием роли и содержания экспериментальных методов молекулярной физики. Среди них наиболее важные для формирования статистических…
ДиссертацияРазвитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников
Методологической основой исследования явились философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (H.A. Бердяев, B.C. Библер, JI.H. Гумилев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, B.C. Соловьев, К. Д…
ДиссертацияПедагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения: В процессе общеобразовательной подготовки студентов ССУЗ
Вопрос педагогической диагностики является в настоящее время одним из наименее изученных. Разногласия ученых вызывает определение предмета, содержания, методов исследования педагогической диагностики. Актуальна задача о соотношении педагогической и психологической диагностик. Наиболее плодотворно в педагогической науке этот вопрос разработан в трудах: Б. П. Битинаса, Н. К. Голубева, К…
ДиссертацияПедагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе
Актуальность проблемы. Сегодня обществу требуются универсальные специалисты, способные переключаться с одного вида деятельности на другой. Умение осваивать новые специальности является ценным фактором выживания и развития человека в новых изменившихся условиях. Потребность времени направляет взоры учёных на поиски тех рычагов, которые помогут человеку в современном мире состояться как личности…
ДиссертацияПедагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях
На первом этапе исследования (1997;1999 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы современного медиаобразования. Определялись объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, разрабатывался понятийный аппарат. Был проведен анализ уровня медиаграмотности студентов университетасформулированы цели и задачи исследования, намечены пути их решения. Ведущими…
ДиссертацияРазвитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала
Таким образом, экспериментальная работа позволила установить, что развитие логических суждений положительно влияет на качество усваиваемых знаний. Основываясь на критериальном анализе объема знаний учащихся (такие критерии как умение применять знания, используя ранее образованные ассоциации в новых условияхпереход, при анализе явлений и предметов, от опоры на внешние признаки к использованию…
ДиссертацияРазвитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста: На материале гуманитарных дисциплин
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется гуманизацией образования, в ходе чего происходит переоценка ценностей и человек признается творцом собственной жизни. В связи с этим возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, решающих в комплексе как образовательные задачи, так и задачи воспитания и развития личностных качеств. В содержание гуманитарного знания…
ДиссертацияРеализация демократических принципов в управлении общим и профессиональным образованием за рубежом
В ходе реформ образовательных систем этих стран тенденции к централизации сочетались с противоположными тендециями — к автономии, к усилению участия общественности, к демократизации в образовательной сфере. Стремление правительств этих стран разрешить данное противоречие привело к определенному балансу интересов между государством и обществом, между централизмом административных структур…
ДиссертацияРефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки
Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась в опытно-экспериментальной работе, а также посредством выступлений на ежегодных внутривузовских научных конференциях в Магнитогорском государственном техническом университете (2003, 2004 и 2005 годы), межвузовских научно-практических конференциях в Магнитогорском государственном университете (2004 и 2005 гг…
ДиссертацияПодготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
Анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с учителями показывают, что их до сих пор больше интересует степень овладения учащимися программным материалом, чем глубокая продуманная работа по развитию у школьников…
ДиссертацияПодготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в исследовании решались следующие задачи: охарактеризовать психолого-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу, связанную с проблемой исследованиядать сущностную характеристику приемам театрализации, определить особенности использования приёмов театрализации в обучении детейвыявить и обосновать психолого-педагогические…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе: на примере Самарского института управления
Выявление социально — образовательных потребностей людей позволило определить новую стратегию, содержание, формы и методы работы с потребителями образовательных услуг. Проведенный с позиций системно-целевого подхода анализ показал, что региональная система образования взрослых становится качественно новой социально-педагогической системой, в которой дополнительное профессиональное образование…
ДиссертацияСтановление педагогического колледжа как личностно и профессионально ориентированной образовательной системы
На смену единообразной структуры приходит многообразие образовательных учреждений, и программ. В результате этих качественных преобразований наряду с моноуровневой системой подготовки специалистов — педагогов высшей квалификации — начинает оформляться многоуровневая модель педагогического образования, ориентирующаяся на удовлетворение и развитие образовательных потребностей субъектов…
ДиссертацияОрганизация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников
Организация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников предполагает поэтапное (поисково-теоретическое, организационно-практическое, результативно-обобщающее) включение школьников в коллективные, групповые и индивидуальные формы, их согласование в логической последовательности в соответствии с выделенными направлениями учебной деятельности…
ДиссертацияПрактико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании результаты обеспечивают повышение эффективности процесса формирования коммуникативной культуры педагога. Разработана методика педагогической диагностики и прогнозирования развития основных механизмов функционирования коммуникативной культуры учителя. Представленные в диссертации научные идеи правомерно можно использовать при…
ДиссертацияПрименение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе ВУЗов МЧС России
Интерактивные виртуальные лаборатории — новые информационные технологии, объединяющие статическую визуальную информацию (текст, графику, цвет) и динамическую (анимацию), что позволяет тем самым создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных образах. Интерактивность дает обучающемуся в вузе МЧС России активную позицию при работе с виртуальной лабораторией, позволяет…
Диссертация